ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

А.В.Зайцева, Ж.Н.Костюкова. Создание условий по организации образовательного пространства, расширяющего возможности развития детей в группах со сложным дефектом в развитии

Полный текст

Зайцева Анна Владимировна – старший воспитатель; 

Костюкова Жанна Николаевна – воспитатель, высшая квалификационная категория, ГБДОУ детский сад № 79 Красносельского района Санкт-Петербурга

В статье рассматриваются возможности построения образовательного пространства для позитивной социализации и адаптации в общество ребенка дошкольного возраста со сложным дефектом в развитии в рамках Программы развития дошкольной образовательной организации компенсирующего вида.

Ключевые слова: социализация и адаптация ребенка со сложным дефектом, проект «Особый ребенок», материально-технические условия и обеспечение, развивающая предметно-пространственная среда, технологии деятельностного типа, психолого-педагогическое сопровождение.

Все чаще можно встретить выражение «инклюзивное общество», означающее такое состояние социума, когда представители самых разных слоев населения имеют возможность принимать участие в максимально широком спектре общественной жизни. Безусловно, одним из ключевых компонентов создания инклюзивного общества является создание такой системы образования, в которой каждый ребенок с особыми потребностями будет иметь возможность нормально социализироваться и развиваться в оптимальной и щадящей среде. Инклюзивное общество позволяет ребенку достичь своего максимального потенциала и занять в социуме достойное место в соответствии со своими склонностями и предрасположенностями.

С каждым годом численность детей с особыми потребностями на территории Российской Федерации увеличивается. По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2017 года – 636 тысяч детей-инвалидов. При этом около 90 тысяч детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в простран­стве и доступ к социально-образовательным ресурсам.

(Сайт Федеральной службы государст­венной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#)

Руководствуясь статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» об организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в нашей образовательной организации созданы условия социально-педагогического сопровождения детей со сложным дефектом в развитии, обеспечивающие адекватные и равные с обычными детьми возможности для получения образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

В рамках Программы развития образовательной системы Красносельского района Санкт-Петербурга, а также Программы развития ГБДОУ детского сада № 79 администрацией и педагогами учреждения разработан и осуществляется проект «Особый ребенок», целью которого является: создание условий для организации безбарьерной среды для успешной адаптации и социализации в обществе детей со сложным дефектом.

Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями конкретизированы в задачах:

1) Коррекция несформированных высших психических функций: внимания, восприятия, памяти; эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций.

2) Развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими.

3) Снижение эмоционального и мышечного напряжения и тонуса; укрепление и закаливание организма; формирование координации двигательных навыков.

4) Развитие коммуникативных навыков в коллективе при взаимодействии с педагогами и детьми с целью профилактики социальной дезадаптации [3; с.5].

На сегодняшний день нами разработана система мероприятий, способствующая успешной социализации детей в образовательном пространстве ДОО. Созданы, прежде всего, кадровые условия:

• достаточный уровень психологической готовности руководителя и коллектива к работе с детьми со сложным дефектом в развитии;

• наличие необходимых специалистов (учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, медицинского персонала);

• возможность повышения квалификации педагогов в области интернальной (внутренней) интеграции и инклюзивного образования;

• взаимодействие с семьями (цель: повышение педагогической грамотности родителей, показать динамику развития детей, используя индивидуальные консультации по запросам, рекомендации, посещение открытых занятий, семинары-практикумы, тренинги, совместные досуги).

Все дети в группе разные, поэтому мы используем индивидуальный подход. Важно принимать индивидуальность каждого ребенка, учитывать все возможности, поэтому для каждого ребенка в группе мы создаем такие условия, которые необходимы для удовлетворения его особых образовательных потребностей.

Огромная роль в реализации проекта «Особый ребенок» принадлежит медицинскому персоналу и педагогам, имеющим соответствующую квалификацию для коррекции нарушений развития; к ним относятся учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель; врач-невролог, старшая медсестра, медсестра по массажу, инструктор ЛФК.

Невозможно заниматься реабилитацией детей со сложным дефектом в развитии в одиночку – это задача медицинская, педагогическая и социальная.

Реализация проекта начинается с экскурсий и целевых прогулок в рамках ДОУ с целью расширения образовательного пространства для детей со сложным дефектом в развитии: медицинский кабинет, пищеблок, прачечная, физкультурный и музыкальный залы, сенсорная комната.

Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя в рамках проекта решает задачу эмоционального развития детей. Слушание и движение под музыку создают условия для разнообразных ощущения, на фоне которых становится возможным эмоциональное общение и проявление детьми собственной активности. В рамках проекта были проведены досуги и праздники, такие как: «Музыкальная шкатулка», «Праздник урожая», «День матери», «Чья мама лучше», «Здравствуй, елка!», «В гостях у сказки», «Кто сказал мяу?», «Выпуск в школу», «День Победы», «День защиты детей».

Взаимодействие детей со сложным дефектом в развитии с детьми других групп дошкольной организации проводится в рамках интернальной (внутренней) интеграции и представляет собой организацию совместной деятельности детей: досуговой, изобразительной, театрализованной и игровой. В процессе такой деятельности решаются две важнейшие задачи: для детей со сложным дефектом – расширение образовательного пространства необходимого для социализации и адаптации детей в обществе; для других детей образовательной организации – повышение уровня толерантности, принятия детей других, не таких как они сами.

