Алещенко Илона Николаевна – старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 11 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район (ст. Новощербиновская, Краснодарский край)
Данное пособие предназначено для педагогов, которые хотят разнообразить детскую деятельность интересными моментами, не боятся экспериментировать и заморочиться при подготовке к играм (пошить повязки и корзинки, приготовить большое количество дидактического и вспомогательного материала и т.д.). Это пособие содержит игры-занятия, якобы давно известные (типа «Чудесный мешочек» или графический диктант), но они модифицированные под цели изменения приоритета способов получения информации, а также авторские, придуманные мной. Игровые задачи прописаны к каждой игре, а развивающие цели у всех игр почти идентичные, о них было написано ранее, поэтому они не прописаны к каждой игре отдельно. Также в пособие включена методическая разработка образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста содержащая деятельность с изменением приоритета способа получения информации и иммерсивный подход к организации этой деятельности.
Ключевые слова: восприятие, приоритет, игры, без визуальных образов, ощущения.
Добро пожаловать в мир игр без предложенных визуальных образов!
* простые игры
** игры средней сложности
*** условно сложные игры
**** сложные игры
Материал и оборудование: пирамидки из разного количества колец и разного материала (деревянные, пластмассовые), повязка на глаза, мягкая корзинка.
Игровая задача: собрать пирамидку в убывающем или возрастающем порядке с завязанными глазами на ощупь.
Усложнение игры: в мягкой корзинке лежат два набора колец пирамидок, сделанных из разного материала (например, деревянные и пластиковые).
Ход игры: предложить детям собрать пирамидку в убывающем или возрастающем порядке с завязанными глазами на ощупь. Анализ выполненного задания ребенок проводит сам, сняв повязку.
Материал и оборудование: пазлы, изготовленные из толстого картона (готовая геометрическая фигура размером 8 см), повязка на глаза.
Игровая задача: собрать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал) из двух отдельных частей.
Усложнение игры:
-собрать геометрические фигуры из трех частей;
-размер готовой геометрической фигуры уменьшить до 5 см;
-размер готовой геометрической фигуры увеличить до 15 см;
-предложить смесь отдельных частей для двух геометрических фигур.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать геометрическую фигуру (допустим квадрат) из отдельных частей. Анализ выполненного задания ребенок проводит сам, сняв повязку.
Материал и оборудование: лист картона формата А4 (или лист бумаги формата А4, прикрепленный на толстый картон (так называемый самодельный планшет)), карандаш (фломастер, ручка), повязка на глаза.
Игровая задача: нарисовать заданные воспитателем геометрические фигуры (круг, квадрат, ромб, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция) в заданных местах на листе бумаги (слева вверху, слева внизу, справа вверху, справа внизу, в центре листа) с завязанными глазами.
Усложнение игры: добавить места для рисования: слева в центре, справа в центре, сверху в центре, снизу в центре).
Ход игры: предложить детям обследовать планшет, найти у него длинные и короткие стороны, положить планшет так, чтобы одна из длинных сторон была внизу, другая вверху, а короткие справа и слева (горизонтальное расположение листа). Педагог дает задания нарисовать ту или иную геометрические фигуры (круг, квадрат, ромб, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция) в заданных местах на листе бумаги (слева вверху, слева внизу, справа вверху, справа внизу, в центре листа) с завязанными глазами.
Анализ выполненного задания ребенок проводит сам, сняв повязку.
Материал и оборудование: самодельный планшет (лист А4, прикрепленный на лист толстого картона), карандаш, повязка на глаза.
Игровая задача: наносить точки на лист бумаги, начиная от центра листа, на одинаковом расстоянии друг от друга.
Усложнение игры: наносить точки на лист бумаги, начиная от центра листа, на одинаковом расстоянии друг от друга с завязанными глазами.
Ход игры: предложить детям обследовать планшет с завязанными глазами, найти у него длинные и короткие стороны, положить планшет так, чтобы одна из длинных сторон была внизу, другая вверху, а короткие справа и слева (горизонтальное расположение листа).
-карандаш поставить в центр листа;
-2 шага вверх;
-4 шага влево;
-3 шага вниз;
-2 шага вправо;
-вокруг этой точки нарисуйте круг и вернитесь обратно в эту точку;
-4 шага вправо;
-вокруг этой точки нарисуйте круг и вернитесь обратно в эту точку;
-1 шаг вправо;
-2 шага вверх;
-1 шаг влево;
-1 шаг вверх;
-1 шаг влево.
Снять повязку и посмотреть, что получилось.
