ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Е.П. Сахарова. Цифровизация дошкольного образования: обобщение опыта муниципальной системы

№18 2020 Е.П. Сахарова.  Цифровизация дошкольного образования: обобщение опыта муниципальной системы
Полный текст

Сахарова Елена Петровна – заместитель начальника Управления образования администрации города Чебоксары (Чебоксары, Россия)

В статье приводятся результаты анализа опыта цифровизации дошкольного образования муниципального образования – города Чебоксары. Автор характеризует материально-технические, кадровые условия, созданные в детских садах как основу для формирования позитивных практик применения информационных технологий в воспитании и образовании детей 3–7 лет.

Ключевые слова: цифровизация, дошкольное образование, образовательные практики, муниципальный опыт, технологии дистанционного обучения.

Термин «Цифровизация» все активнее входит в наш лексикон, вызывая различные по направленности эмоции: от восторга до паники. Только ленивый не обсуждает плюсы и минусы данного процесса, не всегда отдавая себе отчет в том, что же включается в его содержание. В своем исследовании мы опираемся на определение, согласно которому цифровизация понимается как современный общемировой тренд развития экономики и общества, который основан на преобразовании информации в цифровую форму и приводит к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни [20].

Нормативные основы цифровизации развиваются на государственном уровне. Так в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.», названы две ключевые федеральные инициативы: приоритетный национальный проект «Образование» и национальная программа «Цифровая экономика РФ». В июне текущего года Правительство РФ опубликовало проект постановления «О проведении в 2020–2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых».

В контексте сферы образования цифровизация рассматривается как неизбежный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, разворачивающийся в стремительно развивающейся цифровой образовательной среде и направленный на достижение целей социально-экономического развития страны [2].

Примечательно, что и в нормативных документах, и в научных изданиях трансформация информации, средств и методов, обеспечивающих ее освоение, разрабатывается применительно к школьному, профессиональному и дополнительному образованию. Цифровизация дошкольного образования упоминается лишь в публицистических работах, статьях, описывающих частный опыт педагогов и дошкольных образовательных организаций.

Вместе с тем состояние обсуждаемого процесса в детских садах города Чебоксары создает достаточные основания для анализа опыта на муниципальном уровне.

В Чебоксарах функционирует 122 детских сада, которые посещают более 37 000 воспитанников. Вопрос создания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях условий для внедрения цифровых технологий систематически прорабатывается с 2012 года.

В качестве основных направлений изучения состояния цифровизации дошкольного образования мы выбрали следующие направления: материально-техническое оснащение дошкольных образовательных организаций; подготовка педагогических кадров для работы в условиях цифровизации образования; формирование и тиражирование позитивных практик применения цифровых технологий в дошкольном образовании.

Ключевым методом исследования стали сбор и анализ отчетной документации, в том числе статистических данных, мониторинг активности дошкольных образовательных организаций в социальных сетях.

Материально-техническое оснащение дошкольных образовательных организаций создает необходимую базу для цифровизации образования, обусловливает возможность углубления процесса, развития вариантов использования цифровых ресурсов в сопровождении образования.

 

На основании статистических отчетов 85-К можно с уверенностью утверждать, что уже более десяти лет в детских садах города Чебоксары в работе с детьми дошкольного возраста применяется компьютерная техника. За этот значительный период существенно изменился спектр оборудования, которое эксплуатируется в дошкольных организациях города в рамках реализации основной общеразвивающей программы дошкольного образования, адаптированных и дополнительных образовательных программ.

Компьютеры (ноутбуки) позволяют расширить возможности визуального и аудиального воспитания детьми объектов и явлений, которые не входят в зону непосредственного воспитания. В отличие от печатных пособий, традиционно используемых в образовании, мультимедийные презентации и видео- и аудиозаписи гораздо детальнее передают образ объекта (явления), что, в свою очередь, обеспечивает прочность освоения знаний, стимулирует познавательный интерес дошколят.

