ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

А.Н.Ивлева. Корреляция паспортного и двигательного возраста дошкольника

№05 2020 А.Н.Ивлева. Корреляция паспортного и двигательного возраста дошкольника
Полный текст

Сегодня физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в соответствующих профильных учреждениях на основе свыше двадцати федеральных образовательных программ, а также методик, разработанных непосредственно педагогами. Воспитание и развитие физических качеств направлено непосредственно на решение одного из ключевых вопросов – сохранение и укрепление здоровья. В процессе формирования групп для занятий физической культурой, помимо учета состояния здоровья и половой принадлежности, целесообразно также принимать во внимание и уровень развития двигательных качеств, которые находят свое выражение в таком показателе, как двигательный возраст. Соотношение же двигательного и фактического возраста каждого конкретного ребенка позволяет избежать излишних индивидуальных нагрузок, определяя при этом сферу физического развития, поддержку которой необходимо осуществить на определенном возрастном этапе.

Ключевые слова: физическая культура, возраст, соотношение, ребенок, показатель.

В современной науке распространено мнение, что развитие индивида обусловлено влиянием трех ключевых программа: видовой, социальной и онтогенетической. При этом, последняя программа формируется как следствие взаимодействия социальной и генетической программ.

Одну из основных ролей в развитии двигательной деятельности индивида играет социальная программа, которая подтверждается практикой спорта и физической культуры, а также систематическим ростом разнообразия и сложностью физических упражнений.

В теоретической литературе отражены следующие термины: паспортный (календарный, хронологический) и «биологический возраст».

Паспортный возраст представляет собой период от момента рождения, и определяется количеством прожитых дней, месяцев и лет.

В свою очередь, биологический возраст демонстрирует степень зрелости (интеллектуальной и физической), которую достиг человеческий организм в процессе своего развития.

Термин «биологический возраст» появился в связи с тем, что дети и подростки, имеющие один паспортный возраст, часто обладают отличиями по степени их биологической зрелости на 4–5 лет, обладая в периоды гармоничной акселерации большими морфофункциональными возможностями, нежели их ровесники.

Исследования И.И. Бахраха демонстрируют, что подростки мужского пола одного и того же паспортного возраста, обладающие разным темпом полового созревания имеют существенные отличия по уровню морфофункциональных показателей. В этой связи необходимо отметить, что характер физического развития и специфика адаптивных реакций кровообращения и дыхания у таких детей более существенно обусловлены индивидуальными темпами полового созревания, нежели их паспортным возрастом.

Вместе с тем, на сегодняшний день, нормативы контрольно-педагогических испытаний физической подготовленности дошкольников строго рассчитаны, в связи с чем, организаторы спортивных мероприятий отталкиваются от показателей паспортного, а не биологического возраста.

В этой связи решение вопросов относительно физического воспитания дошкольника, его обучение спортивным навыкам, а также развитие физических качеств без установления конкретного паспортного, биологического и двигательного возрастов не представляется возможным. Данные показатели необходимы для тренера либо преподавателя с целью установления системы физической нагрузки, которую достаточно проблематично определить в различные возрастные периоды.

Непосредственно двигательный возраст характеризуется данными о физическом развитии дошкольника в конкретном физическом либо спортивном упражнении, исходя из паспортного возраста ребенка.

Под двигательным возрастом принято понимать степень зрелости и развития двигательных качеств индивида на определенном возрастном этапе. Такой подход позволяет избежать «потерь» одаренных детей, не готовых на конкретном возрастном этапе, в силу своих габаритов, выполнить определенный контрольный норматив, направленный на установление конкретного двигательного качества ребенка. Однако, невыполнение определенных нормативов может быть компенсировано физиче­скими действиями иного характера.

Несмотря на то, что занятия физической культурой вносят поправки в общий результат двигательного качества ребенка, определенные изменения в его физической подготовке возможны исключительно в пределах индивидуальной ответной нормы реакции его организма, поскольку каждый ребенок имеет свою норму.

