ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

И.Е. Анашкина, М.А. Щербакова. Семейно-ориентированная модель инклюзивной практики дошкольного образования

Полный текст

Анашкина Ирина Евгеньевна – заведующая МАДОУ «Детский сад№30» (Рязань, Россия)

Щербакова Мария Александровна – педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №30» (Рязань, Россия)

В статье отражен опыт реализации инклюзивной практики для воспитанников дошкольной образовательной организации в семейно-ориентированном подходе с применением психолого-педагогического сопровождения пошагового введения ребенка с ОВЗ в период адаптации в среду ДОУ от формы семейного патроната до полноценного посещения.

Ключевые слова: инклюзивное образование, семейно-ориентированный подход, семейный патронат, ступени адаптации.

МАДОУ «Детский сад №30» открылся в 2015 году. Это большое, современное 4-этажное здание, где созданы все необходимые условия для пребывания детей с ограниченными физическими возможностями: лифт, пандусы снаружи и внутри здания, туалет для инвалидов. В учреждении есть бассейн, музыкальный и спортивный залы, медицинский блок, уютные спальни, игровые комнаты, современный пищеблок, большое количество кабинетов и вспомогательных помещений.

 

Детский сад имеет статус общеразвивающего учреждения, в нем функционируют 13 групп общеразвивающей направленности, в которых воспитываются 403 ребенка. Из них 127 человек – дети с ОВЗ, которые имеют различные когнитивные, речевые нарушения и нарушения опорно-двигательного аппарата:

• задержка психического и речевого развития – 4 чел.,
• фонетико-фонематическое недоразвитие – 86 чел.,
• общее недоразвитие речи всех уровней – 36 чел.;
• моторная алалия – 1чел.

Среди обучающихся с ОВЗ 6 детей-инвалидов:

• с нарушениями опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести
(ДЦП различного генеза) – 3 чел.;
• с нарушениями слуха (с тугоухостью IV степени, перенесший операцию по кохлеарной имплантации) – 1 чел.;
• с расстройством аутистического спектра – 1 чел.;
• с сахарным диабетом – 1 чел.

При комплектовании первых групп мы столкнулись с желанием родителей детей с особенностями развития получить место для ребенка в нашем учреждении, так как оно находится в шаговой доступности от их места проживания. При этом в нашем детском саду отсутствуют коррекционные группы и специалисты этого профиля.

 

В ходе беседы и выявлении запроса родителей выяснилось, что большинство из них считают своих детей здоровыми, но имеющими особенности развития, способными посещать группу общеразвивающей направленности.

К сожалению, это не всегда соответствует действительности, так как родители завышают возможности своих детей и оценивают их состояние не вполне адекватно. Чаще всего родители требуют максимального участия дошкольной организации в жизни их ребенка, с гарантированными результатами и благоприятными перспективами развития, но при их минимальном участии.

При знакомстве с семьей мы в первую очередь рассказываем о возможностях детского сада без «прикрас», какую помощь можем предложить данному ребенку, семье.

Если видим, что родители сомневаются в правильности выбора учреждения, и они не готовы принять предложенные им условия, а мы не можем предложить квалифицированную помощь, то прямо об этом говорим и убеждаем родителей обратиться в другие организации коррекционной направленности. При необходимости помогаем с организацией встречи.

Дети тех родителей, которые решили остаться в нашем детском саду, были направлены в общеразвивающие группы и стали посещать их одновременно с детьми без отклонений в развитии.

Мы столкнулись с рядом проблем. Главная, из которых была оторванность родителей от коррекционно-развивающего процесса в ДОУ и психологическая неготовность принятия таких детей, родителями нормально развивающихся воспитанников.

Это подтолкнуло нас к поиску новых форм работы с родителями, которые помогли бы включить семью в коррекционную работу, поставить их в активную позицию и сделать полноценными партнерами детского сада.

За опытом работы в рамках сетевого и межведомственного взаимодействия мы обратились к специализированным коррекционно-развивающим учреждениям нашего города, ресурсным центрам и другими организациям, работающих в рамках развития инклюзивного образования в тесном взаимодействии с семьями.

