Губанова Вера Алексеевна, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1503», gubanova.vera@yandex.ru
Традиционным средством педагогики являются подвижные игры. Одна из характерных особенностей подвижных игр – это стремление к результату. Ребенок испытывает радость от удовлетворения потребности в движении, от эмоциональной атмосферы игры, особый эмоциональный подъем вызывает достижение реального, наглядного положительного результата, а также выигрыша. Игра решает также еще одну важную задачу – развитие самостоятельности как качества личности, являющееся базовым для формирования ключевых компетенций дошкольника. В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности применяем различные методы и приемы. Существуют разные варианты классификации игр, которые помогают в решении данной задачи. К ним можно отнести маршрутную игру, которая помогает приобрести уверенность в своих действиях и направляет детей делать выбор в процессе совместной и самостоятельной деятельностях
Маршрутная игра – это игра с определенным маршрутом (в зависимости от темы игры), на протяжении которого дети выполняют различные задания и достигают конечной цели. Уникальность и педагогическая ценность маршрутной игры в работе с дошкольниками заключается в самой форме ее проведения. Преимущество игры-путешествия в том, что она может быть адаптирована к любой теме недели. Поскольку дети самостоятельно передвигаются от маршрута к маршруту и выполняют при этом различные задания, интерес к этой деятельности поддерживается естественным образом за счет детского любопытства. Задания подобраны таким образом, что ребенок может проявить инициативу в той деятельности, в которой чувствует себя наиболее уверенно, и в конце игры достичь вместе со всеми общего результата, испытав при этом положительные эмоции. Таким образом, меняя тему маршрутной игры в соответствии с актуальным содержанием детской деятельности, педагог может добиться решения любых образовательных и развивающих задач.
Данный вид деятельности отвечает основным принципам дошкольного образования. В маршрутной игре происходит сотрудничество и содействие ребенка со взрослым. Каждый ребенок чувствует себя полноценным участником игры, потому что ведущая роль отдана ему. Педагог только контролирует и в определенных случаях направляет их. Так как в маршрутной игре используются разные виды деятельности, а для развития самостоятельной личности поддержка инициативы просто необходима, то всякая инициатива ребенка здесь приветствуется (в некоторых случаях мягко корректируется). В игре и подготовке к ней происходит: тесное содействие дошкольной организации и семьи; познаются азы морали, нравственности и патриотизма; у детей формируются и развиваются познавательные интересы. Игра позволяет дошкольникам расширить свой кругозор, проявить лучшие качества, почувствовать себя успешным.
В игре дети самостоятельно передвигаются по маршруту от одной станции к другой и выполняют при этом различные игровые задания. Интерес к этой деятельности поддерживается за счет естественного детского любопытства, выхода за пределы групповой комнаты.
Основными целями игры-путешествия являются: развитие мировоззрения; познавательных интересов и потребностей; ценностных ориентаций; эмоциональной сферы участников педагогического процесса. Это способствуют систематизации знаний, мысленной деятельности, коммуникации всех участников данного процесса. Планировать игру необходимо заранее.
Как организовать маршрутную игру?
Чтобы организовать маршрутную игру, следуйте данному алгоритму.
Темы игр могут быть разнообразными, в зависимости от интересов детей, запросов родителей, приоритетного направления детского сада и т.д. В рамках подготовки педагоги знакомят детей с материалом по теме игры, актуализируют имеющийся багаж умений.
Межсетевое взаимодействие с другими группами или детьми младшего школьного возраста позволяют расширить рамки и возможности проведения маршрутной игры.
Остановимся подробнее на этапах работы.
Замысел игры заключался в том, что воспитанники вместе с педагогами отправляются в путешествие на поиски сокровищ. Все участники мероприятия делятся на команды, получают маршрутные листы с указанием станций, на которых дети самостоятельно выполняют задания, предлагаемые сказочными героями и, получая подсказку, двигаются дальше, пока не достигнут заключительной станции, где спрятан клад с сокровищами.
В процессе подготовки могут принимать участие все педагоги детского сада, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре, совместно подобрать игры (задания) на развитие памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности ловкости. Самое важное правило для педагогов – ведущую роль в игре берут на себя дети, педагоги лишь только корректировать и поправляют детей.
С участниками мероприятия проводятся консультации: «Что такое маршрутная игра?», «Для чего она нужна?», беседы на тематику игры, чтение художественной литературы, наблюдения, оформление памятки в группах «Почему нельзя забирать ребенка во время проведения маршрутной игры?». На данном этапе происходит обсуждение костюмов согласно тематике игры. Родители привлечены в качестве участников.
На данном этапе происходил выбор игрового пространства, оформление пунктов игры, подбор музыкального сопровождения.
Педагогический коллектив совместно с родителями занимался изготовлением маршрутных карт, раздаточных карточек, атрибутов для игр, рисовали эмблемы, готовили таблички, раздаточные листы, корзинки и коробочки для карточек, чудесные мешочки, магниты для картинок, мел и др. Большое внимание педагогический коллектив уделял внимание содержанию предлагаемых заданий, подбору музыкального и мультимедийного сопровождения, которые выступают одним из важных факторов стимулирующих движения дошкольников, повышающих их эмоциональность и определяющих их ритм и темп.
В начале мероприятия в игровой форме формируются команды, затем выбираются капитаны, название команды и придумывается девиз. В задачу воспитателя входит и предварительная работа с детьми по заучиванию различных девизов, речёвок.
Содержание работы на данном этапе заключается в рефлексии с детьми, анкетировании педагогов, отзывах родителей.
При подготовке и проведении маршрутной игры важно соблюдать определённые требования:
Какие результаты вы получите?
Маршрутная игра помогает достичь результатов всем участникам:
Если проводить данные игры регулярно, педагоги повысят профессиональное мастерство, а подготовка мероприятия в дальнейшем будет требовать меньше времени.
Кроме того, маршрутные игры способствуют сближению детей группы, воспитанников и педагогов, членов семьи. Позволяют детям проявить себя, показать кругозор, проявить лучшие качества, почувствовать себя успешными. Создают положительный эмоциональный настрой.
Опыт создания и развития детско-взрослого сообщества убеждает в том, что это очень действенный путь для успешной социализации детей разного возраста. После проведения мероприятия проанализируйте полученные результаты. Если в игре дети проявили лучшие личностные качества, почувствовали свою успешность, значит, вы решили поставленные задачи.
Последний, но важный этап – подготовить отчет и разместить фото- и видеоматериалы на сайте.
Ваша корзина пуста