ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

И.Г. Демиденко. Доброжелательные технологии в образовательной деятельности с детьми раннего возраста

№20 2020 И.Г. Демиденко.  Доброжелательные технологии  в образовательной деятельности  с детьми раннего возраста
Полный текст

Демиденко Ирина Григорьевна – воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №11» Алексеевского городского округа (Алексеевка, Белгородская область)

Счастье – это когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой. И вот уже 6 лет счастливая частичка меня – это мой детский сад. За 40 лет своей деятельности детский сад прошел путь становления, накопления педагогического и творческого поиска. Наш детский сад – активный участник всех начинаний.

С 2019 года в Белгородской области реализуется региональная стратегия «Добро­желательная школа». Актуальность разработки региональной стратегии «Доброжелательная школа» обусловлена, с одной стороны, существующим общественным заказом на изменения в отрасли образования, с другой – главным современным федеральным приоритетом – национальным проектом «Образование».

 

Цель Стратегии заключается в определении региональных приоритетов для построения на территории области доброжелательной образовательной среды, способной обеспечить конкурентоспособность и воспитательную ценность образования. Проектом «Создание региональной модели единого доброжелательного воспитательного пространства в образовательных организациях Белгородской области» мы намерены поднять добро на новый уровень, сделать его социально-ориентированным и предметно-практическим, получить доброжелательность в качестве личностной характеристики каждого обучающегося.

В рамках сратегии реализуется региональный проект «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области «Дети в приоритете», он посвящён дошкольному образованию, главным вектором которого Концепция Десятилетия детства определила детствосбережение, что в полной мере соответствует идее доброжелательности. Понятие «детствосбережение» звучит как призыв сберечь, сохранить детство как важнейший этап в жизни человека, признать его самоценность, которая неотделима от игры.

 

Каким должен быть доброжелательный детский сад? Однозначно, играющим, развивающим, обогащающим. Доброжелательный детский сад – это содеятельность и сотворчество педагога, родителей и каждого ребёнка.

Один из блоков проекта «Дети в приоритете» – образование детей раннего возраста, который моделирует условия, через изменение существующих подходов с использованием технологии успешного развития детей раннего возраста в неразрывном взаимодействии с семьей и социумом, а именно «доброжелательные технологии», которые создают условия для психологического комфорта и обеспечения эмоционального благополучия ребенка.

Работая с малышами, мы столкнулись с рядом противоречий. И первое это то, что дошкольное образование рассматриваем в целом, не затрагивая специфику детей раннего возраста. Например, в изготовлении поделки удобно практически все сделать за детей; быстро одеть, не дожидаясь самостоятельности; помочь с постройкой, таким образом лишая ребенка накопления определенного опыта во взаимодействии с внешним миром. Кроме этого, как эффективно организовать детей, имея в группе более 25 малышей?

С целью создания доброжелательной, комфортной, благоприятной среды, важным является организация утренних приемов детей. Методика организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон описана в технологии Л.В Свирской «Утро радостных встреч». И в старших группах такая традиция появилась и укрепилась достаточно давно и прочно.

Введение групповой традиции «Утро радостных встреч» с детьми группы раннего возраста помогло нам улучшить психологический климат в группе в момент утреннего расставания с мамой, создать у малышей чувство уверенности, «задавать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

Утро в группе начинаем с приветствия, педагоги называют его «Минута вхождения в день». Используем речевые настройки как установки на хорошее настроение. При произнесении речевых настроек голосом и мимикой, педагогом передаются доброжелательность и радость встречи с малышами.

В организации утра радостных встреч успешным стало использование такого приема, как «Гость группы». С малышами его не применяли, поэтому наш «Гость группы» возник спонтанно. Во время адаптации одного из малышей приводила бабушка. Она доставала старенького медведя, и он «беседовал» с Димой, смотрел как ведет себя Дима, как он раздевается и т.д. Мы заметили интерес малышей к происходящему. Вокруг собирались почти все дети и слушали, что же говорит мишка, самые заядлые «плакуны» замирали, в группе воцарялась тишина. Стало понятно, «Гость группы» это то, что нам надо! И так как своего мишку отдать ребятам вряд ли получится, для всех ребят в группе появилось много других медвежат: больших, маленьких, разного цвета.

 

Важно, чтобы ребята не теряли интерес, поэтому «Гость группы» каждый раз разный.

