Джесси Роберт Коффино – основатель Anji Education, Inc. и сопредседатель True Play Foundation, а также главный переводчик основателя Anji Play г-жи Чен Сюэцинь. Джесси является автором множества статей и эссе по истории и практике подхода «Anji Play», читал много лекций об историческом значении работы г-жи Чен и педагогов уезда Аньцзи, Китай. Джесси тесно сотрудничает с г-жой Чен, чтобы воплотить идеи и концепции Anji Play в глобальную практику. Вместе они определили пилотные программы и подготовили лидеров практики в Северной и Южной Америке, Европе, Азии, Африке и Австралии.
Хотя игра кажется наиболее естественным видом деятельности детей, педагоги должны внедрять инновации, чтобы включить «настоящую игру» в программы, направленные на интересы и желания самих детей. Подход Anji Play – это модель инновационного игрового образования в Китае, которая вдохновляет весь мир.
Чен Сюэцинь разработала сотни наборов с деталями больших размеров для игр и конструирования используемых в методике Anji Play. Она также пригласила известного дизайнера Каса Холмана из Род-Айлендской школы дизайна (RISD) адаптировать ее материалы для массового производства.
Уезд Аньцзи, преимущественно сельский район на востоке провинции Чжэцзян в Китайской Народной Республике, является родиной педагога Чен Сюэцинь, создателя игрового подхода Anji Play к раннему образованию. Этот подход во многом перекликается с западными моделями экспериментального обучения; однако, поскольку он возник не на западе, он также бросает вызов многим современным представлениям о способностях ребенка и роли педагога. Методика Anji Play включает описание методов работы воспитателей, тщательно разработанные материалы и среду, использование технологий и участие родителей. В настоящее время этот подход практикуют 126 государственных детских садов в уезде Аньцзи, обслуживающие 15 124 детей в возрасте от 3 до 6 лет, что составляет 98,5% населения округа детсадовского возраста. В самом маленьком детском саду всего двоих детей; в самом большом – более 700 человек.
Г-жа Чен рассматривает методику Anji Play как «экологию обучения». Основанный на взаимосвязанных отношениях между детьми, педагогами, руководством детских садов, семьями, чиновниками и сообществами, этот подход основан на принципе «снизу вверх» и учитывает возможности ребенка. Цель подхода – в том, чтобы создать условия для настоящей игры, игры, которая разворачивается в соответствии с намерением и траекторией потребностей и интересов каждого ребенка. Философия Anji Play гласит, что взаимоотношения и окружающая среда в атмосфере любви (характеризующаяся уважением и чувством безопасности) позволяют детям брать на себя риски, соответствующие их уровню развития.
Эти риски (физические, эмоциональные, социальные и интеллектуальные) способствуют развитию радостных переживаний, которые, в свою очередь, ведут ребенка к глубокой вовлеченности в собственное исследование. Ежедневная рефлексия ребенка этих переживаний создает прочное понимание и закладывает основу для непрерывного обучения и интереса к нему.
Г-жа Чен описывает радость как «мерило переживаний ребенка», а риск как «основу для истинного решения проблем и глубокого обучения». Далее – рефлексия, как «способ, с помощью которого опыт становится знанием». Настоящая игра – это первичный опыт обучения ребенка. Роль педагога состоит в том, чтобы понять ребенка, создать условия для свободного выражения и осмысления детьми своего опыта, а также занять «скромную» позицию неуверенности, любопытства и удивления по отношению к развивающимся знаниям и умениям ребенка.
Г-жа Чен добавляет: «Типичная ошибка учителей – направлять детей к конкретным идеям, вместо того чтобы предоставить детям условия для раскрытия их собственных идей. То, что они демонстрируют нам, зачастую намного превосходит наши собственные ожидания».
В середине 1980-х годов в уезде Аньцзи было всего четыре государственных детских сада, и в программах раннего образования по всему Китаю отсутствовали игры. Государственная инфраструктура дошкольного образования пришла в упадок и испытывала проблемы с финансированием. Одновременно с этим по всему уезду возросло количество бесконтрольных детских садов. На этом фоне в 1985 году г-жа Чен оставила работу учителя и стала изучать дошкольное образование на уровне уезда. В тот период она руководила исследованиями качества и внедрения учебных программ.
В 1998 году, получив необходимый опыт, она стала руководителем направления дошкольного образования Департамента образования уезда Аньцзи, взяв на себя ответственность как за создание, так и за реализацию всей политики, связанной с дошкольным образованием, в уезде. Ее первой задачей на этом посту было повысить качество государственных программ и запретить нелегальные программы.
