В статье описываются проблемы социально-личностного развития дошкольника в образовательной организации. На основе анализа имеющихся условий и достижений педагогического коллектива показана универсальная модель реализации проекта «Разработка условий для реализации современной технологии позитивной социализации дошкольников в образовательной организации». Сформулированы актуальные задачи, намечены пути их решения, а также определены перспективы реализации проекта. В заключение дается предположение о том, что данный подход к разработке условий реализации современной технологии в соответствии с положениями инновационной программы «От рождения до школы» будет способствовать позитивной социализации дошкольников.
Ключевые слова: инновационная программа, педагогические технологии, развитие, сотрудничество, коммуникативная компетентность, саморегуляция, предметно-пространственная среда, сетевое взаимодействие.
Я ничему не учу своих учеников, я лишь создаю условия, в которых они сами учатся.
А. Эйнштейн
Сегодня мы отмечаем нарастание социальной беспомощности у подрастающего поколения. Это выражается в дефиците произвольности, неспособности сделать выбор, проявить инициативу в решении конфликтной ситуации, в деструктивных формах поведения. Мы наблюдаем таких детей в нашем учреждении, когда интеллектуально развитый ребенок не умеет взаимодействовать с окружающими взрослыми и сверстниками, и как результат – проблемы в поведении.
В то же время в ущерб социально-личностному развитию мы отдаем предпочтение когнитивному развитию дошкольника. Причины этого подхода кроются в следующем: во-первых, в повышенном требовании школы к интеллектуальному развитию будущих первоклассников, во-вторых, в желании родителей, в первую очередь, развивать своего ребенка интеллектуально для дальнейшего успешного обучения в школе и поступления, как им кажется, в «престижный» класс. Поэтому дошкольные учреждения с трудом меняют формы преподнесения программного материала своим воспитанникам и продолжают чрезмерно заорганизовывать педагогический процесс, где главным остается проведение занятия в классическом его виде.
Как преодолеть сложившиеся тенденции? Мы сделали предположение, что, разработав условия для реализации современных технологий позитивной социализации дошкольников, мы сможем активно содействовать развитию их коммуникативной компетентности, саморегуляции поведения и, как следствие, – повысим уровень готовности ребёнка к школе.
Для реализации проекта мы проанализировали условия, которые у нас имеются сегодня.
Проанализировали, что уже было сделано для реализации проекта.
1. Важным для успешного воплощения любого проекта является взаимодействие с родительской общественностью. Мы согласовали нашу работу по проекту с родителями посредством анкетирования и доклада на Управляющем совете образовательной организации.
2. Для повышения профессиональной компетенции мы направили педагогов, которые вошли в творческую группу инновационной проектной площадки, на курсы повышения квалификации по программе «Инновационная программа «От рождения до школы» – новые возможности».
3. Обеспечили педагогов организации инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой – Издание шестое – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
4. Для внедрения инновационной программы мы провели ряд мероприятий, на которых педагоги, прошедшие обучение по программе, поделились опытом с коллегами:
• на семинаре «От рождения до школы» от традиций к инновациям» представили новые образовательные технологии – «пространство детской реализации», «голос ребенка», утренний, вечерний круг и проектная деятельность.
• на мастер-классе «Пространство детской реализации – утренний/вечерний круг, развивающий диалог» педагоги МПАДО и педагоги дошкольных групп обменялись опытом использования эффективных технологий в современном детском саду.
В результате мы наметили перспективы реализации проекта – современная технология позитивной социализации дошкольников в образовательной организации, определив задачи и необходимые мероприятия.
Определили модель коммуникации и социализации – это сотрудничество. В центре данной модели ребенок как уникальная неповторимая личность, развивающаяся по своей траектории. Педагог как модератор и наставник, создающий условия для развития каждого ребенка с одной стороны, с другой – партнер и консультант для родителей. Для дошкольника «главный» взрослый – его родитель, он партнер, тьютор, который сопровождает и поддерживает ребенка в его социальных инициативах. Другие социальные партнеры – волонтеры, игромастера, которые принимают участие в реализации совместных проектов, организации событий, тематических встреч, выставок, фестивалей, конкурсов.
В результате конструирования условий реализации современной технологии позитивной социализации в соответствии с положениями инновационной программы «От рождения до школы» мы будем содействовать:
• изменению позиции педагога от директивной к конструктивной, слышащего «голос ребенка», способствующего его индивидуальным проявлениям;
• изменению среды «пространства детской реализации», поддерживающую инициативу, самостоятельность ребенка, способствующей социализации дошкольников;
• повышению профессиональных компетенций педагогических работников;
• повышению качества образования, где приоритетным будет и образование, и воспитание.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 17.10.2013 г.
2. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание шестое – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
3. Гришаева С.П. Современная технология эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2016.
Ваша корзина пуста