ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

А.Н. Ивлева. Методы коррекционной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях физической культуры

№12 2020 А.Н. Ивлева.  Методы коррекционной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях физической культуры
Полный текст

Ивлева Алена Николаевна – инструктор по физической культуре, Центр развития ребенка детский сад №17 «Журавушка», Краснодарский край, г. Тихорецк, ivleva.alena2015@yandex.ru 

В статье проведен анализ методов коррекционной педагогики в дошкольных учреждениях на занятиях физической культуры. Методология исследования – анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Ключевые слова: коррекционная педагогика, дошкольные учреждения, физическое воспитание, личность.

Статистика последних лет показала, что детей с нарушениями здоровья или с ограниченными возможностями стало больше. Искать причины в техническом прогрессе или, например, в экологической обстановке нет смысла. Нужно создать все благоприятные условия для развития особенных деток, чтобы они не были изолированы от общества и сверстников.

Дошкольное учреждение является первой ступенькой в жизни ребёнка на пути к получению образования. Специалистами используется комплексный подход в коррекционно-педагогическом процессе, который позволяет детям повышать эмоциональное состояние и улучшать физическую подготовку. [1]

Физическое воспитание является основной составляющей при работе с детьми. Это помогает как восстанавливать здоровье и функции организма, так и улучшать физическое состояние.

Физкультурные занятия будут плодотворны только тогда, когда в центре будет стоять ребёнок как личность со всеми особенностями и интересами. Обычная физподготовка в дошкольном учреждении не выявляет какие-либо наклонности и способности детей или же, наоборот, отклонения от нормы, ставя жёсткие рамки на занятии.

Что такое метод и как его используют на занятии? Методом является система приёмов, которая корректирует процесс обучения и меняется в зависимости от поставленной задачи. Так, в физическом воспитании это грамотное регулирование нагрузок на детский организм и правильная систематизация и сочетание упражнений. Любой метод тогда будет по-настоящему действенным, когда между педагогом и ребёнком сформируется крепкий тандем. [2]

Физическая подготовка в дошкольном учреждении делится на следующие методы:

1. Информационно-рецептивный метод (Взаимоконтакт между воспитателем и ребёнком, где первый должен чётко и понятно объяснить материал, а второй хорошо его усвоить).

2. Репродуктивный метод (Продумывание комплекса физических упражнений, которые ребенок должен повторить. Этот метод позволяет использовать полученные навыке на практическом уровне).

3. Метод проблемного обучения (Является основным методом, при котором ребенок самостоятельно ищет ответ на возникший вопрос. Система обучения, в которой отсутствует метод проблемного обучения не является полной).

4. Метод творческих заданий (Возможность ребенка осуществить творческие идеи самостоятельно или же в кругу ребят. Данный метод прорабатывает как организационные навыки, так и фантазию).

5. Метод строго регламентированного упражнения (Метод направлен на обустройство благоприятной среды для обучающихся. В нем прописаны оптимальные нагрузки, перерывы и подходы. является универсальным для детей определённой возрастной группы).

6. Метод круговой тренировки (Цель метода-всестороннее развитие, комплексный оздоровительный подход. Когда ребенок идет по кругу и параллельно выполняет набор движений, идет развитие многих систем организма, ребенок обучается навыку параллельного выполнения нескольких задач).

7. Соревновательный метод (Метод успешно используется во всех возрастных группах. Направлен на усвоение и закрепление материала в форме соревнования).

8. Наглядные методы (Направлен на развитие сенсорных способностей организма). [3]
Формы физического воспитания подразделяются на следующие категории:

  1. Утренняя гимнастика.
  2. Подвижные игры.
  3. Физкультминутки.
  4. Фонетическая ритмика.
  5. Музыкальные занятия.
  6. Занятия по физическому воспитанию.

В чем заключается коррекционно-педагогическая работа с ребятами? В течение года педагоги дошкольных учреждений проводят занятия и различные упражнения, благодаря чему идет улучшение результатов и получение определённых навыков.

Специалистами был составлен план исследований физической подготовки детей в детсадах:

  • прыжки в длину;
  • прыжки в высоту;
  • исследования гибкости (различные виды наклонов);
  • беговые упражнения;
  • метание мяча из сидячего положения.

При исследовании нужно организовать спокойную и благоприятную атмосферу, чтобы избежать стрессовых ситуаций. Рекомендовано проводить в игровой форме.

К каждой возрастной категории ребят нужен специальный подход: младший возраст более застенчивый, старший-раскрепощенный и активный.

Список литературы

1. Мастюкова Е.М. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития. – М.: АРКТН, 2018. – 192 с.

2. Утробина К.К. Занимательная физкультура в ДОУ. – М.: ГНОМ и Д, 2017. – 128 с.

3. Шамарина Е.В. Обучение детей с задержкой психического развития. – М.: ГНОМ и Д, 2017. – 80 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.