В Китае государственное дошкольное образование для детей в возрасте от 3 до 6 лет является необязательным, а плата за него зависит от дохода семьи. Стандарты дошкольного образования сформулированы в Руководящих принципах для детских садов Министерства образования Китая, в которых указаны основные этапы развития и результаты обучения.
В 2001 году, после ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка и многолетних исследований на национальном уровне, Руководящие принципы для детских садов были пересмотрены, чтобы отразить приверженность статье 31 Конвенции, которая провозглашает право ребенка на игру.
Посыл для воспитателей всех уровней был ясен: игра должна стать основным видом деятельности для детей в программах дошкольного образования. Руководство, однако, оставило специфику учебных программ на усмотрение региональных и местных педагогов. Г-жа Чен считает своим долгом гарантировать и защищать право детей на игру.
Г-жа Чен Сюэцинь наблюдает и записывает на видео, как дети играют с лестницами Anji Play в детском саду Шиянь в уезде Аньцзи. Г-жа Чен разрабатывала материалы для методики Anji Play на основе своих наблюдений за детьми.
Не имея возможности ознакомиться с работами Дьюи, Выготского, Монтессори или Малагуцци, г-жа Чен с группой ведущих руководителей школ стала изучать процесс понимания и создания оптимальных условий для детской игры. Прежде всего они исследовали развивающую среду, наполненную игрушками, играми и сложными игровыми зонами. Но игра, разработанная педагогом, по-прежнему была ориентирована на достижение определенных результатов обучения.
Хотя детские сады Аньцзи получили награды на провинциальном и национальном уровне за эту работу, г-жа Чен понимала, что что-то не так. Педагоги выбивались из сил, а отношения между учителем и ребенком были сосредоточены на управлении группой и контроле за детьми в течение дня. Ни учителя, ни дети не были довольны и счастливы, что, по мнению г-жи Чен, являлось важнейшей целью игры.
Г-жа Чен и школьные руководители осознавали, что, несмотря на их обучение и многолетний опыт работы с детьми, они не понимали сути игры. Поэтому они поставили себе задачу раскрыть истинный смысл игры и определили два источника, которые помогут им в этом процессе: их собственные детские воспоминания об игре, а также склонности и способности детей, с которыми они работали.
Педагоги расспрашивали родителей, бабушек, дедушек и просто своих знакомых об их воспоминаниях о собственной детской игре. В итоге было выявлено несколько общих элементов незабываемого игрового опыта: на открытом воздухе, на природе; рискованное поведение; длительное время; без перерыва; без взрослых; радость, увлекательность и выразительность. Подобные темы называли и 80-летняя бабушка, и 40-летний директор школы, и 60-летний охранник. Самое главное, что замысел и направление хода игры исходили от ребенка, а не направлялись или организовывались взрослыми.
Это исследование побудило г-жу Чен охарактеризовать игру, практикуемую в детских садах, как «ложную игру» и определить, что «настоящая игра» – это игра, которая исходит исключительно от ребенка. Если игра, как гарантированное право ребенка, должна стать основным видом деятельности ребенка, это должна быть именно настоящая игра.
В 2006 году г-жа Чен в сотрудничестве с педагогами внесла изменения, необходимые для того, чтобы дети могли участвовать в настоящей игре. Изменения коснулись распорядка дня, внешней (а позже и внутренней) среды детского сада, а также роли педагога, который стал наблюдателем, и даже учеником в той мастерской, где творилась игра детей.
Г-жа Чен посоветовала педагогам сделать шаг назад с «опущенными руками, закрытыми ртами, открытыми ушами и глазами, чтобы слышать и видеть ребенка». Такое скромное положение позволяло учителям «открывать для себя ребенка» и видеть в нем способного ученика.
Дети в программе Anji Play ежедневно рефлексируют свой опыт игры. Они сочиняют «Игровые истории», описывающие их игру в тот день, а затем обсуждают видео и фото этой игры. В ходе этой метакогнитивной рефлексии дети формулируют свои процессы решения проблем (физических и социальных), называют переживания и явления, а также получают более глубокое понимание себя и своих сверстников. Посетите сайт www.acei.org/innovation-exchange, чтобы узнать больше об игровом подходе Anji Play.
Наблюдая за детьми и размышляя о своих собственных воспоминаниях об игре, педагоги начали испытывать глубокое чувство любви, взаимосвязи и понимания детей, о которых они заботились.