Сетевое и межведомственное взаимодействие:

• ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»;
• Центр практической психологии и психологической службы Рязанского Государственного Университета имени С.А. Есенина;
• ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования»;
• Автономной некоммерческая организация «Центр социальной помощи «Доброе дело»;
• ГБУ РО Рязанский Дом ребенка, специализированный для детей с различными формами поражения центральной нервной системы и нарушением психики.

Наиболее удачной нам показалась практико-ориентированная методика, предложенная специалистами научно образовательного центра практической психологии и психологической службы РГУ им. С.А. Есенина. Ее директор Самарина Эльвира Владимировна, поделилась с педагогами опытом работы волонтеров с детьми с ОВЗ, предоставила готовый инструментарий и методику для апробации работы в условиях ДОУ. Специалисты центра взяли на себя научно-практическое сопровождение данного проекта, обучение специалистов и педагогов ДОУ, их психологическое сопровождение по готовности работать с данной категорией семей.

Использовав данный опыт и методику, педагоги детского сада организовали вариативное, индивидуализированное сопровождение инклюзивного образовательного процесса, ориентированное на активное участие семьи. Под руководством Самариной Э.В. мы разработали конкретную пошаговую технологию работы с детьми с ОВЗ. Мы адаптировали ее к требованиям ФГОС в формате семейно-ориентированной модели ДОУ.

Так возник совместный научно-образовательный проект по апробации семейно-ориентированной модели, который включает в себя такие формы работы как: семейное консультирование, детско-родительские занятия, частичное визитирование семьи на дому и полный патронат. Главной целью семейно-ориентированной модели является обучение родителей правильным формам взаимодействия с ребенком, с помощью которых он может овладеть умениями, навыками и продвинуться в своем развитии, а также научить родителей ставить перед ребенком реалистичную педагогическую задач, опираясь на зону его ближайшего развития.

Семейно-ориентированная модель – это командная работа с ребенком и его семьей, включающая определенный набор специалистов и педагогов ДОУ, понимающих друг друга, умеющих договариваться о совместных действиях и согласовывать их. Команда, работающая с одной семьей, может быть достаточно многочисленной, хотя не все ее члены будут взаимодействовать непосредственно с ребенком.

В ходе работы в формате семейно-ориентированной модели возникла острая необходимость включения в штатное расписание педагогов дополнительного образования, тьютора, дополнительных ставок учителей-логопедов. Так как детский сад является автономным и финансирование садика подушевое, то в рамках своего фонда заработной платы мы могли себе это позволить. Все новые штатные единицы вводились постепенно, по необходимости с четким определением должностных обязанностей. Они вариативны, могут меняться в зависимости от потребностей в них дошкольного учреждения. В течение всего времени узкие специалисты проходят обучение и переподготовку при РГУ им. С.А. Есенина, получают смежную специальность, которая может понадобиться с приходом нового воспитанника.

В реализации инклюзивной практики в учреждении участвуют педагоги и специалисту ДОУ, родители воспитанников. Каждому из них определенна своя роль и степень участия, которая зависит от потребности семьи ребенка:

В детском саду разработаны и реализуется ряд образовательных программ:

1. ООП, составленная на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы
2. АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи;
3. АООП для детей с задержкой психического развития;
4. АООП для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
5. АООП для детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации (будет впервые реализовываться в 2020–2021 уч. году и находится в разработке в связи с недавним зачислением ребенка в ДОУ и его нахождением на реабилитационном курсе по подключению и настройке импланта);
6. АООП для детей с расстройством аутистического спектра;
7. АООП для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Работа по семейно-ориентированной модели начинается с поиска взаимопонимания с родителями, общей линии поведения. Заключается дополнительное соглашение к основному договору, в котором прописывается степень участия и ответственность родителей, выполнение ими домашних заданий и ведения дневника развития ребенка, индивидуальный маршрут и график вхождения в социальную среду ДОУ. При этом индивидуальный маршрут ребенка и график вхождения в социальную среду могут меняться с учетом развития воспитанника и по согласованию всех участников инклюзивного сопровождения.

На этом же этапе за семьей закрепляются воспитатели, педагоги и специалисты ДОУ необходимые для данного ребенка. Они определяются администрацией детского сада и педагогом-психологом на основе «личного файла педагога», при активном участии специалиста научно образовательного центра практической психологии и психологической службы. Это дает возможность исключить неприятие ребенка и его семьи не подготовленным педагогом. Воспитанник и его семья направляются к тому педагогу и специалисту, который готов работать с данной категорией детей.

