ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Хисамова Ю.А. Использование русских былин как средства воспитания патриотических чувств и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста

Полный текст

Хисамова Юлия Алексеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад № 146», г. Рязань

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы образовательных организаций сегодня является патриотическое воспитание детей.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» отмечается, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества», и такое духовное оздоровление всего народа начинается с патриотического воспитания подрастающего поколения.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенной в программах обучения и воспитания в детском саду, является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, своей родине, труду, культуре родного народа.

В эпоху инноваций, нововведений и изменений как политических, экономических, так и социокультурных, проблема воспитания патриотизма у детей на основе ценностей народной культуры является актуальной в условиях современной информационно насыщенной социально-культурной среды.

Фольклор – сокровищница русского народа, естественный спутник всей жизни ребенка, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, помогает понять красоту звучащей речи. Особенно ярко патриотизм действующих лиц фольклорных произведений представлен в жанре былин.

«Былины – наша русская национальная гордость, «энциклопедия» древнерусской жизни, выражение несокрушимой мощи народного духа, беззаветной любви и служения Родине, страстной ненависти к внешним и внутренним врагам, глубокой нравственной чистоты и духовной красоты народа», – так характеризует современная фольклористика значение и содержание былин.

Использование русских народных былин в работе со старшими дошкольниками позволяет решать блок важнейших задач в формировании патриотизма:

  • воспитание любви к Отечеству;
  • воспитание чувства гражданина, которое проявляется в готовности служить Родине, защищать ее;
  • воспитание любви к родному языку, культуре и истории своего народа, малой родине.

Организуя работу по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через ознакомление с былинами,можно столкнуться с проблемой, связанной с особенностями этого литературного жанра. Ее лексика трудна для понимания ребенка и требует подробного разъяснения.

Для погружения ребенка в атмосферу исторических событий используется теневой театр. К сожалению, в наше время теневой театр недостаточно часто включается в работу с дошкольниками, хотя о его пользе говорят не только педагоги, но и психологи. Они активно выступают против того, что дети подолгу просиживают перед экраном телевизора и компьютера, потому что готовое телеизображение усыпляет детскую фантазию, приучая мыслить стандартно.

Совсем другое дело – теневой театр. Здесь вместо готового изображения малыши получают силуэт, намек, символ. А значит, ребенок может достроить визуальную картинку самостоятельно. Участвуя в теневых театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Ребенок учится создавать свой художественный образ персонажа, у него развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, обогащается эмоциональная сфера.

На основе краеведческого материала были подготовлены спектакли, в которых показаны герои былин: Авдотья Рязаночка, Евпатий Коловрат, Илья Муромец и другие. Образы богатырей позволяют нам ярко и эмоционально донести до детей такое качество, как любовь к своей родине.

Во всех спектаклях дети – активные участники: исполнители ролей, импровизированных сцен, хороводов, игр. Их непосредственное участие способствует развитию патриотических качеств: силы, смелости, дипломатичности, желания любыми путями избежать конфликта и боя, жить в мире и согласии. В образе Авдотьи Рязаночки ярко показано, каким надо обладать мужеством, чтобы не испугаться противника, а противостоять ему. Сила и выносливость Ильи Муромца учит детей, что если тело свое не тренировать, то ты не справишься с сильным противником. Но если враг повержен, то нужно уметь вовремя остановиться, не разрушать всё на своем пути, проявить милосердие. Зачастую богатырям приходилось сражаться с противником, превышающим их по количеству, и тогда на помощь приходили ум и смекалка. Дети видят это на примере былинного образа, безупречного воина Евпатия Коловрата.

Добрыня Никитич – один из самых известных русских богатырей, воспетых в былинах, считается самым вежливым, грамотным из былинных героев. Добрыня Никитич – воплощение силы духа народа. Образ героя учит детей таким качествам, которые народ в совокупности называл словом «вежество»: образованность, прекрасное воспитание, знание этикета. Особую значимость среди былинных героев Добрыне придает то, что этот прославленный русский богатырь родом с Рязанщины.

В инсценировках нам на помощь приходит атрибутика, размещенная в краеведческом музее ДОУ. Она позволяет глубже погрузиться в атмосферу богатырского быта. Когда мальчик надевает кольчугу, шлем, берет в руки лук со стрелами, то плечи расправляются, ребенок как будто становится выше, сильнее, превращается в реального богатыря: сильного, смелого, независимого, готового дать отпор врагу.

