ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Филатова Л.В. Благополучие воспитанника начинается с благополучия педагога. Профилактика выгорания педагогов

Аннотация

Проблема профессионального выгорания педагогов рано или поздно затрагивает подавляющее большинство образовательных учреждений, что делает заблаговременное создание системы профилактики ключевой задачей руководителя ОУ. Проблема выходит за рамки личных ресурсов сотрудника и ее решение невозможно без глубокого анализа организационной культуры: общего психологического климата в учреждении, посильности нагрузки, насколько четко отлажены все процессы. В работе предлагается модель построения сбалансированной системы профилактики СЭВ в дошкольном образовательном учреждении, которая включает в себя конкретные инструменты управления выгоранием.

Список литературы
  1. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. — СПб.: Питер, 1999. — 382 с.
  2. Линкова С.П. Наставничество как одна из форм успешной работы ДОУ // Современное дошкольное образование: теория и практика, 2025. — Вып. 10. — С. 10–12. URL: https://sdo-practice.ru/journalpril/linkova-sp-nastavnichestvo-kak-odna-iz-form-uspeshnoj-raboty-dou.html
  3. Проничева М.М. Проявления профессионального стресса у педагогов // Вестник научных конференций, 2018. — Вып. 1. — Том 4. — С. 124–126. URL: https://ukonf.com/doc/cn.2018.01.04.pdf
  4. Проничева М.М., Булыгина В.Г., Московская М.С. Современные исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов профессий социальной сферы // Социальная и клиническая психиатрия, 2018. — Вып. 4. — С. 100–104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-issledovaniya-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-u-spetsialistov-professiy-sotsialnoy-sfery/viewer
  5. Туренко Е.А. Особенности совладания учителей с профессиональным стрессом // Вестник Санкт-Петербургского Университета. 2010. — Вып. 4(12). — С. 186–192.
  6. Bajaj S. Stress among teachers. Professionalism in education. Navigating change professional learning in a rapidly changing world, 2024. — Chapter 15. — С. 71–74.
  7. Freudenberger H. Staff Burnout. Journal of Social Issues, 1974. — 30. — С. 159–165. URL: http://dx.doi.org/10.1111/j.1540-4560.1974.tb00706.x
  8. Maslach C. The Client Role in Staff Burn-Out. Journal of Social Issues, 1978. — Вып. 4. — С. 111–124. URL: https://spssi.onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/j.1540-4560.1978.tb00778.x
  9. Исследование 2025 от «Русской школы управления» и «Зарплата.ру». URL: https://uprav.ru/blog/pererabotki-davlenie-i-kontrol-chto-dovodit-sotrudnikov-do-vygoraniya
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

Ключевые слова

профессиональное выгорание, профилактика выгорания, педагоги, организационная культура, эмоциональная культура