Непомнящая Елена Сергеевна – старший воспитатель МБДОУ №32 «Страна чудес», эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» (Зеленогорск, Красноярский край)
Весной 2020 года в связи с пандемией детские сады и школы перешли на дистанционное обучение. Каждая образовательная организация решала эту задачу исходя из своих возможностей и представлений о том, как это должно быть. Особенно трудно пришлось педагогам дошкольных учреждений, ведь речь шла не только об обучении, но и об организации важных режимных моментов и мероприятий. Всё это сподвигло профессиональную команду детского сада «Страна чудес», который находится в городе Зеленогорск Красноярского края, на открытие виртуального детского сада «Страна чудес онлайн». О том, как это было, рассказывает старший воспитатель МБДОУ № 32 «Страна чудес», эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики “Эврика”» Елена Непомнящая.
Команда детского сада «Страна чудес»
В ситуации разобщения участников образовательных отношений нас выручила виртуальная группа Страна Чудес/Wonderland в социальной сети Facebook. На протяжении пяти лет родители и педагоги активно общались в цифровой среде, педагоги публиковали ролики об укладе жизни детского сада, о том, как дети осваивают программу, родители комментировали, задавали вопросы, порой спорили, но чаще выдвигали идеи, которые потом совместно обсуждали и реализовывали.
В первый же день режима самоизоляции я составила для родителей фоторекомендации «Какую стратегию общения и поведения выбрать с самостоятельными и креативными воспитанниками Страны чудес в период внеплановых каникул».
Родители публиковали небольшие отчеты о том, что происходит в семьях. 34 семьи детского сада включились в съёмку семейных спектаклей. Ссылки на ролики тоже выставлялись в группе: мы смотрели спектакли, обсуждали, наблюдали за разворачивающимися кулинарными шоу, исследовательскими проектами и т.д.
Так активно пробежали две недели, а на третьей родители стали писать, что дети скучают, чаще стали спрашивать: «А когда мы пойдем в садик?»
Последней каплей стала обеспокоенность одной мамы накануне дня рождения её дочери. В Стране чудес дни рождения празднуются в определенных традициях, и каждый ребенок ждет своего дня приключений и чудес. Мы решили действовать сообща с родителями самой активной и креативной группы – лидерами образовательных чудес нашего детского сада. И все вместе мы сотворили виртуальное чудо – мы прожили с дошкольниками настоящее виртуальное событие «День рождения Аллочки с феей Zoom».
Совершив пробу виртуального праздника с детьми, команда педагогов проанализировала приобретенный первоначальный практический кейс дистанционных способов общения с детьми и пришла к выводу, что часть содержания образовательной программы можно перевести из офлайн-форматов в онлайн.
Команда педагогов детского сада стала флагманом реализации идеи нового проекта, и к этой команде постепенно присоединялись (под всплывающие задачи виртуального детского сада) другие педагоги детского сада.
Однако без желания родителей невозможно выстраивать дистанционные форматы реализации программы, и нам предстояло убедить их поддержать нашу идею. Мы смонтировали ролик виртуального события «День рождения Аллочки с феей Zoom» и разместили его в нашей группе, а рядом создали опрос «Готовы ли вы отправить ребенка в виртуальный детский сад?» За два первых дня откликнулись 40 родителей (четвертая часть родителей детского сада), и мы незамедлительно стали действовать.
Главным форматом виртуального детского сада, который был определен для общения детей и взрослых, стал «утренний круг». Ведь именно по общению друг с другом и со значимыми в их жизни педагогами дети соскучились. Поэтому сразу же появился главный слоган детского сада – «#СтранаЧудесОнлайн – общайся и играй». Это значит, что мы априори отказались от наводнивших в это время интернет мастер-классов, классических дистанционных занятий с выполнением домашних заданий. При первой встрече мы объяснили детям, что есть значительная разница в формате общения – дети видят друг друга из окошка галереи (некая плитка), и для общения необходимо соблюдать ряд правил и пользоваться системой знаков. Мы и назвали этот формат – «Утренняя или дневная плитка», в зависимости от времени выхода детей в Zoom-конференцию.
Первыми подхватили идею виртуального общения дети и родители четырех групп детского сада с билингвальной средой развития. В общение с детьми на «плитке» вместе с воспитателями групп включилась педагог дополнительного образования, и коммуникация детей и взрослого выстраивалась на неродном (английском) языке, как это происходило в офлайн-форматах общения в детском саду. Не менее двух раз в неделю воспитанники включались в музыкальные форматы деятельности, инициируемые музыкальными руководителями. Все специалисты входили одномоментно в формат zoom-конференции и поочередно, следуя идее образовательного события, предлагали культурное содержание, которое способствовало погружению детей в решение когнитивных задач.