 

Более значительный развивающий эффект имеет интерактивное цифровое оборудование, поскольку допускает использование обучающих программ с функцией автодидактизма – дифференцированной реакцией на включение ребенка в образовательную ситуацию.

Более 82,7% (101 ДОО) детских садов оснащены интерактивным оборудованием, среди которого преобладают столы и доски. 46,7% (57 ДОО) учреждений приобрели интерактивный пол, песочницу. 6,5% (8 ДОО) оборудовали интерактивные музеи. В 10,6% (13) садов организованы студии для занятий робототехникой. Как показывает анализ, интерактивное оборудование приобретается учреждениями, в большей части за счет средств от приносящей доход деятельности (в 63% случаев), средств грантов различного уровня (в 27% случаев), муниципальных средств (в 10% случаев при введении в эксплуатацию вновь возводимых учреждений).

Подготовка педагогических кадров для работы в условиях цифровизации образования. Организация воспитательно-образовательного процесса в цифровом пространстве требует от педагогов владения определенного рода компетенциями. В системе дошкольного образования города Чебоксары сложилась разноуровневая схема повышения квалификации специалистов ДОО в вопросах применения цифровых технологий в образовании.

Базовый уровень схемы функционирует на уровне детского сада. В каждом саду есть педагоги, в сферу профессиональных интересов которых входит проблема использования цифровых ресурсов в организации воспитания и образования. Из них формируется творческая группа, которая разрабатывает данное направление и представляет продукты своего поиска в рамках методического взаимодействия педагогов ДОО.

На уровне муниципальной методической службы вопросы цифровизации дошкольного образования рассматриваются в процессе кустовых методических объединений педагогических сообществ. Курирует данное направление работы МАУ «Центр развития дошкольного образования» администрации города Чебоксары. В задачу специалистов центра входит выявление ведущих, наиболее успешных практик применения компьютерных, в том числе интерактивных материалов и оборудования, их тиражирование, создание условий для овладения педагогами соответствующими компетенциями и творческого их применения.

За последние пять лет в системе методического сопровождения педагогов города Чебоксары проведено более 60 образовательных событий, направленных на совершенствование у воспитателей и специалистов детских садов навыков формирования содержания, подбора методов и средств дошкольного образования в условиях цифровой среды, отбора информационного контента, отвечающего особенностям детей 3–7 лет.

 

Большую часть событий (64%) составили практикоориентированные мероприятия: мастер-классы, практические семинары, конкурсы, фестивали и онлайн-акции. Наибольший отклик, как правило, вызывают презентации нового интерактивного оборудования с демонстрацией его образовательного и развивающего потенциала. При этом отметим, что у представителей каждого из сообществ складываются специфические способы использования оборудования, обусловленные направленностью их профессиональной деятельности.

В текущем году в связи с ситуацией в стране стремительный прорыв произошел в освоении технологий дистанционного взаимодействия, как с коллегами, так и с воспитанниками, их родителями. К ставшим уже привычными мессенджерам и социальным сетям добавились интернет-платформы, позволяющие организовать общение в сети довольно многочисленных групп пользователей. По результатам опыта детских садов в организации онлайн-общения с детским и родительским коллективом, наиболее востребованной оказалась ZOOM.US – облачная платформа для проведения онлайн-видеоконференций.

 

Освоенные педагогами навыки работы в цифровой образовательной среде, наряду с созданием материальной базы, включающей компьютерное, интерактивное оборудование, мультимедийные и другие образовательные материалы и пособия, создают необходимую основу для присвоения педагогами заимствованных в других российских регионах практик применения цифровых технологий, а главное для формирования собственного опыта их создания и трансляции на профессиональные аудитории различного уровня.

