Атясова Татьяна Васильевна, учитель-логопед, государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа №1793 имени Героя советского союза А.К. Новикова», г. Москва
Логопедическое сопровождение детей с ТМНР направлено на создание благоприятного климата для развития коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.
Последовательное речевое развитие детей данной категории возможно только при реализации комплексного подхода и участии команды специалистов: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструкторов ФК, воспитателя и тьютора. Все специалисты, реализующие образовательную деятельность, должны знать основы речевого развития детей в норме и особенности развития речи при различных нарушениях, уметь подбирать в соответствии с индивидуальными потребностями детей речевую и неречевую коммуникацию, использовать специальные педагогические методы и приемы по развитию речи детей.
Целью логопедического сопровождения является формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения (вербальных и невербальных).
Нарушения речи у детей данной категории носят стойкий характер и негативно влияют на всю психофизиологию ребенка, затрудняя общение с окружающими, препятствуя формированию познавательных процессов, обучению, воспитанию и социальной адаптации.
Программа логопедического сопровождения включает в себя взаимосвязанные модули, которые отражают её основное содержание:
Выделяют два этапа формирования коммуникативных умений:
Довербальный этап. Сюда относятся «безречевые» дети, не владеющие речью. Они общаются с помощью звуков или действий – указывая на то, к чему хотят привлечь внимание, мимически выражают различные эмоции.
Вербальный этап. Эти дети понимают обращенную речь взрослых, связанную с бытовыми ситуациями. Между собой дети вступают в контакт нечасто, и в основном используют жестикуляцию.
Дети, не владеющие вербальной речью, их еще называют «безречевые», часто зависят от окружения. Им часто не принадлежит инициатива коммуникации. Такие особенности детей, как ограниченный пассивный словарь, отсутствие или недостаточная мотивация речевой деятельности.
Язык играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия. В тех случаях, когда речь не может быть проводником языка, необходимо предоставить в распоряжение ребенка другую систему средств, которая поможет заменить или восполнить недостаточность устной речи.
Коррекционная работа с «безречевыми» детьми строится по следующим направлениям:
Экспрессивная (воспроизводимая) речь –это высказывание с помощью языка; импрессивная (воспринимаемая) речь – это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих.
Главной проблемой «безречевых» детей является то, что они не могут говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять, чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей неговорящих возникают трудности, вследствие чего ребенок начинает нервничать, проявлять агрессию.
Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком? Для детей, испытывающих трудности в овладении вербальным общением, целесообразно использовать альтернативные средства коммуникации.
Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию ребенка. Применение средств альтернативной коммуникации может быть чрезвычайно эффективным для «неговорящих» детей. Если ребенок никогда не говорил, то он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах.
Таким образом, использование средств альтернативной коммуникации расширяет возможность общения детей с особенностями психофизического развития, имеющих нарушения навыков вербального общения, с окружающими, обеспечивает состояние психологического комфорта, нормализует их поведение, позволяет достичь полной или частичной социальной независимости.
Ваша корзина пуста