Графические диктанты можно взять готовые из «Рисуем по клеточкам», или придумать самим.
Материал и оборудование: мягкая тканевая корзинка с конструктором Лего, простая фигурка (дом, ракета, машина, ёлка и др.), сделанная из конструктора Лего для образца (для каждого ребенка), повязка на глаза.
Игровая задача: собрать фигурку из Лего по образцу с завязанными глазами.
Ход игры: предложить детям обследовать фигурки на ощупь (каждый свою), определить, что это, из каких частей конструктора состоит, и сделать из конструктора такую же. Анализ выполненного задания ребенок проводит сам, сняв повязку. Можно предложить сравнить цвет образца и сделанной ребенком фигурки.
Материал и оборудование: пластилин, простые пластиковые фигурки (фрукты, овощи, например) для образца, повязка на глаза.
Игровая задача: слепить фигурку из пластилина по образцу с завязанными глазами.
Ход игры: предложить детям обследовать фигурки на ощупь (каждый свою), определить, что это, из каких частей состоит, какой формы, и сделать из пластилина такую же. Анализ выполненного задания ребенок проводит сам, сняв повязку. Можно предложить сравнить цвет образца и сделанной ребенком фигурки.
Материал и оборудование: мозаика из плоских фигур (можно взять плоские фигуры из набора счетного материала), повязка на глаза. Можно взять магнитную мозаику, которая содержит металлическое поле (планшет) и геометрические фигуры с магнитной поверхностью.
Игровая задача: сложить фигурку или композицию по заданию педагога (можно по замыслу ребенка) с завязанными глазами.
Ход игры: предложить детям сложить фигурку (композицию) по заданию педагога (по замыслу ребенка) с завязанными глазами. Анализ выполненного задания ребенок проводит сам, сняв повязку.
Зимний вариант игры.
Материал и оборудование: пластилин разных цветов, картонная фигура елки, повязка на глаза.
Игровая задача: украсить елку игрушками.
Ход игры: предложить детям отщипывая небольшие кусочки пластилина разных цветов и скатав шарики, украсить елку, придавливая пальчиками пластилин к картонной елке.
Летний вариант игры.
Материал и оборудование: пластилин разных цветов, фигурка божьей коровки (в моем случае красные металлические крышки с нарисованной головой и глазками), картонная фигурка «платье», картонная фигурка «мухомор» (или другие на усмотрение педагога, требующие украшения кружочками), повязка на глаза.
Игровая задача: украсить фигурку кружочками на ощупь.
Ход игры: предложить детям отщипывая небольшие кусочки пластилина разных цветов и скатав шарики, украсить фигурку, придавливая пальчиками пластилин к фигурке, находя на ощупь область нанесения кружочков.
Анализ выполненного задания ребенок проводит сам, сняв повязку.
Материал и оборудование: лист бумаги формата А4 (можно цветной для принтеров); 6 размеров картонных овалов, вытянутой формы; один картонный круг, диаметром примерно таким, как поперечный размер овала.
Игровая задача: выложить на листе бумаги фигуру пирамидки из отдельных частей
(6 овалов и один круг), повязка на глаза.
Ход игры: предложить детям с завязанными глазами обследовать лист бумаги, найти у него короткие и длинные стороны. Для интереса предложить детям угадать цвет листа. Предложить положить лист одной из длинных сторон к себе, взять двумя руками за нижние уголки и сложить лист пополам от себя (в другой раз можно предложить обратный способ сгибания листа – сверху вниз). Пригладить сгиб. Раскрыть лист и расправить на столе, расположив его вертикально (одной из коротких сторон к себе). Предложить детям нащупать линию сгиба, проверить правильно ли расположен лист.
Предложить детям нащупать в мягкой корзинке геометрические фигуры и охарактеризовать их: какая фигура, из чего сделана, на что похожа, какими размерами.
Предложить детям представить, что линия сгиба – это остов для пирамидки. Предложить выбрать самый большой овал и расположить его горизонтально (лежа) внизу листа на линию сгиба – это будет первое колечко в нашей пирамидке. Предложить детям подумать какой овал нужно брать следующим, чтобы собрать пирамидку (чуть меньше первого, самый большой из оставшихся). И так до последнего овала. Дать детям возможность остальные овалы самостоятельно выбирать из корзинки и самостоятельно размещать на листе бумаги. Когда в корзинке останется круг – предложить завершить работу верхушкой, которая в форме круга. Напоминать детям об осторожности движений рук, чтобы не свалить на пол детали мозаики, чтобы не сдвинуть свои детали, которые были положены ранее.
