ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

А.В. Шин. Развитие альтернативных моделей дошкольного образования Республики Узбекистан как важнейшее условие в обеспечение равных возможностей детей по подготовке к школе

№19 2020 А.В. Шин.  Развитие альтернативных моделей дошкольного образования Республики Узбекистан как важнейшее условие в обеспечение равных возможностей детей по подготовке к школе
Полный текст

Доклад на 10-й Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста»

Шин Агриппина Васильевна – министр дошкольного образования Республики Узбекистан

В современных условиях выявляются глобальные вызовы образованию, все страны оказались вовлечёнными в процесс осмысления своих систем образования, которые должны быть синхронны и созвучны современными условиями.

Как показало исследование Всемирного банка развития (Всемирный банк развития, Узбекистан улучшение системы дошкольного образования, 2013) многолетнее отсутствие внимания к сфере дошкольного образования в Узбекистане привело к тому, что данная сфера накопила множество укоренившихся проблем, включая неудовлетворительную материально-техническую базу, где только 35% государственных дошкольных образовательных организаций классифицировались как «полностью оснащенные», низкую квалификацию и дефицит управленческих и педагогических кадров, отсутствие крепкой научно-методической базы, недостаток учебно-методических и дидактических материалов и пособий, низкий уровень работы с родителями. Сократившееся почти вдвое количество (на 45%) детских садов усугубило ситуацию, создав огромный дефицит мест.

Качество предоставляемых дошкольных образовательных услуг в государственных дошкольных образовательных организациях не в полной мере соответствовало международным стандартам качества образования.

По состоянию на 2017 год количество детей в возрасте от 3 до 7 лет составляло 2 541 256. Из них только 678 584 ребенка посещали дошкольные образовательные учреждения. Охват детей дошкольным образованием составлял всего 27%.

Благодаря политической воле Президента Республики Узбекистан, понимая и осознавая чрезвычайно важное значение дошкольного образования, которое служит фундаментом для формирования здоровой и всесторонне развитой личности ребенка, в сентябре 2017 года было создано отдельное, профильное ведомство – Министерство дошкольного образования.

Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017–2021 годы задала вектор экономических реформ по либерализации экономики и развитию социальной сферы. Масштабные преобразования коснулись системы дошкольного образования.

За прошедшие 3 года, а именно с момента создания МДО, охват детей дошкольного возраста увеличился вдвое. Так, на сегодняшний день системой дошкольного образования охвачены 1 540 637 ребенок (в 2017 году – 708 247) или 55% населения дошкольного возраста (в 2017 году – 27%).

Вместе с тем, во всех регионах республики наблюдается положительная динамика роста количества дошкольных образовательных организаций.

В настоящее время на территории республики функционируют 14 721 ДОО (в 2017 году – 5 211), в том числе 6 021 государственных (в 2017 году – 4961), и 8 700 негосударственных (в 2017 году – 250), включая 753 частных (в 2017 году – 250), 7 090 семейных (в 2017 году – 0) и 857 (в 2017 году – 0) негосударственных ДОО на базе ГЧП.

Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования Узбекистана является гарантированное право каждого ребёнка на равноправный доступ к качественному дошкольному образованию.

Несмотря на усилия и реформы, проводимые в республике за последние годы, на сегодняшний день одной из проблем в системе дошкольного образования является нехватка мест в государственных дошкольных образовательных организациях. Предполагается, что доступность дошкольного образования в дальнейшем еще больше обострится в связи с тенденцией увеличения рождаемости. Ежегодно, по данным Государственного комитета по статистике, в Республике Узбекистан рождается более 700 тыс. детей, что увеличивает нагрузку на дошкольные образовательные организации.

Самыми простыми и традиционными путями решения данной проблемы является строительство необходимого количества новых дошкольных образовательных организаций, оказание содействия в организации дошкольных образовательных организаций в рамках государственно-частного партнерства, возврата бывших неиспользуемых зданий дошкольных образовательных организаций, капитального ремонта пустующих помещений, действующих дошкольных образовательных организаций, привлечения инвесторов для осуществления строительства и реконструкции, а также использование зданий педагогических колледжей для организации на первых этажах зданий групп по получению дошкольного образования.

Однако все эти мероприятия вызывают определенные материальные и временные сложности. В этой связи возникает необходимость поиска других способов, которые могут позволить быстро и гибко реагировать на спрос населения на дошкольное образование и воспитание.

