ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Бубнова Н.В., Провалова А.В. Развитие личности ребенка и педагога в пространстве детской реализации

Полный текст

Бубнова Нина Викторовна – старший методист ГБОУ «Школа Новокосино» имени Героя Советского Союза, адмирала А.П. Михайловского (Москва, Россия)

Провалова Анна Валерьевна – педагог-психолог ГБОУ «Школа Новокосино» имени Героя Советского Союза, адмирала А.П. Михайловского (Москва, Россия)

В современном дошкольном образовании особую значимость приобретает вопрос возможности сочетания свободы и произвольности ребенка с необходимостью освоения детьми нормативного пространства дошкольного учреждения. Возникает необходимость разработки новых теоретических подходов, предполагающих включение в состав методологических оснований инновационных понятий.

Одним из них является понятие «Пространство детской реализации» – ПДР (Н.Е. Веракса). Использование этого понятия в целях построения современных развивающих практик ДОО позволяет по-новому взглянуть на возможности ребенка, увидеть то, чему раньше не придавалось значения.

Следует также отметить, что создание пространства детской реализации в условиях детского сада имеет положительно отсроченный эффект, прослеживающийся на всем пути взросления, становления личности, делая ее во многих аспектах успешной.

В контексте заявленной нами темы мы хотим представить на примере нашего учреждения систему работы, в которой понятия «Личность», «Развитие», «Ребенок» применены в образовательной практике. На их основе два пространства: культуры и новизны, представленные взрослым и ребенком, объединены в единое пространство развития.

Дошкольным образовательным организациям в настоящее время предоставлена возможность работать по разным образовательным программам, но все они должны соответствовать ФГОС, т.е. обеспечить установленный законом набор условий. В наших дошкольных группах реализуется инновационная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Выбор программы продиктован современными требованиями и направлен на становление личности ребенка.

Школа «Новокосино» имени Героя Советского Союза, адмирала А.П. Михайловского – это государственное образовательное учреждение г. Москвы, крупный образовательный комплекс состоящий из 13 зданий, в 7 из которых расположены корпуса с дошкольными группами. В дошкольных корпусах работает 215 высококвалифицированных сотрудников, с первой и высшей квалификационной категорией. На базе учреждения создана психолого-педагогическая служба, в которой работают педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи и социальные педагоги.

Вся система воспитательно-образовательной деятельности нашего дошкольного отделения носит системный характер, направленный на создание благоприятных условий в целях:

1) полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

2) формирования базовой культуры детской личности;

3) развития инструментов социализации, включая эмоциональный и социальный интеллект;

4) подготовки ребенка к успешной и значимой жизни в современном обществе;

5) поддержки креативности ребенка и его творческой деятельности.

Опираясь на накопленный нами опыт и анализируя наблюдения, мы сделали вывод, что ребенок чрезвычайно любознателен, с заложенным изначально стремлением к развитию. Сегодняшняя ситуация определяет новые требования к взаимодействию педагогов, родителей и детей. Однако мы стали замечать в практике со стороны всех участников образовательного процесса такие проблемы, как инертность и стереотипность педагогического мышления, завышенные требования родителей и недооценивание ресурсов ребенка.

При анализе условий предметно-пространственной среды дошкольного образования, явно проявилась ее статичность и однообразность, которая определила задачу создания условий качественного образовательного процесса с изучением и апробацией внедрения новых условий. Отсюда начинает складываться особая система отношений, включая поиск адекватных форм образовательной деятельности, основанных на содержательном анализе понятия ПДР. Расширяются возможности полноценного проживания состояния детства, с его волнением, смущением, интересом, радостью, удивлением. Появляется опыт переживания социального успеха как результата создания яркого авторского детского продукта и презентации его социальному окружению. Ребенок-дошкольник – это целый мир со своим ГОЛОСОМ, СИТУАЦИЯМИ, ВОПРОСАМИ И ОТВЕТАМИ. Одним из ключевых понятий является Голос ребенка.