Каждый ребенок проходит идентичные стадии развития, однако в темпах и периоде биологического созревания имеют место существенные индивидуальные различия.

Исследованиями установлено, что в каждом возрасте более зрелые дети, как правило, обладают некоторыми преимуществами перед ровесниками с нормальными либо замедленными темпами созревания, как по уровню развития силовых способностей, так и по функциональной производительности и росто-весовым данным.

Вместе с тем, при сопоставлении исключительно паспортного и двигательного возраста, биологическая зрелось и габаритное варьирование ребенка не принимаются во внимание, что значительно снижает информативность приводимых данных и их прогностическую способность.

Таким образом, только комплексные знания морфологических показателей, характеризующих ребенка, в сочетании с функциональными параметрами дают объемное представление о развитии организма ребенка и позволяют квалифицированно строить учебно-тренировочный процесс, производить отбор и ориентацию в виды спорта.

Исходя из этого, для теории и практики физической культуры по-прежнему актуальным является знание соотношения фактического и биологического возраста, т.к. биологический возраст, как индивидуальный показатель биологической зрелости, в большей мере, чем фактический (паспортный) отражает онтогенетическую зрелось организма человека.

В педагогической и медико-биологической литературе традиционными являются представления, что в основе развития способностей, в том числе и двигательных (моторных), лежат биологически закрепленные предпосылки развития – задатки.

Они многозначны, многофункциональны, а значит, на основе одних и тех же предпосылок, могут развиваться различные свойства организма, возникать неодинаковые совокупности признаков, разные формы их взаимодействия.

Существенно влияя на процесс формирования способностей и содействуя успешному их развитию, задатки вместе с тем не предопределяют одаренность человека к той или иной деятельности.

Развитие способностей – результат сложного взаимодействия генетических и средовых факторов; в качестве факторов среды выступают процессы направленного воспитания, обучения и тренировки.

Изучение двигательного возраста во взаимосвязи с возрастом паспортным могут явиться важными показателями для обоснования профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

В целом учет особенностей процесса роста и развития организма на этапе созревания, детерминирующие его темп, очередность избирательного развития той или иной функциональной системы необходим при организации занятий физической культурой.

Попытка свести к минимуму данные показатели негативно сказываются на состоянии здоровья растущего поколения. Принимая во внимание характеристику двигательного возраста дошкольников, педагогический процесс может реализоваться по следующим направлениям: определение передовых и отстающих физических качеств, увеличение показателей ключевых качеств и «подтягивание» отстающих с целью уравновешивания развития двигательного аппарата посредством осуществления индивидуальной коррекции.

Анализ показателей двигательного возраста, исходя из вклада каждого отдельного физического качества ребенка, позволяет педагогу выявить двигательные возможность дошкольников, реализуя при этом оперативную корректировку учебного процесса.

Кроме того, показатели двигательного возраста могут быть применены на стадиях отбора перспективных детей для последующих занятий профессиональным спортом, исходя из двигательных качеств, которые у них наиболее развиты.

Литература

1. Борисова М.М. Дополнительные программы по физическому воспитанию дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №6. – С. 20–25.

2. Вайнер Э.Н. Валеология. – М.: Наука, 2017. – 416 с.

3. Еремеева Е.А. Проблемы и перспективы организации в условиях реформирования физического развития и воспитания дошкольников в контексте педагогики здоровья / Е.А. Еремеева, А.Ю. Зверкова // Современные проблемы науки и образования: электрон. науч. журн. – 2015. – №6. – С. 493.

4. Миникаева Н.В. Организация физического воспитания детей дошкольного возраста: перспективы и реальность // Евразийский союз ученых. – 2015. – №6–3. – С. 117–120.

5. Угарова О.В. Программно-методическое обеспечение физического воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике / О.В. Угарова, И.Л. Беккер // Известия Пензенского государственного университета им. В.Г. Белинского. – 2011. – №24. – С. 831–836.

 

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.