Дошкольное образование и воспитание сегодня приобретают особую важность, как отмечал ученый, психолог Лев Семенович Выготский, «Сущность развития ребенка заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение средствами, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими в культуре способами».

Научные исследования, проведенные в последние годы, убедительно подтверждают эффективность инвестиций в ранний возраст с точки зрения повышения качества последующего образования и качества человеческого капитала в целом. И в связи с этим столь важно выравнивание стартовых возможностей детей, предоставление им равноправного доступа к дошкольным образовательным услугам.

Кроме этого, хочу особо подчеркнуть, что министерством с целью обеспечения равного доступа детей в возрасте 6 лет по подготовке к школе начиная с 2018 года в трёх регионах проводился пилотный проект по обязательной годичной подготовке детей к школе, где было создано 494 группы, что позволило дополнительно охватить 11 103 детей шестилетнего возраста предшкольной подготовкой. По итогам изучения пилотного проекта для подготовительных групп была разработана вариативная программа развития, воспитания и обучения по подготовке детей к школе «Путь знаний», данная программа разработана на основе личностно-ориентированной педагогики.

Одной из основных целей групп по обязательной подготовке детей к начальному образованию является создание и предоставление будущим первоклассникам равных образовательных возможностей.

Вместе с тем, до 2025 г. в целом по республике обязательной бесплатной годичной подготовкой детей к начальному образованию запланировано охватить 100% детей в возрасте 6 лет, в 2020 году это количество составляет 71%.

В настоящее время по всей стране осуществляется о переход на обязательную бесплатную годичную подготовку детей в возрасте 6 лет к начальному образованию. Ярким подтверждением того является принятие в 2019 году Закона Республики Узбекистан «О дошкольном образовании и воспитании», где государством гарантировано право ребёнка в возрасте 6–7 лет на бесплатную обязательную годичную подготовку (Закон Республики Узбекистан «О дошкольном образовании и воспитании, 2019).

Следует отметить, что результаты изучения деятельности данных групп, а также изучение общественного мнения по данному вопросу получило положительную оценку. По мнению родителей и педагогов, дети стали самостоятельными, научились работать в команде, уважать взрослых, помогать младшим, беречь природу, любить Родину. По окончанию годичной подготовки дети мотивированы на дальнейшее успешное обучение в школе.

Как показало исследование ЮНИСЕФ (Отчет ЮНИСЕФ по исследованию, Знания, отношение и практика (KAP) родителей и лиц, предоставляющих уход за детьми, по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста в Узбекистане, 2020), насколько подготовлены дети в возрасте от 6 до 7 лет к поступлению школы по основным компетенциям как математики и счет, навыкам последовательного мышления, создание моделей и классификация предметов повседневного быта, грамотности языка на дошкольном уровне, большинство детей, посещавшие дошкольные образовательные организации показали лучшие результаты, чем дети, не посещавшие их. Также было проведено исследование среди родителей, где 59% родителей считают, что посещение дошкольных образовательных организаций и различных альтернативных моделей дошкольного образования позволит их детям учиться и приобретать базовые навыки грамотности и счета.

Следует подчеркнуть, что в международной практике проблема нехватки мест в дошкольных образовательных организациях решается с помощью создания новых альтернативных форм и методов дошкольного образования и воспитания.

В настоящее время по республике создаются альтернативные формы дошкольного образования, такие как: группы кратко­временного пребывания, в рамках государственно-частного партнерства реализована альтернативная модель обучения в форме семейных садов, разновозрастные краткосрочные и мобильные группы «Аклвой» («Умничка»). По инициативе Министерства дошкольного образования при поддержке Международного детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Узбекистана организована модель «плей-группы», подготовлены педагоги для работы в данных группах.

В рамках реализации проекта Всемирного банка «Стимулирование раннего развития детей в Узбекистане» осуществляется работа над программой посещений детей дошкольного возраста на дому с целью оказания дошкольных образовательных услуг – «Нome visits». Их основной целью является оказание услуг в труднодоступной сельской местности.

Также необходимо отметить такую модель, как «плей-группы», созданные на базе местных сообществ (махалли), педагогических колледжах, общеобразовательных школах, где в их работе будут принимать активное участие и родители. Создание таких моделей на базе педагогических колледжей позволит осуществить интеграцию науки и практики, повысить качество подготовки кадров в системе дошкольного образования, где непосредственно студенты колледжа смогут наблюдать и осуществлять образовательно-воспитательный процесс с детьми и родителями.