Мы стали наблюдать, где он имеет свое отражение и пришли к довольно очевидному заключению – путь развития определяется обратной связью через диалог с ребенком. Воспитатель должен одновременно и поддерживать диалог, и идти вслед за ребенком, оставаясь позади. По ходу диалога педагог спрашивает, предлагает гипотезы, слушает аргументы и удивляется. В формате развивающего диалога, поддерживающего инициативу каждого участника, развивается творческая деятельность, где каждый может быть и инициатором, и участником, и исполнителем своего замысла, субъектом социальных отношений.

Мы ввели утренний и вечерний круг, предложенный инновационной программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» как один из элементов ежедневного режимного момента. Собираемся и обсуждаем, делимся интересными предложениями, темами, задаем вопросы. Мы учимся вместе планировать не только свою деятельность и участие, но и действия родителей в определенных мероприятиях. В результате построения образовательного процесса на основе данной концепции находятся такие решения, которые становятся настолько интересны дошкольникам и педагогам, что они существенно изменяют мировосприятие и формируют мотивацию к дальнейшему развитию познания и творчества.

Для поддержания детей мы специально разрабатываем и создаем в соответствии с возрастом и особенностями деятельности развивающую среду.

 

 

Сколько много интересных и необычных вопросов, подготовленных заранее и возникших так неожиданно! Как не потерять ни один из них и не оставить без внимания? В группах, холлах стали появляется необычные деревья вопросов и ответов. И на этой основе зарождается развивающий диалог, в котором есть возможность каждому ребенку занимать разные дискуссионные позиции. Если на какой-либо вопрос не находится ответов, то педагог может предложить разные варианты их нахождения.

Для этого, как один из вариантов, мы можем использовать нашу детскую библиотеку. Она занимает особое место для детей и родителей в пространстве детского сада, сочетая в себе сразу несколько пространств: и художественно-эстетическое, и познавательное.

В совместном поиске ответов на проблемные ситуации зарождается увлекательный метод проектов. Развитию интереса способствуют проведение различных опытов, экспериментов, рассматривание познавательной литературы, собирание коллекций. Главное в этом возрасте – научить ребенка задавать вопросы. Наполняемость группы, предметная среда активно помогают детям в создании проектов. Познавательная литература, материалы для экспериментальной деятельности (лаборатории), творческие мастерские позволяют ребенку решать интересующие его проблемы.

Не остаются в стороне и родители. Они являются активными помощниками в разработке проектов, помогают детям искать информацию, поддерживают детей при защите проектов. Помогая детям, родители получают громадное удовольствие, многие реализуют и себя в проектной деятельности.

Например, был реализован проект «Откуда книга к нам пришла», который родился из обычного вопроса ребенка: «А как делают книги?». Мы с детьми изучили весь процесс рождения книги: от посадки семечка дерева до поступления книги в магазин. Дети сами придумывали сказки, рисовали иллюстрации, делали обложки к своим книгам. С помощью родителей были изготовлены книжки-малышки в подарок малышам, организована выставка коллажей «Домашние чтения». Дети приняли участие в сборе макулатуры.

Итогом проекта стал выпуск авторской книги «Откуда книга к нам пришла». Совместно был написан небольшой рассказ о рождении книги, родители помогли отпечатать его в типографии. Начали зарождаться другие темы: «Бабочки», «Кладовые земли», «Регионы России», «Богатыри земли русской» и многие другие. Невозможно не сказать о нашем театральном проекте. Показ спектаклей, сюжетные спонтанные собрания являются ярким примером проявления реализации детского пространства. Играя в спектакле, ребенок имеет возможность перевоплощаться, испытывая, пробуя, ощущая новые эмоции, новые возможности. Мы оборудовали вместе с детьми театральный холл. Дети активно вносят изменения в оформление холла с учетом новых постановок, спектаклей, предлагают афиши и программки и привлекают к творческому процессу родителей.

