ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Е.С. Непомнящая. Страна чудес: история одного виртуального детского сада

№15 2020 Е.С. Непомнящая. Страна чудес: история одного виртуального детского сада
Полный текст

Непомнящая Елена Сергеевна – старший воспитатель МБДОУ №32 «Страна чудес», эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» (Зеленогорск, Красноярский край)

Весной 2020 года в связи с пандемией детские сады и школы перешли на дистанционное обучение. Каждая образовательная организация решала эту задачу исходя из своих возможностей и представлений о том, как это должно быть. Особенно трудно пришлось педагогам дошкольных учреждений, ведь речь шла не только об обучении, но и об организации важных режимных моментов и мероприятий. Всё это сподвигло профессиональную команду детского сада «Страна чудес», который находится в городе Зеленогорск Красноярского края, на открытие виртуального детского сада «Страна чудес онлайн». О том, как это было, рассказывает старший воспитатель МБДОУ № 32 «Страна чудес», эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики “Эврика”» Елена Непомнящая.

Страна чудес: История одного виртуального детского садаКоманда детского сада «Страна чудес»

Первый шаг. Рождение замысла

В ситуации разобщения участников образовательных отношений нас выручила виртуальная группа Страна Чудес/Wonderland в социальной сети Facebook. На протяжении пяти лет родители и педагоги активно общались в цифровой среде, педагоги публиковали ролики об укладе жизни детского сада, о том, как дети осваивают программу, родители комментировали, задавали вопросы, порой спорили, но чаще выдвигали идеи, которые потом совместно обсуждали и реализовывали.

В первый же день режима самоизоляции я составила для родителей фоторекомендации «Какую стратегию общения и поведения выбрать с самостоятельными и креативными воспитанниками Страны чудес в период внеплановых каникул».

Родители публиковали небольшие отчеты о том, что происходит в семьях. 34 семьи детского сада включились в съёмку семейных спектаклей. Ссылки на ролики тоже выставлялись в группе: мы смотрели спектакли, обсуждали, наблюдали за разворачивающимися кулинарными шоу, исследовательскими проектами и т.д.

Так активно пробежали две недели, а на третьей родители стали писать, что дети скучают, чаще стали спрашивать: «А когда мы пойдем в садик?»

Последней каплей стала обеспокоенность одной мамы накануне дня рождения её дочери. В Стране чудес дни рождения празднуются в определенных традициях, и каждый ребенок ждет своего дня приключений и чудес. Мы решили действовать сообща с родителями самой активной и креативной группы – лидерами образовательных чудес нашего детского сада. И все вместе мы сотворили виртуальное чудо – мы прожили с дошкольниками настоящее виртуальное событие «День рождения Аллочки с феей Zoom».

Второй шаг. От пробы к активным действиям

Совершив пробу виртуального праздника с детьми, команда педагогов проанализировала приобретенный первоначальный практический кейс дистанционных способов общения с детьми и пришла к выводу, что часть содержания образовательной программы можно перевести из офлайн-форматов в онлайн.

Команда педагогов детского сада стала флагманом реализации идеи нового проекта, и к этой команде постепенно присоединялись (под всплывающие задачи виртуального детского сада) другие педагоги детского сада.

Однако без желания родителей невозможно выстраивать дистанционные форматы реализации программы, и нам предстояло убедить их поддержать нашу идею. Мы смонтировали ролик виртуального события «День рождения Аллочки с феей Zoom» и разместили его в нашей группе, а рядом создали опрос «Готовы ли вы отправить ребенка в виртуальный детский сад?» За два первых дня откликнулись 40 родителей (четвертая часть родителей детского сада), и мы незамедлительно стали действовать.

Главным форматом виртуального детского сада, который был определен для общения детей и взрослых, стал «утренний круг». Ведь именно по общению друг с другом и со значимыми в их жизни педагогами дети соскучились. Поэтому сразу же появился главный слоган детского сада – «#СтранаЧудесОнлайн – общайся и играй». Это значит, что мы априори отказались от наводнивших в это время интернет мастер-классов, классических дистанционных занятий с выполнением домашних заданий. При первой встрече мы объяснили детям, что есть значительная разница в формате общения – дети видят друг друга из окошка галереи (некая плитка), и для общения необходимо соблюдать ряд правил и пользоваться системой знаков. Мы и назвали этот формат – «Утренняя или дневная плитка», в зависимости от времени выхода детей в Zoom-конференцию.

Первыми подхватили идею виртуального общения дети и родители четырех групп детского сада с билингвальной средой развития. В общение с детьми на «плитке» вместе с воспитателями групп включилась педагог дополнительного образования, и коммуникация детей и взрослого выстраивалась на неродном (английском) языке, как это происходило в офлайн-форматах общения в детском саду. Не менее двух раз в неделю воспитанники включались в музыкальные форматы деятельности, инициируемые музыкальными руководителями. Все специалисты входили одномоментно в формат zoom-конференции и поочередно, следуя идее образовательного события, предлагали культурное содержание, которое способствовало погружению детей в решение когнитивных задач.

Такие виртуальные форматы общения поддержали, и педагоги групп компенсирующей направленности незамедлительно подключились к общению с детьми – учитель-дефектолог, педагог-психолог, учителя-логопеды, которые сопровождали развитие детей с особыми образовательными потребностями.