В гостях у малышей любимые детские игрушки, куклы би-ба-бо. Гостем группы бывают чья-то мама, папа, бабушка (здесь важно продумать, с кем дети легче расстаются). Любимые персонажи– Карлсон, гном, кот, солнышко, матрешка. Заранее готовимся, обговариваем с «гостем» его предназначение на сегодня. В течение пребывания Гостя в группе, он общается со всеми малышами, участвует в деятельности, играет, укладывается спать, учится одеваться, оказывая не директивную помощь детям, а поддержку детской инициативы и самостоятельности. Увлекаясь персонажем, малыши меньше плачут, вспоминают маму, повышается уровень психологического комфорта детей.

Вовлечение родителей помогает привлечь и использовать педагогический ресурс семьи в образовательной деятельности в детском саду. Находясь в детском коллективе, родители могут наблюдать за пребыванием детей в детском саду в течение дня, видеть организацию деятельности и режима дня, видеть эмоциональное состояние малышей.

Дети раннего возраста безусловно верят в сказку и волшебство. И наша задача как педагогов – поддержать в них эту светлую веру. Сделать это помогает «Волшебный телефон». Эту технологию мы адаптировали для малышей понимая, что использование телефона по подражанию взрослым, помогает малышу чувствовать себя тоже взрослым.

В целях эффективной социализации, ребятам звонит герой, который сегодня был в группе, расспрашивает ребенка, хвалит за рисунки, постройку, успокаивает. Разговаривая или просто слушая, малыш отвлекается от слез, настраивается на деятельность. Конечно же, это больше односторонняя связь. Дети слушают, что им говорит их любимый герой, жестами и мимикой соглашаются или не соглашаются, вступают в разговор по возможности.

В группе много мест где лежат телефоны, которые в любую минуту могут взять дети. Важно педагогу успеть увидеть ситуацию, когда ребенок начинает звонить, понаблюдать за эмоциональным состоянием малыша в данный момент. Мы заметили, что сначала трубку телефона дети брали, когда были расстроены утренним расставанием, затем увидели, что некоторые берут телефон и эмоционально, что-то рассказывают смеясь и жестикулируя. Мы сделали вывод, что «волшебный телефон» повышает уровень психического и эмоционального комфорта детей, дает возможность через общение с любимым героем, выразить свои чувства.

Позиция «рядом», которую создаёт «волшебный телефон», рождает чувство безопасности, а относительная анонимность и отсутствие прямого контакта «глаза в глаза» помогает детям раскрыться в ходе диалога. В процессе общения ребёнок доверяет сказочному персонажу самые сокровенные, волнующие переживания, и часто это позволяет выявляет проблемные или болезненные точки в состоянии ребёнка или особенности его развития и интересов.

В условиях пандемии жить и работать всем пришлось по-новому. У многих родителей на повестке дня вопрос – чем занять ребенка дома? В этой ситуации волшебный телефон спасал как никогда, обеспечивая обратную связь «дом – детский сад». «Если ты дома, ты нуждаешься в добром слове, совете, поддержке, или плохо и одиноко – звони. Звони любимому герою!» И дети звонили! Сказочные герои отвечали на вопросы и просто общались.

Хочется отметить особое достоинство данной во всех смыслах ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЙ технологии – после завершения диалога со сказочным героем дети не только испытывали чувство восторга и эмоциональной приподнятости, но и получали возможность проговорить свои проблемы, привлечь к их решению ресурс взрослых.

Анализируя результаты внедрения доброжелательных технологий в образовательную деятельность с детьми раннего возраста, стоит отметить, что они особенно эффективны в систематическом использовании, интеграции друг с другом, и значительные результаты показывают при выполнении ряда требований:

1. Ребёнок выступает как субъект, любое действие с его участием диктуется именно его особенностями и потребностями;

2. Активно привлекается педагогический ресурс семьи, родители включены в жизнь детского сада, между ними и педагогом выстроены теплые доверительные отношения;

3. Взрослые, участвующие в образовательной деятельности ребёнка раннего возраста, обладают чувством эмпатии и развитым эмоциональным интеллектом.

Выполнение этих условий не гарантирует отсутствие проблем и трудностей в конструировании образовательного процесса с маленькими детьми. Но в значительной мере благоприятствует выстраиванию доброжелательных отношений между детьми, педагогами и родителями, а такая атмосфера в значительной мере способствует полноценному проживанию дошкольного детства.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.