ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Б.К. Газзаева. Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

Полный текст

Газзаева Бэла Константиновна – заведующая, МБДОУ детский сад №52, г. Владикавказ 

В статье рассматриваются педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Сформулированы актуальные задачи, намечены пути их решения, а также определены перспективы реализации проекта через театрализованную деятельность в рамках инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Описывается развитие творческих способностей воспитанников средствами нетрадиционных театральных кукол и создание детско-взрослого сообщества «Театр и дети».

Ключевые слова: развитие творческих способностей, инновационная программа, театрализованная деятельность, детско-взрослое сообщество, сотрудничество, предметно-пространственная среда, сетевое взаимодействие, театр «живой» руки.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены в ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики, на наш взгляд, особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности. Этому подтверждением является работа театрального кружка «Малыш», созданного на базе нашего дошкольного учреждения для детей младшего дошкольного возраста. Являясь инновационной площадкой от МПАДО и работая в инновационном режиме, мы задумались, как инновационная программа может помочь в успешной реализации нашего проекта.

Первым шагом на пути инновации стало углубленное изучение структуры и содержания пятого издания программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Анализ инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» показал:

Главное нововведение Пятого (инновационного) издания Программы – это нацеленность на создание ПДР – поддержку детской инициативы, ТВОРЧЕСТВА, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации. А значит, Пятое (инновационное) издание предоставляет нам дошкольным организациям и воспитателям больше возможностей, стимулирующих к ТВОРЧЕСТВУ.

В предыдущем издании «Театрализованные игры» входили в раздел «Развитие игровой деятельности», а в новом инновационном издании – в ОО «Художественно-эстетическое развитие».

В организационном разделе, подраздел «Условия реализации программы», имеется описание примерных центров активности, в том числе уголок для театрализованных (драматических) игр для дошкольников, что отсутствует в предыдущем издании Программы. Конечно, для нас – педагогов, это большая помощь. С учетом основных принципов организации центров активности мы выделили в группах уголки театрализованных игр и объединили с центром для сюжетно-ролевых игр. Примерный перечень, который определен в программе, помог нам по возможности правильно наполнить необходимым материалом центр театрализованных игр (наглядные пособия, атрибуты для организации театрализованных игр, фланелеграф, ширма, разнообразные виды театров, дидактические игры).

С целью оптимального использования пространства мы пересмотрели содержание группового помещения и оборудовали в спальне место для кружковой деятельности, там же обустроили и костюмерную.

Инновационная программа предлагает нам проведение нового формата праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу. И данный формат мы использовали в работе кружка «Малыш». Например, было представление «Живой театр». В сказке «Теремок» в роли «живых декораций» выступали родители воспитанников, а каждый ребенок выполнял свою роль. Представление проходило без зрителей и без сцены, а в едином пространстве.

Театрализованные игры – один из эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения – учить играя.

На занятиях как художественного, так и познавательного цикла в качестве игровой мотивации наши педагоги включают разнообразные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, театр-драматизацию и другие.

При организации занятий с помощью куклы Фатимы создаем игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, даем от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Мероприятия познавательного цикла чаще проводятся как показ кукольного спектакля, когда персонажи о чем-то рассказывают, помогают стимулировать мышление, побуждают последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения.

С помощью кукол (Волк, Лиса) корректируем реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показываем «со стороны» последствия и переживания участников. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым.

Опыт работы показал, что маленькая кукла вызывает у ребенка меньше страха и опасений, с ней он быстрее идет на контакт, нежели с взрослым и считаем куклу помощником в решении многих педагогических задач.

Такие формы работы позволили нам формировать навыки театрализованной деятельности у младших дошкольников, накопление у них эмоционально-чувственного опыта, тем самым постепенно развивая интерес и эмоционально-положительное отношение к театральным играм. А к старшему дошкольному возрасту развитие творческих способностей.

Для младших дошкольников прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Наши воспитанники с удовольствием перевоплощались в сказочных героев, учились некоторым способам игровых действий по образцу, активно использовали фольклорный материал, становились активными участниками театрализованных игр.

Кружковая деятельность позволила решать нам задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые. Правильно организованная работа в этой области способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребёнка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников.

Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями. И на сегодняшний день члены кружка стали участниками различных мероприятий, различного уровня:

1. Открытого Всероссийского онлайн-фестиваля «Спасибо за победу»;
2. Конкурса чтецов на канале Радио России – Алания;
3. Участниками спектаклей в ДОУ.
4.Совместных детско-родительских онлайн-выступлений «Домашний этюд».

Учитывая, что 5-е издание предлагает новый формат взаимодействия с родителями, конечно же, мы пересмотрели формы работы с семьей.

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного сотрудничества с семьями воспитанников.

Чтобы выявить отношение родителей к театру, к театральной деятельности в детском саду и готовы ли они поддерживать интерес детей к театральной деятельности, мы провели анкетирование родителей на тему: «Нужно ли детям играть в театр?». Результат анкетирования не очень нас порадовал. 55% опрошенных родители имеют недостаточное представление о театральной деятельности, проводимой в детском саду, сами мало интересуются театром; недооценивают роль театральной деятельности в развитии ребенка.

Чтобы заинтересовать родителей театральной деятельностью и вызвать у них желание поддерживать интерес у детей, мы провели родительское собрание по теме нашего проекта. На этом собрании мы провели мастер-класс: «Игрушки для кукольного театра», по изготовлению из старых мягких игрушек театральных кукол и показали импровизированный спектакль где участниками стали сами родители. В итоге родители стали интересоваться театральной деятельностью в ДОУ, предлагали свою помощь. Была создана творческая группа из родительской общественности по подготовке атрибутов, костюмов, декораций.

Традиционным стало проводить закрытие сезона театрального кружка «Малыш» в форме большого театрализованного действия, где участвуют практически все члены кружка. Совместно с педагогами и родителями ведущие роли наряду с нашими воспитанниками исполняют школьники – наши выпускники. Режиссером-постановщиком этого большого спектакля-представления является наш родитель, педагог факультета искусств Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова, с которым мы уже не первый год сотрудничаем.

В перспективе в лице родителей надеемся найти поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек и т.д.), но увидеть в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.

Опираясь на принцип сетевого взаимодействия для улучшения качества организации проекта и привлечение социальных партнеров, мы заключили предварительные договоренности с театрами города Владикавказа:

  • Северо-Осетинский государственный драматический театр имени К. Хетагурова;
  • Русский драматический театр им Е. Вахтангова;
  • Дворец молодежи «Электрон;
  • Театр ростовых кукол;
  • Молодежная студия-театр сатиры «Амыран;
  • Кукольный театр «Саби» и театральная студия «Мостик»;
  • Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова. Факультет искусств.

В перспективе своей работы видим:

1. Внедрение и апробацию инновационных технологий программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

2. Создание в образовательном пространстве детского сада модели театрализованной деятельности, направленной на развитие творческих способностей воспитанников.

3. Организация в ДОО детско-взрослого сообщества «Театр и дети» как инструмента развития творческих способностей дошкольников.

4. Использование информационно-коммуникативных технологий в театральной деятельности. Открытие странички на сайте ДОО для демонстрации творческих продуктов воспитателей, воспитанников, родителей.

Литература

1. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. – М.: Сфера М, 2010.
2. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание шестое – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
3. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 17.10.2013 г.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.