Формирование и тиражирование позитивных практик применения цифровых технологий в дошкольном образовании

На данный момент можно утверждать, что не менее 10% педагогов детских садов города активно транслируют в педагогическом сообществе собственные практики цифрового образования. Об этом можно судить по динамике публикаций в профессиональных периодических изданиях, а также выступлений в ходе научно-практических конференций. Так за последние три года число статей из опыта применения ресурсов цифровой образовательной среды выросло в три раза: со 137 в 2017 до 411 в 2019 году. Большую часть из них составляют авторские методические разработки.

К числу практик использования цифровых ресурсов в образовании мы относим и муниципальный проект «Детский сад онлайн». Его разработка стала актуальной в условиях самоизоляции, которая показала, что все участники образовательного процесса оказались не готовы к дистанционному образованию. Педагогам, детям и родителям пришлось в ускоренном и напряженном режиме осваивать новые навыки. Этот опыт подтвердил настоятельную необходимость поиска и внедрения современной модели дистанционного образования в условиях цифрового мира.

В условиях самоизоляции все дети дошкольного возраста города оказались в ситуации, когда освоение ими содержания основных образовательных программ дошкольного образования вынужденно проходит в отсутствии возможности непосредственного взаимодействия с педагогом. Основными каналами общения стали мессенджеры, социальные сети и облачные платформы, с помощью которых воспитатели и специалисты детских садов доводили до воспитанников и родителей информационный контент – как заимствованный на профессиональных порталах в интернете, так и созданный самостоятельно. Данный контент был согласован с тематическим планированием, предусмотренным основной общеобразовательной программой детского сада, а также учитывал инициативу детей: до 33% образовательных сетевых событий были посвящены темам, которые предложили дошкольники.

 

Проект «Детский сад онлайн» предполагал и перевод масштабных муниципальных мероприятий в дистанционный режим. Запланированные в рамках празднования юбилейных дат, посвященных 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и 100-летия образования Чувашской автономной области, мероприятия прошли в онлайн-формате. Наиболее зрелищными и представительными стали:

– литературный марафон «Ради жизни на Земле»;

– городской конкурс рисунков «Победа глазами детей», где приняли участие все дошкольные учреждения города, собрано около 300 работ;

– проект «Листая памяти страницы», в рамках которого подготовлен фильм в формате видеоролика об истории войны, о героическом подвиге наших земляков-участников ВОВ. Проект был реализован во всех детских садах и освещался в социальных сетях;

– акция «История моей семьи о войне», общественное движение «Бессмертный полк», цикл радиопередач «Голоса Победы», в которых дети и родители принимали активное участие;

– по инициативе Чебоксарского городского отделения ЧРОО «Союз женщин Чувашии» поэтический марафон «Читаем детям о Чувашии»;

– проект по ознакомлению детей с историей и культурой родного края, в рамках которого педагоги демонстрировали познавательную презентацию «Моя Чувашия. 100 великих юбилейных лет»;

– городской конкурс детских рисунков «Моя Чувашия – 100 великих юбилейных лет», где было собрано 366 работ;

– городской творческий конкурс видеостихотворений о родном крае «Талантливая Чувашия» среди педагогов ДОУ г. Чебоксары с участием более 100 человек;

– городской конкурс поздравительных открыток «С любовью к родной Чувашии» среди семей воспитанников детских садов с охватом 241 человек;

– спортивный марафон для детей старшего дошкольного возраста «Игры Батыра»;

– салон мастеров народного промысла «Славен мастерами родной Чувашский край»;

– дефиле чувашских костюмов «Узоры земли Чувашской», которое прошло в формате видеороликов с участием педагогов и воспитанников детских садов.

По инициативе Чебоксарского городского отделения ЧРОО «Союз женщин Чувашии» прошла акция «Расскажи ребенку о войне», где семьи воспитанников собирали архивные данные, воспоминания родных и близких героев-участников Великой Отечественной войны (опубликовано 47 историй в газете «Чебоксары новости»).

Обобщая аналитические материалы, полученные в ходе исследования, мы пришли к выводу, что муниципальная система дошкольного образования имеет значительные достижения в деле создания цифровой образовательной среды в дошкольных образовательных организациях. Накопленный опыт стимулирует педагогические коллективы, органы управления образованием к дальнейшему совершенствованию практик организации образования дошкольников в условиях цифровизации.

