ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

К.А. Некрасова, Е.А. Сутырина, Т.В. Сычева. Маршрут выходного дня как форма взаимодействия с семьями воспитанников по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Полный текст

Проблема развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста является значимой и актуальной. Исследования педагогов и психологов свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников должны быть направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

 

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Во многом решению задачи по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста способствует вовлечение родителей (законных представителей) в активное взаимодействие с детьми. В связи с этим перед нами, педагогами, стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками и их семьями.

Одной из перспективных форм взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих решению обозначенной выше проблемы, является маршрут выходного дня.

Маршрут выходного дня – особая форма взаимодействия детей и взрослых, позволяющая изучать объекты или явления окружающего мира в рамках предложенной темы. Основу маршрута выходного дня составляет заранее определенная траектория движения или набор заданий, необходимых для выполнения. Это несколько роднит данную форму работы с квест-технологией.

С помощью данной формы взаимодействия с семьями воспитанников решается ряд задач:

  • обеспечивается вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность посредством реализации маршрута выходного дня;
  • развивается познавательная активность детей старшего дошкольного возраста;
  • развиваются интересы ребенка, проявляется любознательность, стремление к познанию в совместной деятельности со взрослым.

Маршрут выходного дня имеет следующий примерный алгоритм составления:

  • выбор маршрута;
  • определение остановок;
  • продумывание и составление вопросов для детей;
  • подбор литературного и информационного материала;
  • продумывание перечня необходимого оборудования и материалов;
  • планирование прогнозируемого результата.

Компоненты могут быть изменены в соответствии с конкретной тематикой.

Тематика маршрутов выходного дня может быть различной. В МБДОУ «Детский сад № 271» она имеет преимущественно экологическую направленность. Это объясняется тем, что одним из основных направлений работы учреждения является экологическое воспитание – формирование системы экологических представлений, знаний, культуры. В непосредственной близости с учреждением находится дубрава, сосновая роща, овраг. То есть имеются естественные условия для развития экологических представлений и познавательной активности старших дошкольников.

Традиционно родителям (законным представителям) предлагаются маршруты выходного дня: «Зимний лес», «Лес ранней весной», «Весенний лес», «Летний лес», «Прогулка к пруду», «Жители муравейника», «Жители луга» и т.д.

Родителям вместе с детьми предлагается прогуляться по маршруту, сделать ряд наблюдений и фотографий. При прохождении маршрута дети совместно со взрослыми наблюдают за погодой, растительностью, лесными жителями – животными и птицами. Свои наблюдения они фиксируют в самом маршруте. Красочное оформление маршрута и формат заданий способствует повышению интереса старших дошкольников к деятельности. Таким образом, маршрут выходного дня является эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников по проблеме развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Литература

1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 112 с.

2. Рыкова Ю.А. Маршрут выходного дня / Ю.А. Рыкова [Электронный ресурс] // https://www.1urok.ru/categories/19/articles/18533

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.