Работа по модели позволяет организовать различные варианты вхождения ребенка с ОВЗ в жизнь дошкольного образовательного учреждения, и представлена в виде трехступенчатой модели вхождения ребенка на этапе адаптации.

Первая ступень

Первая ступень предназначена для семей с детьми, которые в силу своих особенностей не могут посещать детский сад. Форма организации работы с семьей – патронат на дому.

На каждой ступени мы планируем максимальное включение родителей в процесс коррекционно-развивающей работы с ребенком, обучение родителей методам и приемам работы с ним и освоение ребенком навыков и компетенций для посещения ДОУ в различных формах. Итогом первой ступени, становится освоение ребенком навыков и компетенций, необходимых для частичного посещения ДОУ в сопровождении тьютора.

Патронат семьи на дому для дошкольного учреждения абсолютно новая форма работы. Патронат семьи осуществляется сотрудниками ДОУ, прошедшими обучение по данной системе. Основная цель – расширение доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации.

Дети осваивают на дому необходимые для жизни функциональные навыки в самообслуживании, социализации, коммуникации, двигательной, познавательной сферах. В процессе формирования навыка основная работа выполняется родителями, специалист в свою очередь подробно и досконально прописывает алгоритм действий, условия в которых навык формируется или закрепляется, количество необходимых повторов, форму поощрения (всегда эмоционально-значимая для ребенка форма – игра, яркая похвала и т.п.). На каждого ребенка заполняется таблица деятельности, в которой все прописывается. На протяжении недели родитель работает над формированием навыка в различных, но всегда привычных и комфортных условиях для ребенка – дом, поход в магазин, приход гостей и т.п.

В этой системе используется несколько стратегий, облегчающих формирование навыка – сложные для освоения раскладываются на более мелкие составляющие, которые ребенок осваивает по отдельности, и в дальнейшем, объединяя их мы получаем нужный результат.

Для перехода с первой ступени на вторую необходимо чтобы у ребенка были сформированы следующие навыки и возможности:

– минимально взаимодействовать с детьми;
– взаимодействовать с педагогом, готовность его слушать;
– демонстрировать совместное с педагогом внимание к объекту;
– уметь сообщить о своем состоянии и желаниях посредством речи, альтернативных коммуникаций или жестов;
– находиться в сидячем положении, ползать, пользоваться жестами, держать в руках предметы, использовать указательный жест и следить за указательным жестом взрослого.

Первая ступень. Посещение ребенка на дому (патронат)

Ребенок с ТМНР или значительными ограничениями возможностей здоровья, а также значительным дефицитом, навыков самообслуживания, социализации, коммуникации, двигательной и познавательной сфер, препятствующие посещению ДОУ.

Цель патроната – максимальное включение родителей в процесс коррекционно-развивающей работы с ребенком, обучение родителей методам и приемам работы с ним и освоение ребенком навыков и компетенций, необходимых для частичного посещения ДОУ в сопровождении тьютора.

Работа с ребенком и семьей на дому

• знакомство родителей со специалистами;
• занятия на дому;
• обучение родителей работе с ребенком и формирование жизненно необходимых навыков;
• посещение индивидуальных занятий со специалистами и отдельные мероприятия, способствующие процессу социализации ребенка.

Вторая ступень модели вхождения ребенка в систему ДОУ. Форма организации работы с семьей – частичное визитирование на дому, детско-родительские занятия.

Предназначена для семей, где ребенок может посещать индивидуальные занятия со специалистами и подгрупповые занятия в малых подгруппах в сопровождении тьютора и/или родителя.

Итогом второй ступени, является освоение ребенком навыков и компетенций, необходимых для полноценного посещения ДОУ. На этом этапе мы даем родителям и ребенку возможность получить опыт взаимодействия с нормально-развивающимися сверстниками в мягкой форме при необходимой поддержке специалиста.

Для перехода со второй ступени на третью необходимо чтобы у ребенка были сформированы следующие навыки и возможности:

– уметь взаимодействовать со сверстниками в любой позитивной форме, доступной ребенку;
– уметь обратиться к взрослому и сообщить о своей потребности любым доступным способом;
– готовность к коммуникации, простая игра, возможность передвигаться с помощью взрослого, манипулировать предметами, слушать и выполнять простую инструкцию, наблюдать и подражать взрослому;
– посильное участие в утренниках и развлечениях ДОУ.

