Емельянова Элла Леонидовна – кандидат педагогических наук, внештатный преподаватель кафедры иностранных языков, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» – РУТ (МИИТ), Москва, Россия, suganina@yandex.ru
В связи с меняющимися требованиями к профессиональным качествам педагога в современном обществе актуализируется проблема формирования «мягких» навыков у студентов педагогических вузов. ДОУ нуждаются в специалистах, которые обладают не только «твердыми» навыками (hard skills), но и «мягкими» навыками (soft skills). Основное внимание в данной статье направлено на анализ «мягких» навыков, необходимых будущим педагогам в процессе работы с родителями для формирования продуктивного образовательного пространства. В статье предложены эффективные технологии формирования «мягких» навыков, в контексте обучения студентов иностранному языку, а также стратегии устранения сложностей во взаимодействии педагог – семья. Использование данных образовательных технологий позволяет вывести процесс обучения английскому языку в педагогическом вузе на более высокий уровень вовлечения студентов, подготовить их к запросам и требованиям общества и в свою очередь дает возможность включиться молодым педагогам в работу без промедлений и реализовать приобретенные навыки.
Ключевые слова: технологии формирования «мягких» навыков, «мягкие» навыки, работа с родителями, иностранный язык, профессиональное образование.
Повышение качества и эффективности современной отечественной системы дошкольного образования остается важнейшим трендом в образовательной политике государства и ставит перед педагогическими вузами новые задачи по подготовке будущих специалистов, которые обусловлены информатизацией общества, стремительными изменениями, происходящими в обществе.
Дошкольное образование как стартовая ступень образовательной траектории индивида создает предпосылки становления личности ребенка, его физического, интеллектуального, морально-нравственного развития. Ключевую роль в этом процессе играет характер взаимодействия педагогического сообщества дошкольных образовательных организаций и родителей воспитанников этих учреждений [Антонова, 2018].
В современном мире данное взаимодействие осложнено турбулентными переменами, связанными с информатизацией общества. Статусные границы педагогических работников неоднозначны и достаточны противоречивы. Престиж профессии педагога ДОУ имеет разный смысл для тех, кто является ее носителем; для тех, кто пользуется образовательными услугами; и для общества в целом (Кашуркина, Лукишина, 2019). Все это создает для молодых педагогов вызовы, которые сложно преодолеть в связи с отсутствием богатого профессионального опыта. Формирование мягких навыков у студентов педагогических направлений в процессе обучения в вузе может минимизировать сложности взаимодействия с родителями. Гибкие (мягкие) навыки – это личные качества, которые улучшают взаимодействие людей, производительность и карьерные перспективы, а также профессиональные навыки, которые, как правило, специфичны для определенного типа задачи или деятельности (Labzina, 2021). Обучение иностранным языкам предлагает широкий спектр возможностей формирования и развития мягких навыков. В данной статье автор уделяет внимание мягким навыкам, которые необходимы для эффективного взаимодействия с родителями.
Задача педагога ДОУ – сформировать образовательное партнерство между учебным заведением и семьями, наполнить его эффективными коммуникативными стратегиями и развивать дальше.
Ожидания родителей настолько обширны и разнообразны, что продемонстрировать профессионализм в обычном повседневном взаимодействии не всегда легко. Но чем компетентнее и увереннее педагоги коммуницируют, тем выше убежденность родителей в том, что педагог соответствует их ожиданиям и требованиям. Основой для продуктивной работы с семьями решающее значение имеют следующие мягкие навыки.
Необходимо встречать каждого ребенка и семью открыто и с благодарностью, проявляя серьезное отношение к их потребностям и пожеланиям. Открытость по отношению к детям и их родителям позволяет выстраивать более результативный педагогический процесс. В атмосфере открытости родители более охотно высказывают свое видение ситуации и готовы выслушать позицию педагога. Следует представлять родителям обоснованные и важные наблюдения за детьми, например, когда ребенок впервые осмелился выступить перед сверстниками. Для развития данного навыка на занятиях по английскому языку в вузе целесообразно использовать такие формы работы как: ролевые игры, ведение дневника наблюдений, анализ видеосюжетов по теме.
В процессе совместных обсуждений текущих дел, необходимо выяснить ожидания родителей. Для этого в том числе могут использоваться беседы «у двери», когда педагог «передает» ребенка родителям. Важно на начальном этапе не отвергать идеи и пожелания семьи, что не означает, что педагог будет обязан удовлетворить все пожелания родителей. Подвергая пожелания критическому анализу, есть возможность принять и реализовать пожелания или отвергнуть их, приведя обоснованные причины. Профессионализм характеризуется также тем, что педагог умеет устанавливать профессиональные границы и не берет на себя лишние обязанности. Формирование данной компетенции значительно прогрессирует в процессе организации дебатов и участия в них.
Эмоциональный интеллект является предпосылкой для профессионального роста и крайне важен в работе с родителями. Безусловно родители детей, у которых часто возникают сложности, приходят на встречи в напряженном состоянии. К таким встречам нужна особая подготовка, продолжительное наблюдение за детьми и не следует в этом случае пренебрегать опытом и советами коллег, которые также работают с этими детьми. В свою очередь сдержанные родители зачастую не в полной мере высказывают свое видение ситуации, что позднее может привести к ее осложнению. Важно проявить особую внимательность по отношению к таким родителям. В развитии эмоционального интеллекта эффективный результат проявляется при использовании ролевых игр, направленных на решение конфликтных ситуаций.
Важно не ставить под сомнение способность родителей воспитывать своих детей, педагог предлагает себя в качестве партнера для совместного решения проблем. Следует обозначить какую часть работы педагог берет на себя, а какая часть является задачей родителей.
Рефлексия определяется в данном случае как изучение, сопоставление и сравнение собственных действий. Родители воспринимают такой серьезный анализ как важную компетенцию.
Важно научить студентов на занятиях составлять опросники и затем научить их анализировать и применять полученные выводы на практике.
Чем корректнее сформулирован вопрос, тем более эффективно можно использовать результаты в развитии качества работы.
Выявленные мягкие навыки, необходимые для взаимодействия с родителями, и методы их формирования на занятиях по английскому языку позволяют значительно повысить уровень готовности студентов педагогических вузов к работе в ДОУ.
Ваша корзина пуста