ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Е.Г. Сысоева. Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе методического сопровождения внедрения современных образовательных технологий в дошкольном образовательном учреждении

№01 2020 Е.Г. Сысоева. Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе методического сопровождения внедрения современных образовательных технологий  в дошкольном образовательном учреждении
Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы повышения профессиональной компетентности педагогов, а также методического сопровождения процесса внедрения современных образовательных технологий в дошкольном образовательном учреждении. Источником информации послужило целенаправленное наблюдение за деятельностью педагогов, а также метод анкетирования. Данная методика позволила выявить уровни сформированности базовых компетентностей педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Рассмотрен долгосрочный проект, в ходе реализации которого организовано сопровождение внедрения современных образовательных технологий педагогами дошкольного образовательного учреждения: информационно-коммуникационные технологии, технология «Портфолио педагога», технология «Дальтон-План», технология самообразования педагогов, кейс-технология, технология проектной деятельности. При организации методической работы раскрывается личностно-ориентированный подход, который позволяет каждому педагогу реализовать свой профессиональный потенциал. Большое внимание уделяется внедрению здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении, которые направлены на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. В рамках реализации проекта «Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность» созданы условия для формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни, а также знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания соб­ственного здоровья. В рамках проекта разработана и внедрена модель системы комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

На качество результатов работы дошкольного образовательного учреждения большое влияние оказывает взаимодействие с родителями воспитанников, которое реализуется посредством традиционных и нетрадиционных форм.

Полный текст

Методика выявления уровней сформированности профессиональных компетенций педагога

На базе дошкольной образовательной организации №34 «Рябинка» с целью получения объективной информации об уровне профессиональной компетентности педагогов использована шкала профессиональной компетентности, разработанная на основе исследований (Ю.В. Варданян, И.П. Гомзякова, В.И. Горовая, И.Н. Дроздов, И.Е. Елина, И.А. Елисеева, Г.С. Никифоров, Л.П. Погребняк, Э.А. Уткин, В.И. Франчу и др.). [2]. По мнению Т.В. Добудько, опираясь на анализ работ Б.С. Гершунского, В.А. Извозчикова, А.К. Марковой, Л.М. Мити­ной, Н.Н. Лобановой, – профессиональная компетентность педагога есть единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. [13].

Источниками информации были выбраны: целенаправленное наблюдение за деятельностью педагогов, а также метод анкетирования «Сформированность профессиональных компетенций педагога». Данная методика позволила выявить уровни сформированности базовых компетентностей педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Вопросы анкеты отражают шесть направлений базовых компетентностей педагога: личностные качества, постановка целей и задач педагогической деятельности, мотивация учебной деятельности, информационная компетентность, разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений, компетенции в организации учебной деятельности [20]. Исследование позволило определить, что у 38% возникают затруднения в процессе внедрения современных педагогических технологий в образовательный процесс.

Педагогическая технология имеет концептуальную основу, содержательную часть обучения, процессуальную часть – технологический процесс [16]. Единой классификации педагогических технологий нет. Классификация, предложенная Г.К. Селевко, является наиболее полной классификацией педагогических технологий: – общепедагогические, частно-предметные, отраслевые, локальные, модульные, узко методические – по уровню применения; биогенные, социогенные, психогенные – по психическому развитию; информационные (знания, умения, навыки), операционные (способы учебной деятельности), сфера действенно-практическая – по ориентации на личностные структуры; обучающие (воспитательные, общеобразовательные, профессиональные, гуманистические, технократические) – по характеру содержания и структуре; классно-урочные, альтернативные, индивидуальные, групповое дифференцированное обучение – по организационным формам; авторитарные, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества – по подходу к обучающемуся; объяснительно-иллюстрированное, развивающее, проблемно-поисковое, саморазвивающее обучение, информационное – по преобладающему (доминирующему) методу. В настоящее время, в образовательном процессе используются следующие виды педагогических технологий: проблемное обучение (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер и др.) [14]; программированное обучение (Б.Ф. Скиннер и др.); компьютерное обучение (А.И. Берг, Е.И. Машбиц и др.); дистанционное обучение (А. В. Краснослободцев и др.); модульно-рейтинговое обучение (Ю.В. Дулепова, И.Б. Сенновский, П.И. Третьяков, М.А. Чоша­нов, П.А. Юцявичене и др.); контекстное обучение (А.А. Вербицкий и др.); технология образовательного проекта (В.В. Гузеев, Е.С. Полат, Т.С. Федорова и др.); технология естественнонаучного обучения (Н.П. Воскобойникова, А.М. Захлебный, Н.Е. Кузнецова, В.М. Наза­ренко и др.) [17]. Контрольно-корректирующая технология (М.В. Кларин, К.У. Кретсберг и др.); технология индивидуальных образовательных траекторий и комбинированная система предметного обучения (Н.П. Гузик и др.); проблемно-деятельностная технология обучения (А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Э.Н. Коротков и др.). [10].