Социальная адаптация детей со сложным дефектом в развитии проходит успешно благодаря активному участию родителей в образовательной деятельности. Работа с родителями ведется в четырех направлениях: изучение семьи и ее образовательных потребностей; информирование о достижениях и перспективах развития ребенка; психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. При взаимодействии с семьями воспитанников мы используем разнообразные формы работы, такие как оформление тематических стендов, активное общение через официальный сайт образовательной организации, подбор литературы и периодических изданий по вопросам семейного воспитания и взаимодействия семьи и ДОО дни открытых дверей, проведение консультаций специалистов и медицинского персонала. Также мы используем интерактивные формы: тренинги, родительский клуб, совместные праздники, круглые столы, праздники/досуги, семейные проекты, выставки совместных работ, создание книг-самоделок «Книга памяти», альбомов «Что в имени тебе моем…», семейная мастерская «Осенняя фантазия».

Хорошей возможностью расширения образовательного пространства является участие воспитанников и педагогов в районных и городских творческих конкурсах, таких как «Мы вместе», «Экофест», конкурсы детских рисунков.

Важной частью проекта является взаимодействие с социальными партнерами, такими как Кафедра олигофренопедагогики факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, попечительский совет ДОО, театральная студия «Радуга» при ПМК «Факел» ГБУ ПМЦ «Лигово» (показ кукольный спектаклей); центр «Гармония» (шоу мыльных пузырей), планетарий (шоу «Космос глазами детей»).

Для реализации проекта в ДОО созданы необходимые условия, которые выражаются в организации специальной среды для обучения и воспитания детей с ОВЗ, условий жизнедеятельности, наличии необходимого оборудования, коррекционно-развивающих программ.

В группе и ДОО созданы материально-технические условия, которые соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также правилам пожарной безопасности: группы для детей со сложным дефектом расположены на первом этаже, имеют отдельный подъезд с оборудованным пандусом для въезда и спуска колясок; групповые площадки для детей со сложным дефектом располагаются в непосредственной близости от выходов из помещений.

Всё оборудование и оснащение соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития детей. Для детей используются технические средства реабилитации (вертикализаторы, брусья «Первые шаги», кресло-коляска, ортопедические стулья и столы, комплект приспособлений для занятий детей-инвалидов СН-37, кровати с бортиком, разнообразные ходунки и «крабы», сухой бассейн, массажные шарики, массажные дорожки/коврики, гимнастические мячи и др. оборудование), помогающие им выйти на новый уровень самостоятельности, стимулировать активность движений, компенсировать ограниченные возможности здоровья, адаптироваться социально. Большое внимание уделяется организации деятельности в системе двигательной реабилитации, системе профилактических мероприятий: общеукрепляющий массаж, проведение ЛФК с применением специального игрового оборудования, в соответствии с индивидуальными назначениями врача.

В образовательном процессе используются следующие технические средства обучения: магнитофоны, видеоплееры, телевизоры, музыкальные центры, синтезатор, мультимедийная установка.

В своей работе мы используем учебно-методический комплект, который составляют: «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (Л.Б. Баряева; О.П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н.Д. Соколова). Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа Каролина (для младенцев и детей раннего возраста с особыми потребностями) / Под ред. Н.Ю. Барановой. – СПб. Институт раннего вмешательства, КАРО, 2005. Нэнси М.Джонсон – Мартин, Кеннет Г. Дженс.

В коррекционно-развивающей работе активно пользуемся современными технологиями деятельностного типа: коммуникативные игры, психогимнастика, пальчиковые упражнения с элементами массажа, театрализованная и проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии, элементы исследовательской деятельности, технология организации отобразительных игр.

При создании развивающей предметно-пространственной среды мы руководствуемся нормативными документами, прежде всего это ФГОС ДО.

В соответствии со стандартом (п.3.3.4.) развивающая предметно-пространственная «среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» [2, с.16]. Для достижения принципа насыщенности среды особое место отводится игровому материалу для развития восприятия и ощущений: яркого цвета, разной формы, разной фактуры, с разнообразными наполнителями. Среда трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и возможностей детей. Материалы полифункциональны, используются разнообразно; имеется большое количество мягких модулей. Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств для игры, движения, конструирования, уединения. Особое место отводится реализации принципа доступности среды, которая предполагает: доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; расположение игр и пособий на доступном для детей уровне (ковре, низких стеллажах) и в прозрачных контейнерах. Также наиболее важным является принцип безопасности предметно-пространственной среды, которая предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

По мнению Л.С. Выготского, аномальное развитие – не дефектное, а своеобразное развитие, не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительных, возникающих в силу приспособления ребенка с дефектом к миру. Таким образом, реализуя аспекты коррекции и реабилитации, коллектив ДОО определяет следующие перспективы работы по сохранению и укреплению здоровья детей со сложным дефектом в развитии в процессе их развития и социализации:

• повышение социальной компетенции ребенка в рамках единого педагогического процесса при использовании специальных мер воздействия, направленных на формирование умений и навыков социального поведения;

• создание условий для появления у ребенка опыта конструктивного преодоления или разрешения проблем и адаптации его к социальной среде через процесс воспитания и обучения;

• обучение по индивидуальным программам с полной или частичной интеграцией ребенка в группы ДОУ;

• разработка методического обеспечения для обучения и социальной адаптации детей со сложными комплексными нарушениями развития;

• осуществление поддержки семьи, через организацию таких мероприятий, как семейный патронаж;

• создание благоприятного микроклимата в окружении детей со сложным дефектом в развитии.

«Если такую работу для детей с ограниченными возможностями здоровья не развивать, то утрачивается накопленный опыт, и дети, имеющие сложные нарушения умственного и физического развития будут оставаться без внимания, а данную проблему можно решить только усилиями всего общества» [4, с.108].

Список литературы

1. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки №1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2006.

4. Сарсенбаева А.А. Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2013. – С. 106–109.

5. Специальный педагог дошкольного учреждения. Нормативные документы. Программы адаптации, коррекции и развития» / Авт.-сост. А.А.Наумов [и др.]. – Изд.2-е, испр. и доп. – Волгоград: Учитель, 2015. – 351 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.