После формирования готовности ребенка и семьи, происходит переход на третью ступень.

Вторая ступень

Посещение ДОУ частично по индивидуальному режиму с плавным переходом к посещению на целый день (на неполный день)

Цель сопровождения семьи – максимальное включение родителей в процесс коррекционно-развивающей работы с ребенком, обучение родителей методам и приемам работы с ним и освоение ребенком навыков и компетенций, необходимых для полноценного посещения ДОУ.

Адаптационный период:
• знакомство со специалистами и педагогами ДОУ (педагог-психолог, тьютор, учитель-логопед, воспитатели и педагоги);
• частичный патронат на дому;
• обучение родителей работе с ребенком и формирование жизненно необходимых навыков;
• индивидуальная работа со специалистами;
• подгрупповые занятия.
Адаптационный период:
• знакомство с детьми;
• знакомство с группой;
• посещение ДОУ на неполный день.

Третья ступень предлагается семьям с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, имеющего трудности адаптации к условиям ДОУ, частичной недостаточностью навыков самообслуживания, социализации, коммуникации, двигательной и познавательной сфер, но имеющего возможность посещать ДОУ в полном объеме.

Итогом этой ступени становится обучение ребенка взаимодействию с большим коллективом сверстников в течение всего режимного дня, умение регулировать свое поведение в соответствии с ситуацией в группе.

В итоге ребенок становится полноценным участником воспитательно-образовательного процесса, с учетом его индивидуальных способностей, при активной поддержке специалистов и родителей.

Посещение ДОУ на целый день

Цель сопровождения семьи – максимальное включение родителей в процесс коррекционно-развивающей работы с ребенком, обучение родителей методам и приемам работы с ним и освоение ребенком навыков и компетенций.

Адаптационный период (в соответ­ствии с психофизическими возможностями ребенка)
• знакомство с группой;
• знакомство с детьми;
• знакомство со специалистами и педагогами ДОУ;
• посещение всех мероприятий детского сада согласно режиму дня.

Четких сроков перехода от одной ступени к следующей нет. Все очень индивидуально 

и зависит от возможностей ребенка.

Семейно-ориентированная модель включает в себя реализацию особых образовательных потребностей семьи в построении вектора развития ребенка, путем обязательной командной работы по формированию жизненно-необходимых навыков в сферах социализации, самообслуживания, коммуникации, речевого двигательного и когнитивного развития ребенка.

Семейно-ориентированная модель 

• Методика основана на обязательном участии родителей в процессе оценки и формировании навыков и осуществляется в тесном взаимодействии с ними на принципах партисипативности.
• Принцип родительского участия: доскональное изучение родителями поведенческих реакций ребенка в его личном пространстве.
• Сферы работы специалиста – потребности и проблемы, вызывающие озабоченность родителей.

Семейно-ориентированная модель основывается на принципе позитивного мониторинга, что подразумевает под собой умение «видеть» положительный момент в любом уровне развития навыков ребенка, не важно умеет он что– то делать с помощью взрослого или самостоятельно, воспроизводит навык очень короткое время или достаточное для его закрепления.

С помощью перечня базовых навыков, которые в норме должен освоить каждый ребенок до школьного возраста, определяется актуальная зона развития на текущий момент. Это дает четкое понимание самостоятельных возможностей ребенка, его ближайших возможностей и объем необходимой помощи.

Механизм работы по модели строится на построении цепочки маленьких шагов на пути к основной цели (навыку), опираясь на зону его актуального и ближайшего развития с применением эффективных стратегий обучения и помощи.

Приоритет в выборе целей всегда стоит за семьей – это те навыки, которые в первую очередь нужны ребенку в повседневной жизни. Задача специалиста на этом этапе дать родителю понять, что уже может его ребенок (любой ребенок что-то может), поставить достижимую, адекватную его состоянию цель, определить череду маленьких шагов, описать родителю перспективу формирования навыков, научить правильно, применять стратегии изменения среды и материалов под нужды ребенка на каждом уровне его развития и формирования навыка, грамотно уменьшать степень помощи и поддержки со стороны взрослого и тем самым замотивировать семью к ежедневной работе со своим ребенком.