Предложить снять повязку и провести анализ выполненных работ самостоятельно, вспомнить каждого версию о цвете листа и сравнить с реальным цветом. Поздравить ребенка, который угадал (увидел) цвет листа.
Материал и оборудование: небольшие тканевые мешочки одинакового цвета, но с разным наполнителем (пшеница, фасоль, каштаны, семечки, мелкая галька, крупные камешки (голыши), песок и др.), повязка на глаза.
Игровая задача: угадать что находится внутри, найти тот мешочек, где находится именно то, что загадал педагог.
Ход игры: предложить детям угадать что находится внутри каждого мешочка, найти тот мешочек, где находится именно то, что загадал педагог. В этой игре можно повязку на глаза не надевать, но лучше надеть, чтобы исключить работу зрительного органа для решения этих задач вообще.
Материал и оборудование: квадратный лист бумаги (можно разных цветов), повязка на глаза.
Игровая задача: выполнить простые действия с листом бумаги (поворот, переворот, сгиб и др.) с завязанными глазами.
Ход игры: предложить детям обследовать лист бумаги, лежащий на столе, определить какой он формы.
Предложить предположить какой у кого цвет листа.
Задания для оригами:
-взять лист бумаги за левую сторону листа и приложить ее к правой стороне листа (сложить пополам, сделать сгиб посередине листа);
-разложить обратно;
-прощупать вертикальную линию сгиба и назвать ее «спинка»;
-взять левый верхний угол листа и приложить его к середине листа;
-пригладить пальцем линию сгиба и назвать ее «левое крыло»;
-взять правый угол листа и приложить его к середине листа;
-пригладить пальцем линию сгиба и назвать ее «правое крыло»;
-сложить получившуюся фигуру пополам по центральной линии сгиба (по «спинке»), приложив и соединив правое и левое крыло;
-положить фигуру спинкой к себе;
-нащупать одно крыло и сложить его так, чтобы линия сгиба крыла соединилась с линией сгиба спинки;
-пригладить новую линию сгиба;
-перевернуть самолет на другую сторону и, нащупав другое крыло, сложить его так, чтобы линия сгиба крыла соединилась с линией сгиба спинки;
-пригладить новую линию сгиба.
Предложить детям снять повязки и оценить поделку.
Материал и оборудование: одна повязка на глаза.
Игровая задача: с завязанными глазами на ощупь определить кто стоит перед водящим.
Ход игры: с помощью считалки выбирают водящего (Дракона), все дети стоят в ряд перед водящим, педагог завязывает водящему глаза и предлагает на ощупь определить кто стоит перед ним. Дети меняются местами и строятся опять в ряд перед водящим. Водящий по очереди подходит к каждому ребенку и, ощупывая его, угадывает кто перед ним стоит. Если водящий угадывает ребенка – этот ребенок становится сзади водящего, образуя «хвост Дракона». Если водящий не угадывает ребенка, то этот ребенок становится в хвост ряда, давая возможность еще раз водящему угадать его. Когда остается один не угаданный ребенок, Дракон снимает повязку, дети кричат хором слова: «Раз, два, три – беги!» и Дракон, вместе со своим хвостом (детьми, стоящими сзади него) должен поймать этого ребенка В следующей игре водящим (драконом) может быть ребенок, которого Дракон так и не угадал или опять выбрать Дракона по считалке.
Материал и оборудование: повязка на глаза, мягкая игрушка жук.
Игровая задача: угадать кто из детей произнес фразу.
Ход игры: дети выбирают ведущего игры, завязывают ему глаза. Дети стоят вокруг ведущего и передают по кругу небольшую мягкую игрушку жука, произнося хором такие слова:
– «Жук на солнышко летит, угадай, кто говорит!»
У кого остался жук, тот произносит слова:
– «Жу-жу-жу, жу-жу-жу, кто сказал – не расскажу!»
Ведущий угадывает, кто произнес эту фразу. Если ведущий угадал, кто это сказал, то ведущим становится тот, кто говорил. Если ведущий не угадал, кто говорил, то он еще раз ведет игру. Если ведущий не угадывает три раза, то ведущего выбирают считалкой заново, а он становится в круг.
Материал и оборудование: настоящие овощи и фрукты (яблоки, груши, лимоны, апельсины, мандарины, огурцы, помидоры, картофель, лук и другие по выбору педагога) – на каждого ребенка отдельный набор, по одному пластмассовому муляжу фрукта или овоща (для создания дополнительных характеристик: настоящий-пластмассовый), повязка на глаза, мягкая корзинка с низкими бортиками для каждого ребенка.
Игровая задача: определить с завязанными глазами на ощупь что за фрукт или овощ.
