ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

А.Д.Софронова, О.В.Давыдова, Е.В.Постникова. Познавательная потребность как основной источник развития способностей одарённого ребёнка

Полный текст

В статье представлена практика МБДОУ детского сада «Берёзка» с. Ытык-Кюель Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) по развитию детской одарённости.

Ключевые слова: одарённость, признаки одарённости, способности, задатки, познание, эмоции.

Проблема работы над развитием детской одарённости чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом: новому обществу нужны люди с нестандартным мышлением. Они умеют ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Поэтому, если мы строим новое общество, то и люди там должны быть инициативные, творческие, заинтересованные, умеющие думать и действовать продуктивно. Таким образом, во главу образования в наше время ставится личность и её потенциальные возможности.

Одарённые дети очень разные: очень живые, даже иногда просто нахальные, и тихони, еле слышно произносящие ответ невероятно сложной задачи. Очень обаятельные, очаровательные и неловкие, стеснительные, оттаивающие лишь к концу встречи с незнакомым человеком.

Одарённым и талантливым детям свой­ственны следующие черты:

• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одарённых детей очень широки.

• Острое восприятие общественной несправедливости. Установка высоких требований к себе и к окружающим, живой отклик на правду, справедливость, гармонию и природу. Не могут четко развести реальность и фантазию.

• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

• Для одарённых детей, как правило – характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Поэтому одарённость, особенно творческая одарённость – большое счастье и большое испытание и для обладателей этого Дара, и для педагогов и родителей.

Одарённость – это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высокоразвитыми способностями.

Способности – это способы выполнения деятельности. Не отдельные приёмы, а глобальные, фундаментальные способы. От природы способностей нет, и не может существовать – ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести каким-то образом, прежде всего в деятельности.

Задатки – это реальные особенности мозга, которые, развиваясь, превращаются (а могут
и не превратиться) в способности.

Если провести аналогию, то задатки – семена будущего растения, которые могут сами по себе быть лучше или хуже, но об их качестве мы можем судить лишь после того, как из них что-либо вырастет.

При каких условиях задатки развиваются в способности? В педагогических институтах учат студентов, что для развития способностей нужна соответствующая деятельность.

Поняв, что способности развиваются в деятельности, просвещенные мамы и папы водят своих чад в кружки, студии и прочие группы развития, где детей обучают профессиональные педагоги. В школе не идёт у ребёнка что-то – надо с ним заниматься, развивать его способности. И вот с бедным ребёнком проводятся дополнительные занятия, нанимаются репетиторы. Опыт показывает, что толк от занятий бывает не чаще чем в одном случае из десяти. А способности развиваются и того реже. Чаще всего – напрасная трата сил, времени и денег.

 

Из наших наблюдений следует, что способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии. Деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость – задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности – способности, одарённость – не раскроется.

Кроме того, на ранних этапах развития способностей, т.е. в дошкольном и младшем школьном возрасте, всё зависит от познавательной потребности ребёнка. Чем ярче она проявляется в ребенке, тем больше вероятность высоких способностей.

Если способности от природы никому не даются, их надо развивать, то познавательная потребность – это действительно дар, которым награждён каждый. В пять-шесть лет одаренного ребёнка сразу видно, он отличается от других, но вот в два-три года понять, по какому пути развивается ребёнок, как обыкновенный или как одаренный, чаще всего невозможно.

Все дети любят узнавать, любят задавать вопросы, любят слушать, когда им читают, любят ломать игрушки, чтобы посмотреть, что у них внутри – словом, практически у каждого ребёнка в этом возрасте высокая познавательная потребность. Если у ребёнка в этом возрасте нет непрерывного стремления к познанию, значит, что-то с ребёнком не в порядке. Очень часто это первый признак заболевания, даже физического.

Не будет преувеличением сказать, что потребность в познании является настоящим «мотором» в развитии детской одарённости. Это связано не только и даже не столько с тем, что эта потребность обеспечивает добычу знаний, то, что называется расширением кругозора, но еще и с тем, что для развития способностей необходимо, чтобы умственная деятельность протекала на фоне ярко выраженных положительных эмоций – чувства радости, удовольствия, иногда даже интеллектуального восторга. Познавательная потребность как раз обеспечивает такой фон – именно потому при наличии удовольствия от умственной деятельности развитие способностей происходит почти незаметно, быстро и легко. При отсутствии таких эмоций способности не удаётся развить за долгие часы напряженной умственной работы.

В нашем ДОО создаются все условия для развития познавательной потребности детей, а именно организуются передвижные книжные выставки по запросам детей, кружки и студии по интересам ребёнка, мероприятия различной формы. Приведем примеры мероприятий.

По запросам родителей и детей созданы кружки «Робототехника» и «Художественное творчество», задействованы специалисты из Дома творчества «Сатыбыл». Организован шахматный кружок по программе И. Г. Сухина «Шахматы детям», преподают в нём члены семейной династии Софроновых: А.Д. Софронова, М.П. Софронов и Н.М. Софронова. Проводится индивидуальная работа по игре на хомусе, ведет её талантливый воспитатель Пономарёва Е.Е., ведётся театральная деятельность увлеченным своей работой педагогом Постниковой Е.В. Дети занимаются в вокальном ансамбле «Ступеньки» – руководитель Давыдова О.Е., танцевальном ансамбле «Солнечные лучики» – руководители Алексеев А.А. (работа с мальчиками) и Никифорова Л.Ю. (работа с девочками), идёт работа по логико-математическому направлению – Давыдова О.В. и Чохова Л.В.

Наши дети за время работы в республиканском проекте «Одаренный ребёнок» добились блестящих результатов:

• ГРАН-ПРИ «Чарующие звуки музыки» Чупрова Жасмина, рук. Пономарева Е.Е.-2016г.

• Тиин Мейи «Белочка»: II место – Неустроев Виктор – 2016 г., Черкашин Александр – 2017 г., рук. Давыдова О.В, Постникова Е.В.

• II Республиканская шахматная олимпиада: И.Г. Сухина среди дошкольников и младших школьников: Черкашин Александр – 1 место, рук Софронова Н.М.

• «Линии образа»: Петрова Айыына – II место-2016 гю, I место – 2017 г., рук Давыдова О.В., Постникова Е.В.

В заключение хотелось бы сказать, что для развития детской одарённости необходимо создавать условия для удовлетворения познавательных потребностей ребёнка, чтобы ум­ственная деятельность протекала на фоне ярко выраженных положительных эмоций – чувства радости, удовольствия, иногда даже интеллектуального восторга. В свою очередь, восторг от приобретения новых знаний ребёнок может выражать в танце, песне и даже рисунке.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.