ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Д.В. Селькова. Виртуальные занятия с дефектологом

№18 2020 Д.В. Селькова.  Виртуальные занятия с дефектологом
Полный текст

 Селькова Дарья Владимировна – магистр специального (дефектологического) образования, учитель-дефектолог, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Образовательный комплекс – детский сад № 201», г. Ижевск, Dariya2014@inbox.ru

В данной статье рассказывается о дистанционном обучении дошкольников 6–7 лет с задержкой психического развития с применением информационных компьютерных технологий. Описано наполнение виртуальных коррекционно-развивающих занятий.

Ключевые слова: дистанционное обучение дошкольников с задержкой психического развития, виртуальные занятия, информационные компьютерные технологии.

Современная действительность диктует нам свои требования. Она полна неожиданных изменений и нововведений. Одним из таких изменений стал переход на дистанционную форму работы, которая приобрела популярность во всех сферах жизни. Не стала исключением и система дошкольного коррекционного образования, где деятельность педагога-дефектолога предусматривает основные формы работы с детьми и их родителями в дистанционном режиме. Суть такого обучения заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагога. Дистанционное обучение отлично подходит воспитанникам, которые находятся на длительной реабилитации, что в коррекционном образовании бывает нередко.

 

Для реализации дистанционного обучения незаменимым помощником являются современные информационные технологии, активно применяемые педагогами в дошкольном образовании уже много лет.

На сегодняшний день из-за сложившейся эпидемиологической обстановки в нашей стране переход на режим дистанционной работы стал актуальнее, чем можно было представить когда-либо.

Обучение в дистанционном режиме предполагает от родителей и детей наличие мотивации. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний. Большая ответственность за этот момент (мотивацию) ложится на педагогов, особенно тех, которые работают с дошкольниками, имеющими различные нарушения в развитии. Ведь, находясь на расстоянии, нужно донести до каждого особенного ребенка знания, а затем проверить объем и прочность их усвоения.

Являясь учителем-дефектологом в дошкольном образовательном учреждении для воспитанников с задержкой психического развития, я разработала так называемые виртуальные занятия.

 

Виртуальные занятия созданы в программе Microsoft PowerPoint.

Каждое виртуальное занятие начинается с приветствия. Затем происходит сообщение новой информации либо закрепление ранее изученного материала. Занятие содержит интерактивные игры, созданные как при помощи онлайн-конструктора Wordwall, так и программы PowerPoint. Также виртуальные занятия включают физкультминутки, пальчиковые гимнастики, обучающие видео.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить 3 раза в неделю (Календарно-тематическое планирование представлено в приложении). Занятие делится на две половины, так как дошкольникам 6–7 лет положено проводить за компьютером 10–15 минут. Свободные дни предназначены для выполнения творческих домашних заданий с целью закрепления материала.

 

Виртуальные занятия-презентации размещаются в группе в социальной сети Вконтакте https://vk.com/club200007800. Там же родители могут скачать методические рекомендации по проведению занятий, которые включают домашние задания для закрепления пройденного материала. А также посмотреть видеоролик, напоминающий родителям о соблюдении основных требований к проведению занятий на компьютере.

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5–8 лет. – М.: Творческий центр Сфера, 2005.
  2. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М., 2002.
  3. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. – М., 1998.
  4. Баряева Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития: Монография. – СПб.: НОУ СОЮЗ, 2005.
  5. Баряева Л.Б., Зарин А. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
  6. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с: ил.
  7. Белякова О.В. 10 лучших игр для подготовки к школе. – М., 2007.
  8. Болонина В.В. Использование информационных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. – Новокуйбышевск, 2009.
  9. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей. –М.: Гном-Пресс, 1999.
  10. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР. Методическое пособие. – М., 2008.
  11. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. – М., 1999.
  12. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада // Коррекционная педагогика. – 2003. – № 2.
  13. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. – М., 2003.
  14. Волина В.В. Праздник числа: книга для педагогов и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2000.
  15. Дёмина Е.С. Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования. – М.: Творческий центр Сфера, 2009. – С. 127.
  16. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – №1.
  17. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительные группы). – М.: ВАКО, 2005. – 176 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  18. Могилёва В.И. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером: учеб. пособие для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. – М.: Академия, 2007. – 240 с.
  19. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 6–7 лет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.
  20. Морозова И. А., Пушкарёва М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 6–7 лет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.
  21. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Подготовка к грамоте. Конспекты занятий для работы с детьми 6–7 лет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.
  22. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Развитие речевого (фонематического) восприятия. Конспекты занятий для работы с детьми 5– 6 лет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.
  23. Ткаченко И.С. Создание электронных презентаций / И.С. Ткаченко, О.В. Антропова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004.
  24. СанПин 2.4.1. 3049-13 4.20.

 

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.