Педагогические технологии

В 2018–2019 году был разработан и внедрен долгосрочный проект «Методическое сопровождение педагогов ДОУ в процессе внедрения образовательных технологий».

В ходе реализации проекта было организовано сопровождение внедрения современных образовательных технологий педагогами дошкольного образовательного учреждения:

Информационно-коммуникационные технологии: применение ИКТ дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – развивать умение самостоятельно приобретать новые знания [5].

Существуют различные мнения об использовании компьютера и применении компьютерных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования: Т.И. Алиева, К.Ю. Белая, Н.Е. Веракса, Т.В. Волосовец, Э.М. Дорофеева, Л.Н. Духанина, Т.С. Комарова, И.И. Комарова высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей [9]. Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей: Е.Н. Иванова, С. Пейперт, Н.П. Чудова. Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.С. Новоселовой, Л.А. Парамоновой, Л.Д. Чайновой [20].

Мастер-класс «Создание интерактивного плаката с использованием интернет-сервиса Thinglinh, в рамках городского совещания «Работа методической службы в ДОО как основного ресурса повышения профессионального мастерства педагогов».

Разработаны и проведены консультации: «Методические рекомендации по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс», «Использование ИКТ в познавательной деятельности детей», мастер-класс «Использование ИКТ в деятельности педагога». В результате педагоги ДОУ представили опыт работы по использованию ИКТ в работе с детьми в рамках реализации ФГОС ДО; проведены флэш-семинары для родителей «Читаем сказки детям»; созданы и действуют персональные блоги на Международных образовательных порталах; повысилось участие в вебинарах. Информирование родителей перешло на новый уровень с использованием современных технологий – посредством электронных ящиков, групп в социальных сетях для обмена мнениями без затрат времени. Родители могут знакомиться с информацией в удобное для них время, индивидуальный подход в подаче информации. В результате 100% педагогов овладели данной технологией.

Технология «Портфолио педагога»: совместно с рабочей группой ДОУ была разработана и продемонстрирована серия мастер-классов по созданию электронного портфолио педагога. Данная работа позволила педагогам систематизировать накопленный опыт, отслеживать творческий и профессиональный рост, определять направления деятельности, формировать навыки самооценки, презентовать свои достижения. В результате 60% педагогов овладели данной технологией.

Работа педагогов ДОУ в «лаборатории» в форме Дальтон-часа.

Технология «Дальтон-План»: с целью повышения профессиональной компетенции молодых педагогов в ДОУ внедряется данная технология, использование которой обеспечило индивидуализированное развитие педагога, развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности в образовательной деятельности [4].

В методическом кабинете собрана литература по ознакомлению педагогов с данной технологией. Созданы «Лаборатории» в форме Дальтон-часа, в рамках которого для получения новых знаний проводятся консультации специалистами сопровождения ДОУ: «Взаимодействие педагога и педагога-психолога в образовательном процессе ДОУ», «Роль музыкального руководителя в ДОУ и его взаимодействие с педагогами, как необходимое условие для развития творческих способностей детей» и др.

Технология самообразования педагогов способствует обобщению и систематизации материала по самообразовательной деятельности (разработан и внедрен журнал по самообразованию), совершенствованию личностного и профессионального развития (участие педагогов в мероприятиях различного уровня, в деятельности рабочих, творческих групп). Разработана программа повышения квалификации педагогических работников ДОУ с целью системной деятельности по созданию условий для повышения профессиональных компетенций, созданию единого методического пространства.

Кейс-технология: современное образование требует разработки и апробации новых методов обучения. Были проведены семинар-практикум «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста», мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с педагогами ДОУ». В процессе освоения кейс-технологий дети учатся получать необходимую информацию в общении; доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии [3]. Разработан пакет кейсов по поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Подобраны схемы по проведению опытов и экспериментов для совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей [1]. Данный кейс позволяет детям учиться планировать работу, отбирать средства и материал для самостоятельной деятельности, давать определения тем или иным понятиям, выполнять опыты и эксперименты по определённому алгоритму и в конце самостоятельно делать вывод [18]. Также разработано пособие «Экраны начинающего исследователя»: «Моном-экраны», «Бином-экраны», «Полином-экраны». Данное игровое практическое пособие предназначено для закрепления и оценивания детьми пройденного материала по определённой теме. Оно способствует развитию познавательных процессов: памяти, внимания, речи, мышления, развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации [15]. В пособии предлагаются не очень сложные и близкие по своему содержанию задания на поиск общего и частного, что позволяет ребёнку анализировать, систематизировать, обобщать, конкретизировать, закреплять пройденный материал по исследованию свойств и качеств разных предметов в процессе опытов и экспериментов [8]. В результате 67,5% педагогов овладели данной технологией.

