ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

А.Г. Макоева. Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников по использованию здоровьесберегающей среды

№14 2020 А.Г. Макоева.  Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников по использованию здоровьесберегающей среды
Полный текст

Макоева Антонина Георгиевна – заведующая муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3, г. Владикавказ, «Заслуженный учитель РФ», «Заслуженный работник образования РСО-Алания», «Отличник народного просвещения РФ», «Заслуженный педагог РФ», награждена орденом Каменского «За заслуги в образовании»

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения и укрепления здоровья в контексте модернизации современного образования. В рамках рассматриваемой проблемы уточнено понятие: «Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников по использованию здоровьесберегающей среды», сформирован собственный взгляд на определение места и роли здоровьесберегающей среды в условиях ДОО. Выделяются и обосновываются необходимые условия формирования здоровьесберегающей среды в процессе инновационной деятельности педагогического коллектива и семьи МАДОУ Детского сада №3 по данной проблеме.

Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровьеформирующая среда, качество дошкольного образования, инновационная педагогическая деятельность, основы здорового образа жизни дошкольника.

В современных условиях развития дошкольного образования проблеме сохранения и укрепления здоровья уделяется значительное внимание. В главном документе дошкольного образования Федеральном государственном образовательном стандарте первая задача – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Государственная политика в сфере образования и охраны здоровья направлена на создание условий для поддержки, сопровождения, формирования мотивации к здоровому образу жизни детей. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года отмечает, что здоровьесбережение должно стать составляющей любой образовательной модели, соблюдение права ребенка на охрану здоровья в образовательном учреждении.

Одним из центральных вопросов в системе образования всегда был вопрос о создании условий для развития здоровья детей. Это направление остается актуальным и сегодня. Особая важность формирования здоровья у детей дошкольного возраста связана с особенностями возраста, становлением и развитием ребенка. Здоровье как фундамент благополучия и стартовых возможностей является показателем успешной деятельности дошкольника, его готовности к школе.

В инновационной программе «ОТ РОЖ­ДЕ­НИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Ве­раксы, сформулированы основные направления комплексной организации здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных организациях. На основе этой программы наш педколлектив определил первоочередные задачи, над которыми предстоит работать.

Все основные документы правительства Российской Федерации подчеркивают важность вопросов создания здоровьесберегающей среды для детей дошкольного возраста и ориентируют участников образования (детского сада и семьи) на поиск путей организации условий для формирования у детей основ здорового образа жизни.

Нынешняя система образования на первый план выдвигает развитие детей.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что в последние годы численность здоровых детей дошкольного возраста сократилась. Из всех хронических патологий воспитанников дошкольного возраста на первом месте стоят заболевания костномышечной системы. Численность дошкольников с нарушенной осанкой составляет 60–80%, дети с плоскостопием – почти 40%. 70% дошкольников страдают от замедленного развития скелета, слабой минерализации костных тканей. Кроме того, у дошкольников страдают пищеварительная, сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная системы, многие страдают аллергией. Почти 40% дошкольников составляют группу риска развития психических отклонений. Увеличивается количество врожденных отклонений.

Диспансеризация, проведенная в РСО-Алания, показала, что 32,1% дошкольников полностью здоровы (первая группа здоровья), 51,7% с функциональными отклонениями (вторая группа), 16,2% страдают хроническими болезнями (третья, четвертая и пятая группы).

Учитывая приведенные данные и основные принципы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» мы поставили перед собой задачу создать систему, включающую физкультурно-оздоровительную деятельность, применять самые действенные оздоровительные практики (проведение дыхательной гимнастики, посещение бассейна, соляной пещеры, приём фито и кислородных коктейлей, занятия мини-тенниса, су-джок-терапией, ортодоксальной гимнастикой А. Стрельниковой, коррекционной и телесноориентированной гимнастикой М. Норбекова, оздоровительной аэробикой, и пр.). В планомерно реализуемом физическом воспитании дошкольников участвуют медицинские и педагогические работники дошкольного учреждения.

Специфика оздоровительного комплекса мероприятий нашего детского сада состоит в том, что помимо развития и оздоровления дошкольников, он направлен на то, чтобы подготовить их к школьному обучению (развивается мелкая моторика, для чего применяются особые физические упражнения, вырабатывающие графические навыки по О. Филиповой).

Процесс воспитания и образования дошкольников включает в себя элементы народной педагогики, которые помогают детям познакомиться с национальной культурой. В частности, следует выделить проведение народных подвижных игр, задействование средств национальной педагогики и фольклора.

В процессе инновационной деятельности МАДОУ ДС №3 особое внимание педагогов обращено на разработку индивидуального образовательного маршрута с учетом индивидуально-личностных особенностей развития детей дошкольного возраста для обеспечения положительной мотивации всех видов физкультурно-оздоровительной деятельности, а также на формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни, используя разнообразные виды организации режима двигательной активности; на осуществление дифференцированного подхода к проведению закаливающих мероприятий с учетом состояния здоровья детей, цели, задачи и содержание образовательной работы: чему и как учить.

Подобный подход характерен и для оздоровления организма дошкольника с использованием средств народной педагогики и национально-регионального компонента. Можно также выделить аспект совершенствования исследовательской и инновационной деятельности по оздоровительному и лечебно-профилактическому сопровождению развития детей.

Принципиальное значение для улучшения качества дошкольного образования имеет сотрудничество ДОО и родителей, воспитание ответственности в деле сохранения и укрепления здоровья их детей.

Одновременно с этим физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОО представляет собой приоритетное направление во взаимодействии с воспитанниками. На это направлено формирование ряда условий. В частности, следует отметить функционирование медицинского блока – кабинета доктора и медсестры, процедурного кабинета, изолятора, плавательного бассейна, физиотерапевтического кабинета, соляной пещеры. Также работает детский психолог. В спортивном зале присутствует все соответствующее оборудование: спортивные тренажеры, нетрадиционный инвентарь, магнитные диски, гимнастические снаряды и пр. Группы оснащены мини-спортивными уголками. Функционирует музыкальный зал и национальная студия, имеется несколько логопедических кабинетов.

На территории детского сада функционирует мини-стадион, где можно играть в спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол. Стадион также оснащен беговой дорожкой, БУМ, рукоходом, необходимым инвентарем для физического развития дошкольников на воздухе. Установлено несколько многофункциональных лавочек различной высоты, которые тренируют у воспитанников равновесие. Также они применяются в качестве трибун, обеспечивающих безопасность младших и старших дошкольников, когда проводятся общие музыкально-спортивные мероприятия на воздухе.

Инновационная работа МАДОУ Детский сад№3 сегодня направлена на выбор и осуществление комплексной и развивающей работы с детьми и родителями, на основе разработки оптимальных технологий формирования ЗОЖ ребенка. При построении здоровьесберегющей образовательной среды наш педагогический коллектив продолжает работу над решением взаимосвязанных задач, которые предусматривает инновационая программа (Н.Е.Веракса). Педагогический коллектив активно пропагандирует свой опыт работы по внедрению в воспитательо-образовательноую деятельность с детьми «Здоровьесберегающие педагогические технологии» на семинарах, методических объединениях на конференциях разного уровня, организованных на базе нашего детского сада УО АМС г. Владикавказа, РИПКРО, для медицинских работников, воспитателей по физической культуре, старших воспитателей и заведующих.

Результаты физкультурно-оздоровительной деятельности нашеДОО отмечались на методических объединениях Управлением образования г.Владикавказа на «Педагогическом марафоне», где отмечались высокий уровень физического интеллектуального развития детей.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.