В рамках семейно-ориентированной модели реализуется:

• Семейный патронат;
• Совместная разработка эффективных стратегий обучения и помощи;
• Консультативный клуб для родителей;
• Родительская мастерская по обучению жизненно важным навыкам детей;
• Группа взаимопомощи;
• Семейная терапия;
• Всеобуч «Заполняем таблицы деятельности»;
• Обратная связь «Вопрос-ответ», «Письмо в почтовом ящике»;
• Совместное построение вектора развития ребенка;
• Совместная разработка алгоритма действий по формированию навыков;
• Совместная разработка формы поощрения ребенка;
• Групповая коммуникация «Семейный час», «Книга жизни»;
• Детско-родительские занятия;
• Участие родителей в процессе оценки и формировании навыков;
• Изучение родителями поведенческих реакций ребенка в его личном пространстве;
• Совместное определение потребности и проблемы, вызывающие озабоченность родителей;
• Стимулирование родителей на активную помощь в воспитательно-образовательном процессе;
• Видео-консультации для родителей по обучению детей с особенностями в развитии разного возраста и нозологий функциональным навыкам.

Мы объясняем родителям целесообразность и обоснованность каждого игрового приема, даем устные и письменные рекомендации к закреплению того или иного навыка в домашних условиях. Стараемся сформировать у родителей установку к обязательной ежедневной работе. Обучение родителей, направленно на приобретение ими новых знаний и умений, необходимых для преодоления имеющихся у ребенка отклонений. Формирование индивидуального образовательного маршрута происходит с их обязательным участием и с учетом их пожеланий.

Полный курс обучения по семейно-ориентированной модели прошли 6 детей инвалидов и еще 6 человек обучаются в данный момент.

Все шестеро адаптированы, социализированы, самостоятельно посещают школу, не испытывают трудностей в общении со сверстниками. Справляются с освоением школьной программы.

С помощью работы по семейно-ориентированной модели мы смогли социализировать и подготовить к обучению в коррекционной школе для слепых и слабовидящих детей по системе Брайля ребенка с детским церебральным параличом, частичной атрофией зрительного нерва, задержкой психического развития и тяжелым нарушением речи. Даша посещала наш детский сад с четырех лет, на момент зачисления в ДОУ она не умела ходить, отсутствовали навыки самообслуживания, ребенку была рекомендована СИПР. Родители очень переживали по поводу того, что девочка не освоит навыки самообслуживания и не сможет обходиться без помощи взрослого. Главный запрос родителей состоял именно в обучении ребенка навыкам самообслуживания. На данный момент Даша ежедневно посещает коррекционную школу, сформированные у нее навыки позволяют ей самостоятельно ориентироваться в помещении школы, самостоятельно ходить по лестницам, осваивать учебную программу. Тревоги и опасения родителей, что Даша будет учиться на индивидуальном домашнем режиме, не оправдались. Педагоги школы продолжают тесно сотрудничать с педагогами и специалистами ДОУ, что способствует успешному развитию ребенка.

Саша – ребенок с расстройством аутистического спектра и интеллектуальным нарушением поступил в дошкольное учреждение в возрасте трех лет при полном отсутствии речи, навыков самообслуживания, с значительным нарушением коммуникации и познавательной сферы. Родители не принимали его диагноз. Они отказывались видеть проблему, отказывались от коррекционной помощи. С данной семьей велась большая индивидуальная предварительная психологическая работа со специалистами в области коррекции аутистического поведения. Это помогло сделать родителей союзниками детского сада и выстроить работу с ребенком и семьей так, что по выходу из детского сада он смог посещать общеобразовательную школу.

У ребенка сформированы навыки самообслуживания и опрятности, знания и представления о себе и окружающем мире, математические представления близки к возрастной норме. Саша проявляет эмпатию к другим детям, хорошо ориентируется в пространстве, участвовал в утренниках и развлечениях детского сада, командных играх, полностью выполняет инструкцию взрослого. В развитии речи перешел от уровня эхолалии к уровню диалоговой речи, научился читать, сформированы все необходимые учебные навыки и умения, жесткие поведенческие стереотипы «перешли» в гибкое поведение.