Вариации игры: в корзинке лежат только овощи, в корзинке лежат только фрукты, в корзинке лежат овощи и фрукты, к любому из наборов добавить для проблемной ситуации пластмассовый муляж.
Ход игры: педагог предлагает детям обследовать на ощупь с завязанными глазами содержимое корзинки, определить, что это, а потом найти тот или иной фрукт или овощ. Можно предложить, чтобы дети по очереди называли то, что нужно найти. Сказать детям, что можно даже нюхать овощи-фрукты, чтобы определить. Когда все дети найдут нужный предмет– педагог предлагает описать его: холодное, тяжелое, пахучее, настоящее, гладкое, шершавое. Предложить детям угадать цвет. Как вариант можно предложить снять повязку, чтобы проверить версию цвета предмета.
Инструкция и пояснения к организации и проведению этого вида деятельности.
Этот вид деятельности экспериментальный. Существуют большие риски, что дети быстро устанут быть в повязках (начнут ерзать на стульях, трогать повязку), в этом случае нужно плавно перейти к концу занятия и предложить снять повязки. Этого может не произойти, если дети уже знакомы с таким видом деятельности и много играли в игры с изменением приоритета получения информации (см. игры выше).
Для этого занятия нужно подобрать музыкальное сопровождение «Звуки природы» для всех времен года, плюс звук «Преображение. Волшебство», для создания эмоционального отклика.
Предметы, характерные для разных времен года: это могут быть овощи-фрукты, веточки с почками (для весны), лист клена (для осени) и другие, на усмотрение педагога.
Для времени года «зима» нужно побрать картонные коробки с низкими бортиками (например, от конфет) и наполнить их крахмалом в смеси с колотым льдом. Характерный крахмальный хруст и холод льда создаст иллюзию снега.
Символические указатели времен года: солнышко-лето, облачко-весна, осенний лист – осень и снежинка – зима. Снежинку разместить там, где дети будут потом играть с крахмалом. Эти указатели нужно разместить в разных сторонах группового помещения, но с легким доступом к ним, чтобы у детей была возможность быстро и легко их найти и прийти к ним.
Педагогу нужно будет в начале занятия после надевания всеми детьми повязок поставить на каждый стол мягкую корзинку с предметами. А перед временем года «зима» сменить корзинку на коробок с крахмалом.
При планировании проведения этого занятия, порядок расстановки времен года нужно начинать с времени года, который следует за реальным временем года (если мы планируем провести это занятие весной, то первое время года, куда дети попадут, будет лето.
Задачи: учить детей описывать предметы, не имея зрительного образа; развивать выдержку, усидчивость, аккуратность; научить детей доверять своим ощущениям и уметь описывать их; развивать воображение; закрепление зрительных образов тактильными ощущениями и подтверждение тактильных ощущений зрительными; пополнить детский багаж тактильными ощущениями.
Оборудование: повязки на глаза, предметы для всех времен года, мягкая корзинка с низкими бортами, коробки с низкими бортиками, наполненные крахмалом и колотым льдом, символические указатели времен года, веер (для создания иллюзии ветра), распылитель для воды (для создания иллюзии дождя), ароматические масла (например, арбуза, клубники, яблока, мимозы) для создания дополнительных ощущений и ассоциаций.
-Ребята, скажите пожалуйста, кто боится темноты?
-А что страшного может быть в темноте?
-А если закрыть глаза – это темнота?
-А кто может что-то видеть с закрытыми глазами?
-А что можно увидеть с закрытыми глазами?
-А какие игры вы знаете, когда нужно завязывать глаза?
-А что можно делать с завязанными глазами?
-Скажите, а путешествовать можно с завязанными глазами?
-А хотите поиграть со мной в новую игру? Ну тогда начнем.
-У каждой игры есть свои правила. Так как эта игра новая – правила расскажу я:
1. Во время игры всем нужно быть с завязанными глазами.
2. Если ты хочешь выйти из игры, подними руки высоко вверх – я тут же сниму повязку с ваших глаз.
3. Если тебе стало страшно, подними руки высоко вверх – я тут же сниму повязку с ваших глаз.
4. Если тебе станет неуютно, подними руки высоко вверх – я тут же сниму повязку с ваших глаз.
-Итак, начинаем.
Надеваю детям на глаза повязки. Дети сидят на своих местах по одному за столами. Столы расположены полукругом (дети лицом направлены в центр), в центре которого должен разместится педагог, а за его спиной поставить стол со всем дидактическим и вспомогательным материалом, который нужен будет во время игры.
