Булах Елена Евгеньевна – воспитатель, ГБОУ школа №345 им. А.С. Пушкина (Москва, Россия)
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Но решения этой задачи должны быть направлены на содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовке.
Главными путями реализации этой задачи являются познавательные и развивающие игры (игровые занятия), а также самостоятельная детская деятельность, математические конкурсы, развлечения, досуги, организуемые с детьми.
Система работы с детьми должна иметь развивающую направленность. Это означает, что задания детям должны быть доступны по возрасту, интересны, вызывать у них стремление к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.
Всё это, как правило, практические виды деятельности, доступные ребенку: сравнение, преобразование, воссоздание, счет, измерение, вычисление, комбинирование, моделирование и другие.
В результате таких практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.
Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом.
Решению этих творческих задач и помогает проблемно-поисковый метод, который широко используется воспитателями в работе по математике. Он красной нитью проходит через всё математическое развитие (занятия, игры, развлечения), осуществляемые в детском саду.
Проблемно-поисковый метод решает основную цель – развивает познавательно-творческие способности детей. Подчеркивается развивающая направленность всех компонентов деятельности ребенка:
Применительно к математике важно особо отметить, что акцент делается именно на формирование творческой активности детей, ибо творчество – высший результат умственной деятельности.
И в этих случаях проблемно-поисковый метод предполагает:
Проблемно-поисковый метод используется, начиная с младших групп. Только там освоение математического материала идет на чувственной основе, а в старшем возрасте –
на логической.
У малышей проблема обозначается проще: «Сколько матрешек сидит за столом?» (много), «А сколько яблок на тарелке?», «Хватит ли всем?». Идет «угощение» матрешек – это поиск проблемы. И воспитатель подводит итог: «Вот как хорошо всех угостила Катя яблоками». Или еще пример: на доске плоскостное изображение автобуса, в окнах (карманах) звери: кошка, зайчик, медведь. Вот спешит волк. «Хватит ли ему места?». Проблема в этом, и дети сами решают её, посадив волка в «автобус» (если есть свободное место – окно). Итог подводит воспитатель: «Вот какие хорошие звери – подождали волка, и все вместе поехали на автобусе».
В старших группах вопрос будет поставлен сложнее: «Почему квадратов и треугольников поровну?». Это озвучена проблема, дети решают её по-разному. Одни говорят, что сосчитали эти фигуры, другие – поставили их парами, третьи – наложили их друг на друга.
Воспитатель обобщает ответы детей.
Проблемно-поисковый метод в старшем возрасте предполагает более сложные вопросы: «Как это сделаешь?», «Что узнаю или какую фигуру получу?», «Что сделано?», «Как сделать по-другому?», «Что будет, если…».
Однако у проблемно-поискового метода во всех группах есть общее. Это постановка цели, задачи, проблемы, затем поиск решения и подведение результатов.
Педагогическая технология (как учить, развивать) может быть определена как проблемно-игровая, так как решая проблему, дети одновременно играют. Все их действия – это игра, а она, как известно, – главный вид деятельности дошкольника.
Проблемно-поисковый метод, кроме занятий, широко используется в математических играх. Известны три математических действия, которые доступны дошкольнику: счет, измерение, вычисление. А вот действий, аналогичных математическим, гораздо больше: преобразование, комбинирование, воссоздание, моделирование и т.п. Вот некоторые игры по этой теме: «Логические кубики», «Кубики и цвет», игры-головоломки «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Танграм», «Тетрис», игры со счётными палочками и многие другие.
Игра – наиболее результативное средство обучения дошкольника. В ней он осваивает разные способы действия, открывает для себя новые пути решения проблемы, расширяет свой опыт познания.
Математические игры не ограничены временными рамками, поэтому проблемно-поисковый метод присутствует здесь шире, чем на занятии.
Но наиболее значимо проблемно-поисковый метод используем на математических развлечениях, досугах, КВН. Эти развлечения целиком построены на задачах на смекалку, мышление, логику, классификацию, моделирование, включают игры-головоломки. Именно здесь и проявляется детское творчество при достижении результата.
При планировании развлечения мы сразу ставим цель или проблему. Например: «Землетрясение на геометрических островах», «Путаница с цифрами в стране математики», «День рождение числа 5», «Получение письма от королевы Математики», «Строим город «Цифроград», «Поссорились Незнайка и Почемучка». Обозначив проблему, цель, задачу, мотив, проводим развлечение из тех игр, заданий, головоломок, которые дети знают, любят и с удовольствием играют. Необходимо учитывать возраст и интерес. Например, развлечение «Догонялки». Игру «Догонялки» дети любят и с удовольствием играют, но в развлечении всё по-другому: одна команда – квадраты, другая – треугольники. Они соревновались не в беге, а решении проблем. За правильный ответ продвигались вперёд на один шаг (на доске это графически изображалось).
В развлечении «Незнайка и Почемучка поссорились» интересно прошёл поиск домов, где жили главные герои. Незнайка жил на 9 этаже в самом высоком доме, в квартире слева, а Почемучка на 3 этаже в самом низком доме, в квартире справа. Команды проявили творческий подход при составлении «ковров» из геометрических фигур, в отгадывании математических загадок, сооружении транспорта и одежды из геометрических фигур.
В заключении необходимо отметить, что освоение детьми дошкольного возраста математических знаний является приоритетным в системе дошкольного образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщении его к активной результативной деятельности. Для решения этой задачи мы используем многие методы и приемы, но проблемно-поисковый метод должен по праву занимать ведущее место.
Ваша корзина пуста