Каллагова Фатима Харитоновна – заведующая МБДОУ №77, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ
Наниева Ирина Георгиевна – старший воспитатель
Биганова Марина Мурзаевна – педагог осетинского языка.
В статье описываются проблемы воспитания личности с учетом духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций. На основе анализа имеющихся условий и достижений педагогического коллектива показана модель реализации проекта «Диалог культур семей воспитанников», взаимодействие ребенка с окружающим миром, толерантное отношение к другим народам. Сформулированы актуальные задачи, намечены пути их решения, а также определены перспективы реализации проекта. В заключение делается предположение, что в результате грамотной работы, построенной в соответствии с положениями инновационной программы «От рождения до школы», вовлечения педагогов и родителей в поликультурное образование мы получим развитую, социально ответственную личность.
Ключевые слова: инновационная программа, сотрудничество с родителями, коммуникативность, предметно-пространственная среда, сетевое взаимодействие, поддержка культуры и языка.
Понятие поликультурного воспитания определяется как «воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две и более культур, отличающиеся по языковому, этническому, национальному признаку».
Поликультурное образование должно начинаться как можно раньше. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования положительного отношения к представителям других национальностей. Маленький ребенок открыт для любой культуры на познавательном и деятельностном уровнях.
Миссия дошкольного образования – сформировать основу, фундамент для успешной интеграции ребенка в многонациональное общество, его социализации в современном мире.
Северная Осетия-Алания – большая многонациональная республика. Здесь живут представители около ста национальностей, среди них осетины, русские, армяне, грузины, азербайджанцы, татары, греки и другие. Государственными языками в Осетии считаются осетинский и русский.
В нашем детском саду воспитываются 178 детей.
Из них:
Осетины – 135 детей, 75,8%.
Русские – 27 детей, 15%.
Армяне – 10.
Грузины – 3.
Дагестанцы – 1.
Таджики – 1.
Татары – 1.
Мы уже не один год активно работаем над созданием условий для развития и сохранения осетинского языка как языка коренного населения. Накоплен большой опыт организации системы поддержки национальных традиций, культуры, языка, но, к сожалению, без активного участия родителей.
Сегодня осетинский язык исчезает. Незначительна и поддержка языка семьей. Эта проблема возникает уже в дошкольном возрасте.
Наш анализ показал: только 27% детей говорят на родном осетинском языке, 36% – понимают, а 33% не понимают осетинскую речь. Корень проблемы, на наш взгляд, кроется в семье. Речь и культура – это единое пространство языка.
В этой обстановке, учитывая цели и задачи программы «От рождения до школы» по нравственно-патриотическому воспитанию, мы обсудили подходы, варианты, условия и решили выбрать тему инновационного проекта «Диалог культур семей воспитанников», чтобы привлечь внимание к этой проблеме и создать условия для семей наших воспитанников, которые имеют разные национальные корни, для изучения и развития своей культуры и языка.
Целью нашего проекта стало создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром, формирование любви к российской культуре и толерантного отношения к другим народам, их быту в содружестве с семьей.
Цель эта не новая, но актуальная. Мы решили в основу взаимодействия детского сада и семей воспитанников заложить диалог разных культур, создать «детско-взрослое сообщество».
Наша задача – способствовать тому, чтобы, с одной стороны, дети осознали свои корни, познакомились с историей, культурой, обычаями своего народа, но при этом уважали и культуру других народов.
Введение этнокультурного компонента в практику работы нашего детского сада обусловлено и тем, что каждый из народов современной Осетии хочет укрепить преемственность между старшим и младшими поколениями в семье и обществе в целом, приобщая детей к своему этническому культурному наследию и корням, к культурно-языковой самобытности.
В нашем детском саду проблему взаимодействия детского сада и семьи при организации работы по приобщению дошкольников к национальной культуре в поликультурном пространстве мы рассматриваем как процесс двусторонний.
«Детский сад – семье» – этот процесс, с одной стороны, направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Для его реализации в детском саду организуются такие традиционные формы работы, как родительские собрания, школы для родителей, консультации, дни семьи и другие.
С другой стороны – это «Семья – детскому саду» – процесс характеризуется включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Это налаживание работы кружков, коллективные мероприятия, экскурсии, походы, праздники, развлечения. Все они отражены в сводном плане работы с семьей детского сада.
Многие родители охотно принимают участие в проведении народных праздников и мероприятий: конкурс чтецов стихотворений К.Л. Хетагурова на осетинском языке, Новый год, Хадзаронта, Масленица, 23 февраля, 8 марта, День осетинского языка, Фестиваль чтецов, конкурс «Знайка» (по национальным сказкам), спортивные развлечения «Нартиада».
От заданий, поручений и приглашений родителей на мероприятия мы решили перейти к вовлечению их в мероприятия как полноправных участников под девизом «Мы вместе».
Творческой группой детского сада был составлен план – «Диалог культур семей с детьми старшего дошкольного возраста», где были спланированы мероприятия для всех участников образовательного процесса.
Любая педагогическая система не существует без семьи. Цели воспитания детей в детском саду и в семье едины.
Инновационная программа «От рождения до школы» кардинально меняет формат взаимодействия родителей и воспитателей. Родители из требовательных «заказчиков образовательной услуги» становятся союзниками, партнерами и помощниками воспитателей, полноправными участниками образовательного процесса.
Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», взаимодействия в системе «педагог – ребенок – родители»: «педагог – ребенок»; «педагог – родители»; «ребенок – родители».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Но даже самая хорошая Программа сама по себе не может обеспечить оптимального развития детей – многое зависит от искусства воспитателя.
Нам необходимы механизмы для профессионального и личностного роста педагогов. Предстоит серьезная работа, поддержку в которой нам оказывает МПАДО.
В результате грамотно выстроенной работы мы рассчитываем на то, что родители станут полноправными участниками образовательного процесса в ДОУ, а в результате мы получим гармонично развитую, социально ответственную личность.
Ваша корзина пуста