По мере того как учителя «отступали назад», дети определяли свой собственный уровень риска, обсуждали собственные конфликты и следовали собственным траекториям исследования. По мере того как педагоги поступали подобным образом, они становились свидетелями появления у детей способности решать сложные задачи, сострадать и сопереживать.
Педагоги учились непосредственно у детей, а не на примере гипотетического ребенка, экстраполированного на основе изучения теории или ранее существовавших моделей игровых учебных программ. Они получили глубокое понимание процесса детского обучения и могли уверенно говорить об этом со своими коллегами, родителями, чиновниками и экспертами.
За это время, основываясь на собственных наблюдениях и сотнях воспоминаний об играх родителей, бабушек и дедушек, г-жа Чен разработала ряд принципов дизайна игровых принадлежностей и окружающей среды.
Она обнаружила, что открытые, прочные, с минимумом деталей, крупные игровые материалы, сделанные из дерева, металла и камня, доступные детям и свободно взаимосвязанные, обеспечивают наибольший объем деятельности и неограниченное количество потенциальных возможностей, с которыми можно столкнуться и исследовать. Эти принадлежности позволили детям обдумывать собственный уровень риска и удовлетворять индивидуальные потребности в развитии.
К таким принадлежностям относятся лестницы, бочки, доски, кубики для лазания, тележки, циновки, фиксированные и полуфиксированные игровые конструкции, а также большие деревянные блоки. В каждом детском саду имеется множество подобных материалов, и они хранятся таким образом, чтобы быть легко доступными для детей. Дошкольники могут взять на себя полную ответственность за пользование ими, включая ежедневную очистку и уборку.
Окружающая среда также должна включать минимальную структуру: открытость; географическое разнообразие (канавы, холмы, рощи деревьев); возможность для детей свободно перемещаться в природных ландшафтах, песочницах, водных объектах и между ними; особенности окружающей среды, которые создают риски, уединение и даже магию; и богатые возможности для свободного использования глины, красок и других материалов.
По мере того как воспитатели наблюдали за детьми и открывали их способности, они начали записывать эту игру на свои телефоны, делиться и обсуждать то, что они сняли, друг с другом. Исходя из этой практики, педагоги и директора школ с помощью г-жи Чен разработали ежедневную стратегию рефлексии опыта детей в игре, выбранной ими самими.
Им стало любопытно узнать об опыте с точки зрения ребенка, что привело к изучению практик, с помощью которых дети могли бы представить собственный опыт.
Детский опыт настоящей игры, игры, которая возникает из непрерывного и неуправляемого замысла ребенка, лежит в основе всеобъемлющей игровой программы Anji Play.
Учителя начали делиться видео и фотографиями с детьми и просить их описать свои переживания. Эти сеансы «Совместного обсуждения игр» сместили групповую активность на понимание того, как ребенок играет. Решение сложных проблем, открытия и озарения, разрешение конфликтов и социальные уступки, состоявшиеся в день игры, с уверенностью и ясностью выразились в детском мышлении и идеях. Эти переживания были свежими, актуальными и глубоко значимыми для детей.
Совместное обсуждение игр требует очень небольшого активного руководства со стороны педагога и вместо этого – внимательности к направлению мыслей и переживаниям детей, чтобы не задушить, не направить неверно или не свести к минимуму ход мыслей самих детей.
В дополнение к ежедневной практике совместного обсуждения игр дети также ежедневно представляют свой игровой опыт в «Игровых историях». Каждый день после игры детям предлагалось нарисовать картину того, во что они играли в тот день. Им предоставляется широкий выбор материалов, которые можно использовать для изображения и записи их игровых впечатлений. Дети могут продиктовать историю учителю (который пишет их рассказ на рисунке или рядом с ним) или написать свою собственную историю, экспериментируя с изображением и персонажами.
Эта практика представляет запись переживаний ребенка его собственными словами. Каждый ребенок накапливает целые тома игровых историй, в которых подробно рассказывается об успехах их обучения и исследований. Счет, изобретательное правописание и раннее письмо, повествовательное описание и многие другие области обучения ясно проявляются в этих работах и рисунках и возникают естественно, поскольку они описывают действия, которые представляют глубокий интерес для самого ребенка. Эти игровые истории развешиваются на стенах классной комнаты и школьных коридоров, на уровне глаз ребенка.
Послание ребенку четкое и ясное: твой голос имеет первостепенное значение и ценность. Педагог помогает в составлении и упорядочивании картинок, уделяя особое внимание точке зрения ребенка.
