Богатырева Ирина Витальевна – врач-ортодонт, стоматолог;
Юлдашева Анастасия Павловна – логопед, дефектолог, психолог;
Черкасова Юлия Валерьевна – учитель начальных классов, логопед, психолог (Москва)
Статья знакомит с инновационным и апробированным нами методом диагностики круговой мышцы рта. Мы предоставляем данные результатов диагностики до логопедической работы и после неё. Данная методика показывает, что даже если диагностика затруднена и специалист не сможет оценить с достоверной точностью визуально состояние круговой мышцы рта, то используя методику, предлагаемую в статье, можно с точностью определить состояние артикуляционного аппарата и проследить подходит ли выбранная методика для укрепления мышц.
В настоящее время остро стоит проблема смежных нарушений в логопедии. Часто бывает такое, что логопед отправляет к ортодонту, а ортодонт – к логопеду. И клиент не знает, что ему делать в итоге. Поэтому логопеду важно взаимодействовать с различными специалистами для всесторонней и грамотной помощи клиенту. В данной статье мы рассмотрим, как связаны и как взаимодействует ортодонт и логопед в работе по коррекции прикуса.
Проблема логопедической коррекции дефектов звукопроизношения у пациентов, имеющих зубочелюстные аномалии, стоит достаточно остро. Увеличивается количество пациентов, у которых нарушения звукопроизношения обусловлены анатомическими дефектами органов артикуляции.
Существует тенденция к значительному увеличению количества детей с зубочелюстными аномалиями. Такие аномалии формируются под воздействием многих внешних и внутренних факторов (периоды протекания беременности и родов, черепно-мозговые травмы, способ вскармливания, положения во время сна, болезни детского возраста и т.д.).
Нами было обследовано десять пациентов, посещающих ортодонта и находящихся на ортодонтическом лечении.
Кроме стандартного ортодонтического обследования (клинический, лучевой (рентгенологический, магнитно-резонансная томография), функциональный, антропометрический), логопедическое показало, что у девяти пациентов из десяти наблюдается повышенный тонус языка и отмечаются минимальные дизартрические расстройства, которые проявляются в изменении окраски языка при выполнении динамических артикуляционных проб. Пациенты не могут долго выполнять статические упражнения.
В ходе диагностического эксперимента была произведена проба с пуговицей для диагностики круговой мышцы рта. Данная проба широко используется кубинскими коллегами на протяжении несколько лет и широко применятся в Белоруссии.
Для диагностической пробы с пуговицей клиенту было предложено зажать пуговицу губами. От пуговицы шла нить к рыбацкому электронному безмену. Исследования проводились до и после начала логопедической работы.
Рис.1 Фотография электрического безмена с пуговицей
Тестирование проводилось на электрическом безмене. Для диагностики необходима плотная нить и пуговица диаметром 3 сантиметра. Пуговица перед диагностикой обрабатывается антисептиком. Каждому пациенту была предложена пуговица в индивидуальной упаковке.
Пациенту было необходимо расположить пуговицу между губами и зубами и плотно сжать губы.
Рис. 2 Пример расположение пуговицы при проведении диагностики с использованием электрического безмена
Далее необходимо убедиться, что нить с пуговицей плотно и крепко располагается на крючке безмена. После этого специалист плавно и сильно тянет безмен строго вертикально, параллельно полу. Фиксируем максимальную цифру на безмене.
Рис. 3 Изображение схемы правильного проведения диагностики круговой мышцы рта
Нами было обследовано 10 пациентов, находящихся на ортодонтическом лечении и давших согласие на проведение эксперимента по диагностики данным образом.
Данные измеряются в граммах.
Пол пациента Минимальные показатели в граммах
Женский От 600 до 700
Мужской От 800 до 900
Ниже представлены показатели пациентов экспериментальной группы до начала логопедической работы, далее будут расписаны упражнения, которые были рекомендованы для ежедневного выполнения.
Таблица 1. Данные пациентов на момент начала логопедической работы
Таблица 2. Данные пациентов спустя 6 месяцев логопедической работы
По результатам диагностики пяти пациентов, на фоне повышенного тонуса языка, отмечалось снижение тонуса круговой мышца рта и щечной мышцы.
Повышенный тонус языка и снижение тонуса круговой и щечной мышцы давал неправильный артикуляционный уклад свистящих звуков.
Это доказывает, что пациенты, страдающие нарушением прикуса, зачастую имеют неправильный уклад языка, что способствует развитию неправильного прикуса (глубокий – вид прикуса, когда верхний ряд перекрывает нижний больше, чем наполовину; мезиальный – это сложный прикус, при котором нижняя челюсть выходит вперед в сравнении с верхней, то есть верхняя недостаточно развита; дистальный – вид прикуса, когда верхняя часть выходит вперед по сравнению с нижней, то есть нижняя отстает в развитии).
Пациентам было рекомендовано:
• Артикуляционная гимнастика для снятия тонуса (нормализации тонуса языка, губ). Перед выполнением упражнений артикуляционной гимнастики выполнить несколько глубоких вдохов (через нос) и выдохов (через рот), но не больше 5 раз.
Примерный комплекс упражнений: «Месим тесто», «Блинчик», «Качели», «Часики», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Киска сердится», «Дудочка-заборчик».
Для укрепления мышц щёк подготовительными могут считаться следующие упражнения:
Массаж подчелюстной точки (ямки):
Точечный массаж – это один из видов рефлексотерапии, состоящий из механического воздействия пальцем или заменяющим его инструментом на те же точки акупунктуры, что использует и иглоукалывание.
Дыхательные упражнения для поддержания правильного уклада языка:
Клиентам также был предложен и разработан индивидуальный маршрут по коррекции звукопроизношения.
По истечению 6 месяцев проведения ортодонтического лечения была произведена повторная диагностика с помощью электронного безмена и пуговицы. Данные показали очень хорошие результаты. Это можно наглядно проследить в таблице 2.
У клиентов, соблюдавших рекомендации и ежедневно выполняющих предложенные задания, спустя 6 месяцев наблюдалась нормализация тонуса языка, нормализация тонуса височно-челюстных мышц и мышц шеи. Упражнения по постановке и автоматизации свистящих звуков способствовали формированию и укреплению правильного положения языка и артикуляционного уклада, ослаблению давления языка на зубы, улучшению дикции.
Ваша корзина пуста