Презентация проектов по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Родник», «Чистая вода».

Технология проектной деятельности: в рамках семинара-практикума «Современные педагогические технологии» организовано представление материала по методу проектов «Структура и оформление проекта», «Внедрение в образовательный процесс детского сада проектного метода»; выступление на педагогическом совете, консультации: «Виды проектов и использование их в разных возрастных группах», «Участие родителей в проектной деятельности»; презентация проектов: «Азбука дорожной безопасности», «Мир профессий», «Технологическая сессия», «Играем развиваемся вместе с Винтиком».

В результате 75% педагогов овладели данной технологией.

В дошкольном учреждении повысился процент аттестованных педагогов: 2018 г. – (ВКК –0%), 1КК– 30% (4 педагога), СЗД – 15% (2 педагога); 2019 г. – ВКК – 7,5% (1 педагог), 1КК– 37,5% (5 педагогов), СЗД –7,5% (1 педагог). Педагогами пройдены курсы повышения квалификации в соответствии с ФГОС ДО: 2018 г. – 60%, 2019 г. – 75%.

Организация методической службы в реализации профессионального потенциала педагога

В организации методической работы использован личностно-ориентированный подход, который позволяет каждому педагогу реализовать свой профессиональный потенциал через участие в составе различных групп, в процессе делегирования полномочий. Результатом деятельности педагогических сообществ, стало создание речевых центров в группах с использованием современных развивающих игр В.В. Воскобовича.

Большое внимание уделяется внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, которые направлены на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. В ДОУ разработан и внедрен педагогический проект «Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность». Главной целью проекта являлось создание условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья [7]. В рамках проекта была разработана и внедрена педагогами на всех возрастных группах модель системы комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Результатом данной работы стало активное участие детей в олимпийских играх дошкольников среди воспитанников МДОО городского округа Первоуральск, в муниципальном этапе военно-спортивной игры «Зарничка», легкоатлетической эстафете на призы администрации городского округа Первоуральск и городской газеты «Вечерний Первоуральск», в «Кроссе наций» в рамках Всероссийского дня бега.

Для достижения качественных результатов образовательного процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Взаимодействие с участниками образовательных отношений реализуется посредством различных форм: традиционные – общие родительские собрания «Основные направления образовательной деятельности ДОУ», «Организация образовательного процесса ДОУ»; работа с родительским комитетом; консультирование родителей посредством электронных ящиков, группы в социальных сетях. Нетрадиционные – клуб для родителей «Семейная гостиная»; мастер-класс «Формирование конструктивно-модельных навыков у детей дошкольного возраста» [11,12], оn-line анкетирование родителей «По степени удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг».

Список литературы

1. Атутов П.Р. Исследование познавательной деятельности. – М.,1977. – 140 с.

2. Варданян Ю.В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога. – М.,1998. – 179 с.

3. Вилькеев Д.В. Психология обучения и воспитания. – Казань, 1994. – 139 с.

4. Гусева Е.Ю. Дальтон-план как инновационный подход к преподаванию русского языка // Наука и школа. – 2014. – №6. – С. 38–39.

5. Данилина В.В., Янкина Н.Н. Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2016. – №12.6. – С. 31–34.

6. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002. – 238 с.

7. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. – М., 2007. –
165 с.

8. Еникеев М.И. Исследование проблемного обучения // Народное образование. – 1972. –
№9. – С. 99–100.

9. Жигалова М.П. Современные педагогические технологии. – Брест, 2002. – 97 с.

10. Захарова С.Н. Инновационные технологии и активные методы обучения // Наука и школа. – 2005. – №1. – С. 41–45.

11. Кондратьева Н.В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе// Молодой ученый. – 2017. – №46. – С. 293.

12. Кыласова Л.Е. Родительские собрания. – Воронеж, 2013. 115 с.

13. Леньков С.Л. Психологические условия профессионального развития педагогов инновационного образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2015. – №3 (39). – С. 183–197.

14. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974. – 64 с.

15. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 208 с.

16. Рубцова Н.Е. Психологическая классификация современной профессиональной деятельности. – Тверь, 2012. – 132 с.

17. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. – М., 2005. – 279 с.

18. Скаткин М.Н. О методах обучения // Советская педагогика. – 1965. – №3. – С. 115–127.

19. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М.,
2005. – 198 с.

20. Шевченко О.И., Ветров И.И. Педа­гогические технологии в образовательном процессе // Образование и воспитание. – 2019. – №5. – С. 51–53.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

повышение профессиональной компетентности педагогов, методическое сопровождение, образовательные технологии, личностно-ориентированный подход, дошкольное образование.