Мы работаем по образовательной программе и, соответственно, у нас есть тематическое планирование, оно не статичное, а гибкое, зависит от интересов ребенка в контексте здесь и сейчас. Например, придя в группу Коля поделился наблюдением, что по дороге в детский сад он заметил, что у домов крыши все разные. И дома разные. Это вызвало интерес детей, и в этот день все дети этой группы стали архитекторами. И образовалось архитектурное бюро. Дети создавали свои дома, все они получились разные и интересные. В раскрытии данной темы мы учли интересы ребенка и отразили качественную сторону образовательных областей.

Непрерывная образовательная деятельность понимается нами не в изолированности занятий, следующих одно за другим, а в связанном в единое целое приобретаемом опыте. Каждую минуту своей жизни дети узнают что-то новое. Все наши действия направлены на то, чтобы каждый ребенок построил и реализовал программу собственного обучения и развития, через способность делать выбор, принимать решения, нести ответственность за них, выбирать партнеров, иметь возможность обратиться за помощью или отказаться от нее, а также уметь пользоваться обучающим материалом. Именно такими материалами, являющимися составной частью образовательно-развивающей среды, мы наполнили пространства групп. Через самостоятельное обращение ребенком приобретаются различные навыки, влияющие на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Выбранная деятельность становится значимой и приобретает смысл, что способствует независимости ребенка от взрослого.

В процессе применения инновационной программы у нас со временем сложился свой алгоритм деятельности. Он включает:

1) работу в ЗБР, где педагог создает пространство культуры;

2) поддержку в ПДР, воспитывая в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на поставленные вопросы;

3) помощь в реализации детского замысла в проектной деятельности, которая является способом развития познавательного интереса в младших группах и способствует превращению ребенка в свободную творческую личность в старших группах;

4) наблюдение за группой в целом и за каждым ребенком в отдельности;

5) анализ собранной информации и выявление, чему хотят научиться дети, определение их интересов.

Голос ребенка наиболее ярко отображается и в игре. Как мы знаем, данный вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте и рассматривается как возможность применять разные способы обучения, использовать опыт каждого ребенка в процессе непрерывного образования. И на вопрос, может ли игра отразить качественную сторону образовательной деятельности, мы ответим «да», ведь именно в игровых действиях, сюжете и содержании отражается знакомая ребенку действительность.

При наблюдении за детьми мы отметили разнообразие игровых тем, появление новых игр, продиктованное тенденциями и направлениями. Современные дети играют в современные игры, темы все те же, но с новыми героями своего поколения. И еще одна примета современных игр – это компьютерные технологии. И мы попытались уловить и сохранить баланс между желанием ребенка и пользой для него. В результате этого стараемся вводить и использовать в игру дополнительное оборудование такое как 3D-ручки, компьютерные презентации.

Проиллюстрируем на примере игры «Зоопарк». После посещения зоопарка детьми группы педагоги заметили, что дети стали обсуждать данную тему. Заинтересовавшись, дети задумались, из чего можно создать свой зоопарк. Кроме конструктора, обозначенная территория стала обрастать постройками из бросового материала, дети сделали животных разными техниками. Здесь мы применили 3D-моделирование для развития пространственного воображения и конструкторских навыков, с помощью которого дети не только воссоздали трехмерную модель существующих предметов и персонажей, но и придумывали собственные. В игру включались все новые и новые дети., привнося свои дополнения. И у нас уже был не просто один зоопарк, а вырос целый город, «Город будущего» как назвали его сами дети.

Игра проходит несколько этапов развития в зависимости от игровых навыков и умений ребенка от ведущей роли взрослого, смещающейся к инициативе самого ребенка. От игры с замещающими предметами до игры в полную силу. В таком контексте дети становятся активнее, самостоятельнее, обсуждают, доказывают. Самостоятельно придумывая разные виды игр с привлечением других детей.

Также для поддержания Голоса ребенка, его активности, мы предложили детям оставлять свои следы там, где они могут и хотят реализовать свои замыслы. Как это и что это дает? Это не одно место, а целое разнообразие. Здесь могут реализоваться компетенции образовательной деятельности включая центры активности. Примером тому служат стены и передвижные модули. Стены становятся не постоянными и статичными, а живыми, отражающими свободную деятельность и замысел ребенка.