Педагоги каждой группы взаимодействовали с детьми в рамках образовательной программы дошкольного образования, адаптированных основных образовательных программ для детей с ЗПР, ТНР, УО, РДА. Все плитки приходили с участием старшего воспитателя для осуществления контроля за содержанием и формами общения, которые разворачивались в виртуальном пространстве, и для предоставления возможности родителям задать вопросы и получить ответы на волнующие их проблемы.

Третий шаг. Виртуальный детский сад

Самыми яркими плитками в нашей #СтранаЧудесОнлайн становились виртуальные события, когда отмечались дни рождения детей, событийные форматы инициировались с большой долей образной игры детей и взрослых и нестандартным содержанием игр, которые специалисты научились отбирать, учитывая нюансы общения в Zoom.

Вместе с утренними и дневными плитками у нас появился вечерний формат общения «Пижамная сказка, или Сказка, рассказанная на ночь». В образовательной программе детского сада описана практика «чтение сказки перед сном», и очень легко этот формат был перенесен в виртуальную реальность. Этот формат взаимодействия с детьми разрабатывала команда из трех педагогов, которые подбирали сказки и чередовали график выхода в эфир.

Настоящим чудом для родителей было увидеть заснувшего за пятнадцать минут ребенка. Некоторые дети не пропускали ни одной сказки. А родители получили небольшую передышку, ведь многие из них целый день находились с детьми в замкнутом пространстве.

И вот через четыре недели, обсуждая форматы виртуального детского сада, и не только с командой детского сада, но и с командой продвинутых педагогов из разных регионов нашей страны, мы решили раздвинуть границы возможностей и частично перевести технологию Open Choice Time в виртуальное пространство.

И у нас появились дополнительные плитки, объединившие детей разного возраста и разных образовательных потребностей:

  • Виртуальный диатеатр «Волшебный луч», который организуют учителя-логопеды, предлагая детям на выбор несколько диафильмов. Они сопровождают детей в процессе выбора и принятия совместного решения и по окончании просмотра, решая задачи развития речи, устраивают спонтанные дискуссии, обсуждение просмотренного, совершенствуя лексику и связную речь воспитанников.
  • «Песочница». Педагог-психолог каждую неделю успешно взаимодействовала с детьми в реальных условиях, и дети легко приняли онлайн-формат песочницы, приготовив по нашей просьбе любую сыпучую субстанцию (песок, крупы) и воплощая собственные замыслы разными средствами.
  • «Музыкальный салон», который так же успешно был перенесен музыкальными руководителями в онлайн-формат, причем акцент был сделан на развитие движений, чувстве ритма, музыкальных играх, игре на музыкальных инструментах.

Уникальные результаты становления произвольности случились во время дистанционного общения детей. Четверо ребят демонстрировали пример ответственного поведения и высокую степень самостоятельности (например, самостоятельно входили в Zoom, соблюдали правила, уступали и т.д.), и мы приняли решение о вручении детям браслетов, позволяющих самостоятельно передвигаться по пространству детского сада, и это право они смогут реализовать, уже вернувшись в реальный детский сад.

Ежедневно организовывалось 6–7 плиток для воспитанников разных возрастов, и если утром дети могли пообщаться с друзьями и воспитателями своей группы, то после обеда они ждали встреч с ребятами из других групп в диатеатре, песочнице или музыкальном салоне. Таким образом, мы сохранили уклад жизни детского сада и смогли поддержать общение и игры детей.

Шаг четвертый. Рефлексия

История виртуального детского сада длилась 45 дней, и завершили мы ее 1 июня большим событием «Карнавалы мира», которое проектировали совместно с детьми и родителями в уже ставшем привычным виртуальном формате общения. Мы вручили детям 55 сертификатов об участии в виртуальных событиях #СтранаЧудесОнлайн (лишь самым активным участникам, систематически заглядывающим в виртуальный детский сад). У нас навсегда останется в памяти записка пятилетнего Никиты, написанная неровным почерком и размещённая в окошке его плитки: «Я люблю тебя, Страна чудес!»

Как нам это удалось? За 45 дней написать новую страницу в образовательной жизни детского сада, представив ее профессиональному сообществу 27 апреля на Московском международном салоне образования, получив массу положительных откликов и просьбу рассказать подробнее о том, как это удалось осуществить. С точки зрения человека, который не пропустил ни одного события виртуального детского сада, резюмирую: это стало возможным при двух условиях:

  • доверии со стороны родителей команде педагогов детского сада. Несмотря на множество фейков, страхов перед цифрой и откровенной паникой самых эмоциональных родителей (о закрытии детских садов), большинство были твердо уверены в профессионализме команды педагогов, которая выбрала дистанционный формат предоставления образовательных услуг.
  • высоком профессионализме команды педагогов ДОУ. 75% педагогического состава работали в виртуальном детском саду, демонстрируя цифровую подготовленность, способность действовать в ситуации неопределенности, перестроив методы и приемы образования на цифровые форматы взаимодействия, сплоченность, доверие администрации и способность к рефлексии.

Остаться педагогом, несмотря на обстоятельства, быть рядом с семьей, откликаться на просьбы и в то же время реализовывать образовательную программу, словно нет этих абсолютно новых условий реальности – это значит обеспечить ту самую стабильность, которая должна окружать детей дошкольного возраста и обеспечивать гарантию счастливого детства.

Информация портала «Вести образования»: https://vogazeta.ru/articles/2020/9/26/quality_of_education/15025-strana_chudes_istoriya_odnogo_virtualnogo_detskogo_sada

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.