Особенностью модели «Нome visits» является то, что подготовленные педагоги и медицинские сестры будут посещать семьи, где есть беременные матери и дети в возрасте до 3-х лет, им будет оказана поддержка по уходу и воспитанию детей.

В настоящее время в Узбекистане поставлена стратегическая задача по созданию фундамента Третьего Ренессанса, которая рассматривается в качестве национальной цели в области образования. Выступая на торжественном собрании, посвященном Дню учителя и наставника, Президент Республики Узбекистан подчеркнул, что «воспитателей детских садов, школьных учителей, профессоров и преподавателей, научную и творческую интеллигенцию мы считаем четырьмя важнейшими опорами в формировании эпохи нового Возрождения, уверен, что уважаемые родители поддержат эту инициативу и, безусловно, станут пятым звеном, пятой опорой нового Ренессанса». И здесь необходимо отметить, что именно родители играют немаловажную роль в воспитании и образовании детей.

В рамках реализации постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по реализации пилотного проекта по оказанию дошкольных образовательных услуг на базе мобильных групп» в тестовом режиме внедрены мобильные дошкольные образовательные группы (Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №786, 2019). В то же время в пилотном режиме внедряются и модульные дошкольные образовательный организации в труднодоступной сельской местности.

Дошкольное образование имеет важнейшее значение в формировании здоровой и всесторонне развитой личности ребенка, подготовке его для учебы в школе. Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время действующая модель дошкольных образовательных организаций на основе полного дня, возможно устраивает не все группы населения. В данном направлении с целью обеспечения равного доступа к услугам дошкольного имеет смысл создание более гибких моделей дошкольного образования с неполным днем пребывания.

Решением правительства «О мерах по реализации пилотного проекта по оказанию дошкольных образовательных услуг на базе мобильных групп» по всем регионам республики запущена деятельность мобильных дошкольных образовательных групп под названием «Аклвой» («Умничка») на базе переоборудованных автобусов ISUZU. В качестве пилота, организованного при поддержке АО «Узавтосаноат», выделено 16 автобусов, охвативших все регионы Узбекистана. Кроме этого, для обеспечения безопасности и создания условий для игровой деятельности воспитанников мобильных групп построены 44 площадки, которые оборудованы и оснащены всем необходимым игровым оборудованием и дидактическими материалами.

В целом пилотным проектом охвачено около 2000 детей, которые ранее не были охвачены дошкольным образованием, преимущественно в труднодоступных и отдаленных районах республики. В свою очередь подобного рода инновационная альтернативная форма дошкольного образования позволит повысить качество и привлекательность предоставляемых дошкольных образовательных и воспитательных услуг.

Данный проект «Аклвой» («Умничка») «детский сад на колесах» получил всеобщую любовь не только детей, а также родителей и общественности. Он явился не только полезным и увлекательным образовательным контентом для детей, но также доступным, экономичным и эффективным.

Таким образом, развитие альтернативных форм дошкольного образования будет способствовать решению задач по обеспечению равноправного доступа к качественному дошкольному образованию преимущественно в тех местах, где строительство стандартных дошкольных образовательных организаций является затруднительным и финансово-затратным процессом, а также будет способствовать внедрению новых инновационных педагогических методов и подходов, что создаст благоприятные предпосылки к повышению качества предоставляемых дошкольных образовательных услуг.

Литература

1. Закон республики Узбекистан «Об образовании». ЗРУ-637 от 23.09.2020.
2. Закон Республики Узбекистан «О дошкольном образовании и воспитании». ЗРУ-595 от 16.12. 2019.
3. Постановление Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года». ПП-4312 от 8 мая 2019г.
4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по реализации пилотного проекта по оказанию дошкольных образовательных услуг на базе мобильных групп». № 786 от 18 сентября 2019 г.
5. Всемирный банк развития. Отчет № 71930-UZ//Узбекистан // Улучшение системы дошкольного образования. – 2013.
6. Отчет ЮНИСЕФ по исследованию // Знания, отношение и практика (KAP) родителей и лиц, предоставляющих уход за детьми, по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста в Узбекистане. – 2020.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.