Литература

  1. Бокова Л.Н. Правовой режим создания безопасной цифровой образовательной среды // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2020. – Т.24. – №2. – C. 274-292.
  2. Буданцев Д.В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. – 2020. – № 27 (317). – С. 120-127. – URL: https://moluch.ru/archive/317/72477/ (дата обращения: 25.10.2020)
  3. Главный тренд российского образования – цифровизация [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.ug.ru/article/1029 (дата обращения: 15.03.2020).
  4. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edmarket.digital/ (дата обращения: 15.03.2019).
  5. Кислова И.И., Цифровизация. вызовы для образования / И.И. Кислова, Е.С. Роншина, Ю.Б. Стегостенко // Проблемы высшего образования. – 2018. – №1. – С. 157–159.
  6. Клочкова E.Н., Садовникова Н.А. Трансформация образования в условиях цифровизации // Открытое образование. – 2019. – №23(4). – С. 13–22. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-13-22
  7. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Организация внеурочной проектной деятельности обучающихся с помощью сетевых сервисов // Эксперимент и инновации в школе. – 2016. –№3. – С. 66–70.
  8. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Интернет-сервисы для построения персональной цифровой среды современного учителя // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. – Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 61. Ч.4. 2018. № 61-4. C. 176–179.
  9. Никулина Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatizatsiya-itsifrovizatsiya-obrazovaniya-ponyatiya-tehnologii-upravlenie (дата обращения: 19.03.2020).
  10. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/71677640/ 0f5bc7a8a57f91a2aed3f8b1dc5a4dde/ (дата обращения: 13.01.2020).
  11. Погожина И.Н., Сергеева М.В., Егорова В.А. Цифровая компетентность и детство – уникальный вызов 21 века (анализ современных исследований) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2019. – №4 – С. 80–106.
  12. Приключения технологий: барьеры цифровизации в России: [монография] / Л.В. Земнухова [и др.]. – М. – СПб.: ФНИСЦ РАН, 2020. – 282 с.
  13. Родина Т.Е. Кадры и образование в области цифровой экономики / Т.Е. Родина, Е.В. Подольная // Вызовы цифровой экономики: итоги и новые тренды: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции (г. Брянск, 07 июня 2019 г.) [Электронный ресурс]. – Брянск: Брян. гос. инженерно-технол. ун-т., 2019. – С. 466–469.
  14. Сафронова А.Н., Вербицкая Н.О., Молчанов Н.А. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранение здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28368 (дата обращения: 28.10.2019).
  15. Современные тенденции развития системыобразования: сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф. / Редкол.: Ж.В. Мурзина, О.Л. Богатырева, Н.С. Толстов. – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – 364 с.
  16. Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровое образование: понятия, технологии, управление / Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. – 2018. – №8. – С. 108.
  17. Тестов В.А. О некоторых методологических проблемах цифровой трансформации образования // Информатика и образование. – 2019; – №10. – С. 31–36. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2019-34-10-31-36
  18. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. Цифро­визация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2018. – №1(97).
  19. Фидченко Е. В. Философия образования: компетентностный подход и современные цифровые трансформации // Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования: материалы международной конференции (г. Москва, МПГУ, 24– 25 апреля 2018 г.) / Под общ. ред. М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой; Министер­ство науки и высшего образования Российской Федерации и др. – М.: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2018. – С. 78–85.
  20. Халин В.Г. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски / В.Г. Халин, Г.В. Чернова // Управленческое консультирование. – 2018. – №10. – С. 47–63.
  21. Харланова Ю.В. Социальные сети в роли обучающих ресурсов в системе профессионального образования // Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования: материалы международной конференции (г. Москва, МПГУ, 24– 25 апреля 2018 г.) / Под общ. ред. М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и др. – М.: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2018. – С. 747–751.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.