Игровой подход Anji Play подчеркивает важность минималистических принадлежностей и богатой окружающей среды. Дети имеют возможность свободно определять размещение и использование предметов и оборудования.
Роль родителей и семьи в школах Anji Play развивалась в рамках понимания того, что поддержка семьи имеет решающее значение для успеха любых начинаний. Поначалу родители яростно возражали против рисков травм, грязи и отсутствия четких академических инструкций. Они подавали официальные жалобы, протестовали у ворот детского сада и забирали детей с занятий.
Первым ответом г-жи Чен было заявление, что потребности и беспокойство родителей вполне обоснованы. Она подтвердила, что роль образовательного учреждения заключается в обеспечении безопасности и оптимальных условий для обучения. Но она также считала, что если родители смогут увидеть образовательный процесс, их сомнения превратятся в преданность. В ответ на упреки и возражения родителей она разослала копии национальных Руководящих принципов по развитию детей всем родителям в уезде. Она попросила их посетить школу и понаблюдать за играющими детьми.
Имея на руках утвержденные на национальном уровне Руководящие принципы, родители были потрясены, увидев, что их дети в игре достигли и превзошли основные этапы развития. Они также увидели в своих детях сострадание, ум и смелость, которых раньше не замечали.
Когда это первое поколение родителей Аньцзи открыло для себя способности собственных детей и приняло участие в работе школы, они стали участвовать в наблюдательных и аналитических встречах, проводимых педагогами, и начали брать на себя роль воспитания будущих родителей. Они создавали принадлежности и элементы среды, вдохновленные собственными детскими воспоминаниями об играх, например, строили кирпичные печи, сажали деревья и обустраивали склоны холмов.
Новейшие технологии, такие как смартфоны, являются важным инструментом для педагогов, поскольку они записывают и делятся друг с другом детскими играми, а также участвуют в постоянных исследованиях и профессиональном развитии.
Сегодня родители часто присматриваются к работе педагогов, чтобы узнать больше об их методах фиксирования детской деятельности и работе детского сада. Родительские организации энергичны и активны, и все родители в каждой группе связаны с учителями своих детей через онлайн-чаты.
Игровую методику Anji Play используют учебные заведения по всему уезду Аньцзи.
В настоящее время 103 государственных детских сада в 90 уездах провинции Чжэцзянь являются официальными пилотными проектами Anji Play. Руководимые Управлением образования провинции Чжэцзян, эти экспериментальные детские сады становятся демонстрационными площадками для полномасштабного внедрения.
После завершения проекта более 2,5 миллионов детей в возрасте 3–6 лет в провинции Чжэцзян будут получать удовольствие от участия в обучении по программе Anji Play.
Anji Play распространяется по всему Китаю, включая детские сады в Ханчжоу, Шанхае, Пекине, Гонконге и, с помощью ЮНИСЕФ и министерства образования, в сельских районах, таких как провинции Цинхай и Гуйчжоу.
Распространение в Соединенных Штатах и других регионах мира было сосредоточено на пилотных программах в сообществах, которые не имеют достаточных ресурсов для обеспечения дошкольного образования или оно строго регулируется, а настоящая игра отсутствует.
Экология Anji Play прочно связывает и объединяет людей и группы, которые составляют местные сообщества в более широкие социальные сети в области раннего детства: детей, педагогов, родителей, государственных чиновников, политиков и других. По сути, Anji Play верит в способности ребенка и взрослых, которые их окружают и заботятся о них. Г-жа Чен напоминает нам, что «любовь – основа всех отношений». И именно это уважение лежит в основе игровой практики Anji Play. В любых отношениях, на любом уровне, любовь, риск, радость, вовлеченность и рефлексия постоянно проживаются и присутствуют.
В каждом случае это начинается с ребенка и переходит к педагогу, от педагога к администратору, от администратора к директору, а затем снова возвращается на нижний уровень.
Anji Play меняет Китай и начинает влиять на весь мир. Чтобы добиться успеха, она должна стать растущей, распространяющейся экологией детей, педагогов, семей, администраторов, сообществ и обществ, связанных через культуру, язык, географию, расу и социальный класс любовью, риском, радостью, вовлеченностью и рефлексией.
Наша цель – ни больше ни меньше – вернуть каждому ребенку право на настоящую игру, и это может изменить мир.
______
* Coffino J.R. The Anji Play Ecology of Early Learning. Childhood Education: Innovations. January/February 2019. Публикуется с любезного разрешения журнала Childhood Education: Innovations.
Ваша корзина пуста