Организовав «Говорящие стены» как отражение следов активного результативного действия, дети самостоятельно выставляют свои работы. В них также соблюден выбор возможности представления (не являющийся обязательным) собственных работ. Мы просим детей предложить надпись на их картинке, работе, или подписать самому, отмечая авторство каждого. Получается не просто украшение, а инструмент образования. Работы не исчезают. Дети возвращаются к ним, каждый раз с новыми ощущениями. Интересно вернуться назад и взглянуть на старые рисунки и поговорить о том, что в них еще верно, а хочется изменить, добавить. Отсюда следует и появление в среде знаков, отражающие список вопросов, интересов, заявлений ребенка. Именно детского голоса, а не педагога. Решается еще одна из задач становление самопроизвольного письма как одного из основных навыков становления речи, тренируемая и создаваемая в коммуникативных ситуациях.

Далее нам нужно было определить – так что же должно включать в себя пространство детского сада с голосом ребенка? Наблюдая за детьми, пришли к выводу, что это те пространства, в которых ребенок самостоятелен, свободно действует, создает и поддерживает вместе с другими нормы и правила этих пространств. Возможность преобразовать пространство, переставлять, нагромождать, сочетать разные материалы, переворачивать различные крупные формы также очень важна.

В среде действует принцип минимализма, это важно тем, что каждый предмет имеет свое место, доступен ребенку и использован по назначению. Благодаря перестановкам и появились Центры активности, насыщенные разнообразными материалами и оборудованием, способствующие развитию инициативы и формированию правил поведения в них.

Здесь четко продуман каждый уголок. Любой ребенок может найти себе занятие по интересам и настроению, играя, экспериментируя, занимаясь творчеством или уединяясь. Место уединения – зона комфорта, где ребенок может уединиться и отдохнуть от коллективной активности. Именно так мы постарались поддержать и дать возможность каждому ребенку реализовать свои потребности и интересы. Очень часто мы сталкивались с такой проблемой – в определенный момент наступает пора убирать игрушки и закончить игру. Детей такая процедура очень расстраивает – приходится ломать свои постройки. Мы создали необычное приспособление: платформы.

Теперь дети имеют возможность приостановить игру, отодвинуть платформу, если она мешает, и продолжить игру в свободное время. На этом мы не остановились: поставили столы на колесики. Свободное перемещение столов позволяет менять пространство группы по необходимости. Дети сами с легкостью справляются с перестановкой и трансформацией пространства в соответствии со своим замыслом.

Возвращаясь к созданию правил, мы говорим не о наборе инструкций, предложенных взрослым, а о правилах, введенных ребенком, направленных на совместную партнерскую деятельность. Рассмотрим на примере формировании одной группы из нескольких. При наблюдении педагогом стало заметно, что дети не всегда могут договориться. И отсюда появляется потребность введение правил в группе на сотрудничество, на работу в среде. Изначально была определена общая тема группы, которая некоторое время прорабатывалась с детьми. Было решено придумать сообща название группы «Теремок», отражающее то, что это дом, в котором тепло и уютно, с дружбой и взаимопониманием. Жители этого домика имеют личное пространство и занимаются любимыми делами.

Эмблему группы рисовали тоже вместе, кто-то рисовал, кто-то вырезал, получилось очень символично. Особенный акцент внимания пришелся на взаимоотношения и взаимопонимание детей в группе между собой. Дети решили принять коллективные правила проживания в нашем Теремке. Обсуждали, спорили, прорабатывали сами, договаривались и приняли по общему согласию всех детей, а иначе сказать детского сообщества общие правила, некий устав группы. Отображенный в виде солнышка и лучиков.

