ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Атясова Т.В. Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Полный текст

Атясова Татьяна Васильевна, учитель-логопед, государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа №1793 имени Героя советского союза А.К. Новикова», г. Москва

Логопедическое сопровождение детей с ТМНР направлено на создание благоприятного климата для развития коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

Последовательное речевое развитие детей данной категории возможно только при реализации комплексного подхода и участии команды специалистов: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструкторов ФК, воспитателя и тьютора. Все специалисты, реализующие образовательную деятельность, должны знать основы речевого развития детей в норме и особенности развития речи при различных нарушениях, уметь подбирать в соответствии с индивидуальными потребностями детей речевую и неречевую коммуникацию, использовать специальные педагогические методы и приемы по развитию речи детей.

Целью логопедического сопровождения является формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения (вербальных и невербальных).

Особенности речевого развития детей с ТМНР

Нарушения речи у детей данной категории носят стойкий характер и негативно влияют на всю психофизиологию ребенка, затрудняя общение с окружающими, препятствуя формированию познавательных процессов, обучению, воспитанию и социальной адаптации.

Основные задачи работы:

  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на занятиях, играх, самообслуживании и повседневной жизни;
  • обеспечить необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • учить понимать обращенную речь, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей;
  • формировать предпосылки развития речи на основе ознакомления с окружающей действительностью;
  • формировать у детей невербальные формы коммуникации;
  • развивать способность выражать своё настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
  • обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)
  • учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.
  • учить соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;
  • создавать у детей предпосылки к развитию самостоятельной устной речи;
  • учить понимать и выполнять простейшие инструкции;
  • развивать слуховое внимание и восприятие;
  • развивать общие речевые навыки (дыхание, артикуляция).

Программа логопедического сопровождения включает в себя взаимосвязанные модули, которые отражают её основное содержание:

  • Диагностический (логопедическое обследование).
  • Коррекционный (составление программы коррекционной работы, организация и проведение логопедических занятий).
  • Аналитический (анализ результатов обследования).
  • Консультативно-просветительский и профилактический модуль (консультирование педагогов по проблемам речевых нарушений, консультативная помощь семье, совместная деятельность с педагогами).
  • Организационно-методический (организация информационно-просветительской работы для всех участников образовательного процесса).

Выделяют два этапа формирования коммуникативных умений:

Довербальный этап. Сюда относятся «безречевые» дети, не владеющие речью. Они общаются с помощью звуков или действий – указывая на то, к чему хотят привлечь внимание, мимически выражают различные эмоции.

Вербальный этап. Эти дети понимают обращенную речь взрослых, связанную с бытовыми ситуациями. Между собой дети вступают в контакт нечасто, и в основном используют жестикуляцию.

«Безречевые» дети

Дети, не владеющие вербальной речью, их еще называют «безречевые», часто зависят от окружения. Им часто не принадлежит инициатива коммуникации. Такие особенности детей, как ограниченный пассивный словарь, отсутствие или недостаточная мотивация речевой деятельности.

Язык играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия. В тех случаях, когда речь не может быть проводником языка, необходимо предоставить в распоряжение ребенка другую систему средств, которая поможет заменить или восполнить недостаточность устной речи.

Коррекционная работа с «безречевыми» детьми строится по следующим направлениям:

  • развитие слухового восприятия;
  • развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;
  • развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;
  • развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза;
  • развитие функции голоса и дыхания;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Экспрессивная (воспроизводимая) речь –это высказывание с помощью языка; импрессивная (воспринимаемая) речь – это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих.

Главной проблемой «безречевых» детей является то, что они не могут говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять, чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей неговорящих возникают трудности, вследствие чего ребенок начинает нервничать, проявлять агрессию.

Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком? Для детей, испытывающих трудности в овладении вербальным общением, целесообразно использовать альтернативные средства коммуникации.

Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию ребенка. Применение средств альтернативной коммуникации может быть чрезвычайно эффективным для «неговорящих» детей. Если ребенок никогда не говорил, то он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах.

Средства альтернативной коммуникации

  1. Система PECS – это система коммуникации, при которой человек, не владеющий (или очень плохо владеющий) устной речью, использует картинку / карточку для того, чтобы выразить просьбу, прокомментировать событие, ответить на вопрос и т.д.
  2. Жестовый язык – макатон – языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и символы.
  3. Метод пиктограмм – метод экспериментально-психологического исследования опосредованного запоминания и мышления.
    1. Блисс-метод – система символов, в которой слова и понятия преобразованы в знаки вместо буквенного выражения.
    2. Лёб-система – система, которая используется в качестве средства альтернативной коммуникации детей и взрослых с интеллектуальной недостаточностью, имеющих существенные ограничения в вербальной коммуникации.
    3. Электронные пособия с голосовыми синхронизаторами – позволяют «говорить» с помощью записанного (в цифровом виде) голоса другого человека или с помощью голоса.

Таким образом, использование средств альтернативной коммуникации расширяет возможность общения детей с особенностями психофизического развития, имеющих нарушения навыков вербального общения, с окружающими, обеспечивает состояние психологического комфорта, нормализует их поведение, позволяет достичь полной или частичной социальной независимости.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.