ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Фомина С.Е. Значение игры в формировании социальной компетенции ребёнка

Полный текст

Фомина Светлана Евгеньевна – воспитатель высшей квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №18 «Мишутка» города Дубны Московской области. Адрес персонального сайта: https://hangrejoe.wixsite.com/fominasvetlana, e-mail: svetik0779@yandex.ru

Данная статья будет интересна педагогам дошкольных образовательных учреждений, которые интересуются воспитанием у детей социальной компетенции через игровую деятельность.

Ключевые слова: игра, нравственное воспитание, социум, дети.

 

Игра больше, чем какая-либо другая деятельность в дошкольном возрасте требует от ребёнка определённых поступков, выявление личных свойств и качеств.

Именно в игре ребёнок делает первые шаги, устанавливая взаимоотношения со своими сверстниками, – это первая школа воспитания общественного поведения. Ежедневно встречаясь друг с другом в детском саду, дети общаются в различные моменты их жизни и активнее всего это происходит в игровой деятельности. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки, умение действовать совместно. Вместе с этим формируется чувство содружества и равенства.

Мы знаем детей, активность которых часто «переливается через край». Это особенно заметно в играх. Такие дети становятся настоящими тиранами. Создаётся ложное впечатление о них как о хороших организаторах. В действительности они достигают какой-то организованности ребят в общей игре методами далеко не положительными. Эти важные факты в жизни детей, причём повторяющиеся ежедневно, укрепляют в дошкольниках совсем не желательные формы личного и общественного поведения. Кому из педагогов не известны случаи, когда игра детей держится на безоговорочном авторитете одного из ребят: «Я так сказал», «Я хочу, чтобы так», – говорит такой организатор и в ответ слышится: «Коля так сказал сделать», «Коля хочет так».

В лучшем случае, на какой-то период воспитатель ограничивает подобное течение игры, передавая ведущую роль другому ребёнку. Но ведь сложившаяся система отношений между детьми продолжает действовать.

Только упорная воспитательная работа, причём очень деликатная, последовательная, может изменить характер взаимоотношений между детьми.

Общение детей друг с другом в играх порождает поступки. Играя, ребёнок всегда действует, а действуя, поступает определённым образом. Начиная игру, дети уже поступают определённым образом: нужна игрушка – её можно отобрать у соседа или попросить; можно кого-то пригласить в игру, а можно играть одному. В процессе игры мы на каждом шагу сталкиваемся с поступками детей: ссорятся они или играют дружно, поступают справедливо или несправедливо, организованно или нет. Но поступок – это не только действие одного ребёнка (или группы); поступок всегда кого-то затрагивает, что-то значит. Поэтому прежде всего нужно помочь детям в организации их игр.

В одном из детских садов старшим детям разрешается широко пользоваться мячами, причём не только на улице, но и в группе.

Возникает вопрос: не разбиты ли окна в группе, не сдвинуты ли вещи? Но ведь прежде чем разрешить эти игры, педагог показал детям, как необходимо действовать с мячом, предложил игры малой подвижности, которые отличаются от игр с мячами на улице, так же предупредил о возможных неприятностях в случае отступления от правил.

Таким образом, воспитательный план, опирающийся на игру как форму организации жизни детей и их деятельности охватывает вопросы формирования поведения в коллективе, воспитания навыков общественного поведения, проявления положительных личных качеств каждого из детей.

Деятельность воспитателя, прежде всего, обращена на то, чтобы организовать играющих детей, добиться между ними доброжелательных взаимоотношений. Для этого необходимо воспитывать общественные качества, на основе которых и строятся взаимоотношения между людьми, умение действовать совместно.

Каждая из задач – от сравнительно простой, как умение играть вместе, до такой сложной, как взаимопомощь, может быть решена только в коллективе детей.

Педагогический опыт показывает, насколько мало влияют на детей замечания, нравоучения, внушения, которые им делают в процессе игры. Дети их не слышат. Это вполне понятно. Увлечение игрой, её замыслом, своей ролью в этой игре не даёт ребёнку возможности переключиться на что-либо другое. События игры развёртываются быстрее, чем ребёнок успевает перестроиться, что-то осознать. На то она и игра.

Чтобы сделать некоторые вопросы предметом внимания детей, необходимо разговаривать с ними, обсуждать, разбирать те или иные случаи и факты. Однако для того, чтобы добиться определённого результата и вместе с тем не обременять детей излишним морализованием, нужно всему этому придавать характер дружеского разговора, совета. Это будет разговор об играх, но он будет касаться большого круга тех вопросов, которые составляют нравственное воспитание, воспитание общественного поведения.

Приятно детям услышать от воспитателя: «Сегодня на участке вы играли очень дружно», «Ваши вечерние игры были интересными».

Приветствуется, когда педагог направляет детей в игре, например: « Что это куклы у вас такие неустроенные? Им бы дом надо и одежду». Так дети узнают о различных возможностях организации интересной игры.

В зависимости от того, какое действие происходит в детской игре, разговор, обсуждение могут углубиться в область нравственных вопросов:

  • что хорошо, а что плохо;
  • как лучше сделать;
  • как следует поступать по отношению друг к другу.

Очень надеюсь, что моя статья помогла найти ответы на интересующие вас вопросы.

Список литературы

  1. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
  2. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – 238 с.
  3. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. – 360 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.