Сегодня эту традицию подхватили и стали применять другие группы. Вслед принятию правил мы провели рефлексивный круг, для того чтобы каждый ребенок смог выразить свои чувства и переживания, выслушал и сумел понять другого, а также имел возможность задать вопрос дома, вне образовательного учреждения, получив тем самым расширенный опыт по этому вопросу.

Мы давно стремимся к тому, чтобы наше образовательное пространство выходило за пределы групп. Наши холлы корпусов имеют тематическую направленность, видоизменяющуюся по интересам и запросам детей, детские библиотеки и мини-музеи. Их важной особенностью является участие в создании детей и родителей. Холлы наполнены материалом для творчества. В этом пространстве дети демонстрируют индивидуальность, творческую активность, самостоятельность при выполнении работ. Они сами выбирают материал, из которого можно сделать что-то, и технику, в которой будет выполнена работа. Воспитанники учатся сами и учат других, при этом общаются друг с другом и радуются проявлению творческих способностей.

Все свои идеи по той или иной теме дети помещают в свои блокнотики, тетради, альбомы, в дальнейшем реализуя идеи по изо-деятельности, конструировании, игре. Появляются уникальные авторские портфолио. И к уже имеющимся пространствам присоединился и наш любимый огород.

Он стал экологическим пространством и задействован у нас круглый год. В обсуждении на утреннем круге было принято решение организовать исследовательскую работу, которая связана с наблюдением за развитием и изменением огорода в разные времена года. Огород на окне, почему бы и нет?! Дети совместно с воспитателями выращивают рассаду овощей и цветов, высаживают её на грядки и ухаживают за своими посадками. Они с гордостью показывают огород и цветущие клумбы родителям и гостям. Осенью и зимой огород позволяет вести наблюдение за изменениями почвы, растений. Потребность зафиксировать свои наблюдения побуждает к созданию и ведению дневника наблюдений, сравнений и рекомендаций. В ходе вечернего круга происходит рефлексия, побуждающая к высказываниям, обсуждениям и дальнейшему планированию.

У нас есть добрые традиции, которые мы соблюдаем много лет, проявляющиеся во взаимодействии с войсковыми частями, музыкальной школой, районным советом ветеранов, на базе наших корпусов традиционно проходят различные конкурсы: «Умный совенок», «Мисс Дошкольница», «Вперёд, мальчишки», «Конкурс чтецов», а также различные фестивали и дни открытых дверей. Очень понравилось нашим детям предложение ходить друг к другу в гости. Такие посещения помогают «заразиться» текущими интересами сверстников и присоединиться к их деятельности. Взаимодействие разновозрастных детей, включение не одного взрослого, а двух, позволяет реализовать еще одну черту образовательной ситуации – провокаторов, проверяющих удержание общественной нормы и собственного замысла.

Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех участников дошкольного образования. В этой ситуации особенно важна одна из задач – трансформация мировоззрения педагога, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие каждого из педагогов и управленческого состава в целом, так как ребенок каждый день живет новыми идеями. Только находясь в постоянном поиске новых и интересных способов обучения можно обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. В работе с семьями нашей главной целью является соотнесение ценностей и представлений о том, какие условия необходимы для развития индивидуальности ребенка.

Изменения начались с обучения педагогов и постепенного приобщения к процессу родителей. Педагог и родитель, осознанно изменяя свое поведение, начинают демонстрировать образцы позитивного взаимодействия и саморазвития. Только при контакте образовательной организации с родителями, когда родители становятся партнерами и вовлечены в совместную деятельность, образовательные ситуации, формирующие детскую субъектность, смогут развиваться за пределами пространства детского сада.

Педагог должен уметь слышать, строить пространство, взаимодействовать в партнерстве с детьми. Слыша голос ребенка, поддерживая его, меняется образовательный процесс, меняется сам педагог и пространственная среда, которую моделирует ребенок.

В заключении хотим сказать, что становление личности происходит на протяжении всего жизненного пути. И можно говорить, что все мы учувствуем в долгосрочном «Я–Проекте». Думаем, коллеги, согласитесь, что, работа над любым проектом увлекает.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.