Еще одна девочка. У нее отсутствовала кисть руки, это была единственная особенность ребенка. Но мама очень стеснялась дефекта ребенка. Всегда одевала в одежду с длинным рукавом. Настаивала на ношении пластмассового протеза, который девочка носить не хотела, тем самым развивая у ребенка комплекс неуверенности и непохожести на других. Эта ситуация вызывала агрессию ребенка по отношению к другим детям. С семьей велась большая социальная работа, были подключены психологи со стороны В ходе этой работы родители смогли принять особенность своего ребенка. Девочка активна, коммуникабельна, учится в общеобразовательной школе, с одноклассниками прекрасные отношения. На данную особенность внимание не обращает ни сам ребенок, ни сверстники ее социума.

Катя, ребенок, который в данный момент обучается детском саду по рекомендации других родителей детей с ОВЗ. Девочка с детским церебральным параличом и первым уровнем речевого развития поступила в детский сад при полном отсутствии навыков самообслуживания и речи. Не могла самостоятельно передвигаться. Недостаточно было сформировано умение прослеживать передвижение предмета. Катя не использовала в деятельности левую руку, большие пальцы рук были «прижаты» к ладони и не был сформирован правильный захват предмета. Основная сложность состояла в том, что у Кати сильные гиперкинезы, которые делают невозможным плавные согласованные движения тела, было совершенно непонятно, каким же образом формировать у нее базовые необходимые навыки. Мама Кати не понимала, с какой стороны ей «подойти» к этой проблеме. Тем не менее, у Кати и ее семьи есть огромное желание посещать детский сад, так как, несмотря на сложности с движением, у нее сохранен интеллект, развивается игровая деятельность и Катя стремится к общению со сверстниками. Девочка долгое время находилась в шлеме, в связи с тем, что не могла долго удерживать сидячее положение тела. Сейчас у Кати сформирована двуручная деятельность в соответствии с ее возможностями, она может самостоятельно есть (мы научили ее руки необходимым движениям, но к сожалению сильные гиперкинезы могут привести к травмам ротовой полости, продолжается работа по подбору наиболее удачных вариантов посуды). Катя считает и соотносит количество в пределах пяти, группирует предметы, исключает лишнее. Общается при помощи картинок альтернативной коммуникации и слогов. Играет, разворачивает сюжет, активно пополняет пассивный и активный словарь. Противопоставлены большие пальцы рук и сформирован захват под форму предмета. Необходимость нахождения ребенка в шлеме отпала. Ходит с поддержкой взрослого. Ребенок находится на второй ступени адаптации к детскому саду.

Таких примеров мы можем привести довольно много. Успех нашей деятельности заключается в системной работе психолого-педагогического сопровождения детей ДОУ, которая включает в себя семейно-ориентированную модель и трехступенчатую модель вхождения ребенка в систему ДОУ в период адаптации.

Мы часто получаем от родителей положительный отзыв о том, что в данной работе они действительно видят смысл и необходимую динамику , так как многие программы работы специалистов с детьми, у которых по тем или иным причинам не сформированы необходимые навыки, не соответствуют реальным возможностям ребенка, не приносят ожидаемого результата , в конечном итоге выматывают родителей и детей, что приводит к снижению мотивации и ребенка и семьи и еще больше укрепляют их в неверном мнении, что усилия тщетны и их ребенок никогда не сможет приблизиться к желаемому уровню развития.

Список литературы

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. От рождения до школы. Инновацион-ная программа дошкольного образования. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп.– М.: Мозаика-синтез, 2019. – c.336.

2. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. https://ikprao.ru/the-concept-of-education-development-of-students-with-disabilities-and-the-limited-possibilities-of-health

3. Самарина Э.В. Модель Portage (Портаж): принципы и практика применения в Рязанской области // Модели лучших практик в сфере социализации, реабилитации, образования детей и взрослых с нарушениями развития. – М.: Теревинф, 2018. – С. 158-168. 

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

6. Самарина Э.В., Анашкина И.Е., Щербакова М.А. Семейно-центрированная модель сопровождения ребенка с дефицитом функциональных навыков «Праксис» в условиях дошкольной образовательной организации // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: теория и практика». г. Орехово-Зуево (16 июня 2020 г.). ISBN 978-5-87471-355-3. С. 115-118.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.