– Я закрою вам глаза, и мы отправимся в путешествие во времени. Сядьте поудобнее.
Звучит музыка «Трансформация, волшебство».
– Ой, ребята, мы куда-то попали. Вам нужно, не снимая масок, угадать в какое время года мы попали. Для этого мы должны внимательно слушать звуки, может даже кто-то почувствует запах.
Звучит музыка «Звуки природы. Весна».
Аромат мимозы. Веер.
-Ребята, что за время года, как вы думаете?
-Почему вы так решили?
-Звуки чего вы слышали?
-Что еще вам подсказало, что это весна?
-У всех на столе лежат предметы. Выберете на ощупь тот предмет, который подойдет к времени года «весна».
(Обсудить с детьми предметы, которые они выбрали, спросить, почему именно этот предмет подходит к этому времени года).
Звучит музыка «Трансформация, волшебство».
Звучит музыка «Звуки природы. Лето».
-Ребята, мы опять куда-то перенеслись?
-Давайте внимательно прислушаемся и попробуем угадать, в какое время года мы попали.
-Ребята, что за время года, как вы думаете?
-Почему вы так решили?
-Звуки чего вы слышали?
-Что еще вам подсказало, что это лето?
(Звуки природы, аромат арбуза, клубники, легкий ветерок)
-У всех на столе лежат предметы. Выберете на ощупь тот предмет, который подойдет к времени года «лето».
(Обсудить с детьми предметы, которые они выбрали, спросить, почему именно этот предмет подходит к этому времени года).
Звучит музыка «Трансформация, волшебство».
Звучит музыка «Звуки природы. Осень»
-Ребята, мы снова в другом времени года.
-Давайте внимательно прислушаемся и попробуем угадать, в какое время года мы попали.
-Ребята, что за время года, как вы думаете?
-Почему вы так решили?
-Звуки чего вы слышали?
-Что еще вам подсказало, что это Осень?
(Звуки природы, дождь (распылитель), ветер (веер).
-У всех на столе лежат предметы. Выберете на ощупь тот предмет, который подойдет к времени года «осень».
(Обсудить с детьми предметы, которые они выбрали, спросить, почему именно этот предмет подходит к этому времени года).
Звучит музыка «Трансформация, волшебство». Звучит музыка «Звуки природы. Зима». (Убираю корзинки с предметами и ставлю картонные коробки с низкими бортиками, наполненные крахмалом и колотым льдом)
-Ребята, мы снова в другом времени года.
-Давайте внимательно прислушаемся и попробуем угадать, в какое время года мы попали.
-Ребята, что за время года, как вы думаете?
-Почему вы так решили?
-Звуки чего вы слышали?
-Что еще вам подсказало, что это Зима?
(Звуки природы).
-А сейчас опустите руки на стол и пощупайте.
(На столах у каждого стоят картонные коробки с низкими бортиками, наполненные крахмалом и колотым льдом)
-Что вы чувствуете?
-На что это похоже?
-Какой он на ощупь?
-Опустите руки на колени.
(Убираю коробки с крахмалом себе на стол).
Звучит музыка «Трансформация, волшебство».
-Опустите головы на стол и снимите повязки.
-Мы снова оказались в своем времени года.
-Ребята, мы только что путешествовали во времени по временам года.
-Скажите мне, пожалуйста, что вы видели во время путешествия?
-Что вы чувствовали?
-А что видел ты, Андрей? А ты, Кирилл?
Задать еще несколько уточняющих вопросов по ответам детей.
-Ребята, это какое-то волшебство, у вас были завязаны глаза, а столько увидели, как так может быть?
Выслушать версии всех детей.
-Что помогло нам все это увидеть?
-А что мешало вам? А если бы вы были без повязок, вам бы лучше было?
-А сейчас подойдите к корзинкам и посмотрите на предметы, которые вы обследовали.
-А теперь осталось последнее задание:
Предметы для времени года «весна» нужно отнести к ориентиру «весна», так как ходят ранней весной медведи: вперевалочку, но быстро.
Предметы для времени года «лето» нужно отнести к ориентиру «лето», так, как прыгают летние кузнечики: высоко и далеко.
Предметы для времени года «осень» отнести к ориентиру «осень» так, как летит в ветреный осенний день сорванный с дерева лист: кружась и перемещаясь по группе так, как вам кажется дует ветер осенью. Но нужно это сделать так, чтобы не натолкнуться ни на мебель ни друг на друга.
-А этим волшебным снегом можно поиграть. Можно взять для игры мелкие игрушки (машинки, зверушки, человечки и др.)
Ваша корзина пуста