У каждого богатыря свой облик, свои поступки, своё место в кругу былинных персонажей. Богатыри не просто дрались, чтобы доказать кто сильнее, они сражались за родину. Любовь к своей родине – вот главное качество героев, которое мы воспитываем в детях.

Для создания у детей положительного эмоционального отношения к русским былинам и возникновения атмосферы заинтересованности используется литература, произведения из библиотеки сада: русская былина «Добрыня Никитич», русская народная сказка «Никита Кожемяка», «Былины» Александра Нечаева, отрывки из «Сказки о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина. С огромным интересом ребята слушают чтение, рассматривают иллюстрации, находят событийную линию при просмотре мультфильмов.

В картине великого художника Виктора Васнецова «Богатыри», представленной в библиотеке сада её репродукцией, изумительно точно передана величавая героика древних былин, как национальный образ и идея. Художнику удалось создать действительно яркий образ народной богатырской силы, способной защищать родную землю от любого врага. Интерактивная интегрированная деятельность «Добрыня Рязанский» включает рассматривание картины, чтение былины, имитационные игры, речевые игры, экспериментальную деятельность «Тяжела ли кольчуга», электронные образовательные ресурсы, прослушивание этнической музыки, исполняемой на гуслях, конструктивную деятельность «Застава богатырская».

Важной составляющей патриотического воспитания является приобщение ребенка к родному слову, формирование у него чувства языка. Эту задачу можно решить на занятиях художественно-речевого цикла: развитие речи, ознакомление с художественной литературой. Сочинение рассказов по картине формирует умение составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ, использовать все компоненты устной речи, развивает связную речь, память, внимание, мышление, обогащает словарный запас: Русь, богатырь, кольчуга, былина, палица, лук, колчан. Педагог обращает внимание на незнакомые, непривычные для детей древнерусские слова, особый язык былин, который отличается торжественностью тона, величавостью, грандиозностью повествования.

Эффективными методами и формами организации совместной деятельности с детьми являются дидактические и настольные игры. В детском саду создана картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию, а также банк электронных образовательных ресурсов, который включает в себя презентации и игры с триггерами о богатырях: «Снаряди богатыря в дорогу», «Герои русских былин», «Илья Муромец», «Евпатий Коловрат» и другие. Универсальное современное дидактическое пособие – лэпбук «Богатыри» широко используется в образовательной деятельности, в индивидуальной работе и подгруппой детей. Лэпбук – это прекрасный способ систематизировать собранный материал, интересно подать его и закрепить полученные знания. Ребенок выполняет задания сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно или в паре со сверстником.

Значимым в работе с детьми по формированию патриотических чувств является использование тематических бесед и викторин «Богатыри земли русской», «Отличие сказки от былины», «Богатырская наша сила», «Могучие богатыри славной Руси». Фольклорные праздники «Богатырские забавы», «Масленица», спортивный зимний праздник «На заставе богатырской под Рязанью» – традиционные мероприятия в ДОУ. Всё это расширяет представление детей о героическом прошлом народа, великих русских богатырях – защитниках земли русской, развивает двигательные навыки, ловкость, смелость, быстроту, координацию движения, взаимовыручку.

В мультстудии детского сада педагогами и детьми создан мультфильм «Евпатий Коловрат» на основе пластилиновой анимации. Через сравнение с главным героем дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. Оценка событий, показанных в мультфильме, помогает воспитывать патриотические чувства детей, развивать мышление и воображение, формировать их мировоззрение.

Родителям мы советуем использовать и такие формы, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами родного города, памятниками архитектуры, посещение краеведческих музеев. Благодаря совместной работе с родителями пополняется предметно-пространственная среда в группе, изготавливаются куклы-богатыри, создаются исторические панорамы.

Былины сконцентрировали в художественных образах лучшие черты характера русского народа, нравственные идеалы. Совершенство художественной формы и интонационного строя былин, которые сложились на протяжении многих столетий, прочно вошли в музыкальный язык русской классики.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Например, слушание «Богатырской симфонии» А. Бородина и «Богатырских ворот» М. Мусоргского, песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на слова Н. Добронравова, русских народных мелодий в исполнении оркестра им. Н. Осипова, слушание этнической музыки «Гардарика», произведения «Гусли» В. Витлина. Сказители, играя на гуслях, рассказывали былины о героических подвигах русских богатырей. Музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни, а приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости и любви к своей Родине.

Положительный конец былины, точный и ясный, понятный детям, убеждает читателей и слушателей в силе богатырей, в благородстве их подвигов. Именно в этом заключена патриотичность, морально-нравственная ценность былинного эпоса русского фольклора.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.