Такие виртуальные форматы общения поддержали, и педагоги групп компенсирующей направленности незамедлительно подключились к общению с детьми – учитель-дефектолог, педагог-психолог, учителя-логопеды, которые сопровождали развитие детей с особыми образовательными потребностями.
Педагоги каждой группы взаимодействовали с детьми в рамках образовательной программы дошкольного образования, адаптированных основных образовательных программ для детей с ЗПР, ТНР, УО, РДА. Все плитки приходили с участием старшего воспитателя для осуществления контроля за содержанием и формами общения, которые разворачивались в виртуальном пространстве, и для предоставления возможности родителям задать вопросы и получить ответы на волнующие их проблемы.
Самыми яркими плитками в нашей #СтранаЧудесОнлайн становились виртуальные события, когда отмечались дни рождения детей, событийные форматы инициировались с большой долей образной игры детей и взрослых и нестандартным содержанием игр, которые специалисты научились отбирать, учитывая нюансы общения в Zoom.
Вместе с утренними и дневными плитками у нас появился вечерний формат общения «Пижамная сказка, или Сказка, рассказанная на ночь». В образовательной программе детского сада описана практика «чтение сказки перед сном», и очень легко этот формат был перенесен в виртуальную реальность. Этот формат взаимодействия с детьми разрабатывала команда из трех педагогов, которые подбирали сказки и чередовали график выхода в эфир.
Настоящим чудом для родителей было увидеть заснувшего за пятнадцать минут ребенка. Некоторые дети не пропускали ни одной сказки. А родители получили небольшую передышку, ведь многие из них целый день находились с детьми в замкнутом пространстве.
И вот через четыре недели, обсуждая форматы виртуального детского сада, и не только с командой детского сада, но и с командой продвинутых педагогов из разных регионов нашей страны, мы решили раздвинуть границы возможностей и частично перевести технологию Open Choice Time в виртуальное пространство.
И у нас появились дополнительные плитки, объединившие детей разного возраста и разных образовательных потребностей:
Уникальные результаты становления произвольности случились во время дистанционного общения детей. Четверо ребят демонстрировали пример ответственного поведения и высокую степень самостоятельности (например, самостоятельно входили в Zoom, соблюдали правила, уступали и т.д.), и мы приняли решение о вручении детям браслетов, позволяющих самостоятельно передвигаться по пространству детского сада, и это право они смогут реализовать, уже вернувшись в реальный детский сад.
Ежедневно организовывалось 6–7 плиток для воспитанников разных возрастов, и если утром дети могли пообщаться с друзьями и воспитателями своей группы, то после обеда они ждали встреч с ребятами из других групп в диатеатре, песочнице или музыкальном салоне. Таким образом, мы сохранили уклад жизни детского сада и смогли поддержать общение и игры детей.
История виртуального детского сада длилась 45 дней, и завершили мы ее 1 июня большим событием «Карнавалы мира», которое проектировали совместно с детьми и родителями в уже ставшем привычным виртуальном формате общения. Мы вручили детям 55 сертификатов об участии в виртуальных событиях #СтранаЧудесОнлайн (лишь самым активным участникам, систематически заглядывающим в виртуальный детский сад). У нас навсегда останется в памяти записка пятилетнего Никиты, написанная неровным почерком и размещённая в окошке его плитки: «Я люблю тебя, Страна чудес!»
Как нам это удалось? За 45 дней написать новую страницу в образовательной жизни детского сада, представив ее профессиональному сообществу 27 апреля на Московском международном салоне образования, получив массу положительных откликов и просьбу рассказать подробнее о том, как это удалось осуществить. С точки зрения человека, который не пропустил ни одного события виртуального детского сада, резюмирую: это стало возможным при двух условиях:
Остаться педагогом, несмотря на обстоятельства, быть рядом с семьей, откликаться на просьбы и в то же время реализовывать образовательную программу, словно нет этих абсолютно новых условий реальности – это значит обеспечить ту самую стабильность, которая должна окружать детей дошкольного возраста и обеспечивать гарантию счастливого детства.
Информация портала «Вести образования»: https://vogazeta.ru/articles/2020/9/26/quality_of_education/15025-strana_chudes_istoriya_odnogo_virtualnogo_detskogo_sada
Ваша корзина пуста