ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Кудрявых Н.С., Бузина Е.И. Формирование коммуникативно-речевых компетенций как условие социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Полный текст

Кудрявых Наталья Сергеевна, студентка 4 курса факультета дошкольного, начального и специального образования, budylskaya.nata1999@mail.ru

Научный руководитель: Бузина Евгения Игоревна, доцент, кафедра иностранных языков, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

 

В статье рассмотрена роль коммуникативно-речевых компетенций и необходимость их формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья, как одно из условий социализации; выделены компоненты, основные составляющие, характеристика, структура коммуникативно-речевых компетенций дошкольника.

Ключевые слова: общение, коммуникативно-речевые компетенции, социализация, ограниченные возможности здоровья.

 

Активным периодом развития речи, а, следовательно, и формирования коммуникативно-речевых компетенций является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте у детей формируются основные коммуникативные качества речи, такие как: правильность, чистота, точность, логичность, выразительность и уместность. Общение, контакты, обмен информацией между людьми - это смысловой аспект социального взаимодействия, который включает в себя коммуникацию.

В работе отмечено, что перед образовательными организациями стоят задачи развития детей, усвоения ими норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эмпатии, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Автор считает, что формирование и развитие всех этих качеств связано с процессом общения, особенно с его коммуникативной стороной, которая является одной из главных составляющих социализации человека.

Согласно современным представлениям, ребенок не может развиваться вне социальной среды, он является ее активным компонентом, неотъемлемой частью системы целостных социальных отношений. Отклонения в развитии и поведении являются не только результатом его психофизиологического состояния, но и активного влияния родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и детского коллектива [5; 6].

Чаще всего родители и воспитатели обращают внимание на четкость произношения звукового состава слова и фонем, на умение согласовывать слова в предложениях, формулировать утверждения, составлять простые сообщения и истории. В связи с таким внешним «логопедическим» пониманием речевого развития более значимые характеристики речи, особенно у ребенка, имеющего ограничения по здоровью, часто остаются вне внимания.

Учащиеся с ограниченными возможностями характеризуются низким уровнем овладения коммуникативными средствами и методами взаимодействия. Им трудно координировать действия по выполнению общих задач, организовывать взаимный контроль, взаимопомощь. У них недостаточно сформированы речевая инициатива, умение аргументировать свою позицию, убеждать и вести дискуссию. Учащиеся с ограниченными возможностями не всегда обладают набором вариантов коммуникативных и речевых стратегий общения, умением передавать информацию; демонстрируют неумение слушать, поддерживать беседу. Школьники этой группы испытывают значительные трудности в выборе адекватных языковых средств. Чтобы ребенку было легче адаптироваться к нашему порой непростому, даже для здорового человека, миру, необходимо прививать ему навыки коммуникативной культуры.

Коммуникативные навыки должны постоянно и всесторонне развиваться. Желательно, чтобы ребенок с ограниченными возможностями каждый день узнавал что-то новое и пополнял свой словарный запас. Чтобы сформировать коммуникативную компетентность, студенту с ограниченными возможностями необходимо привить любовь к знаниям. Широкий кругозор, начитанность увеличивают словарный запас, формируют чистую, красивую речь, учат ребенка размышлять и анализировать, что делает его более уверенным в себе и собранным. Сверстникам всегда будет интересно общаться с такими детьми, и они смогут высказать вслух то, что хотят донести до других.

Считается, что особенностью коммуникативно-речевых компетенций является способность формировать успешную личность в социальной среде. Жизнь человечества невозможна без коммуникативной деятельности. В общении люди раскрывают свои личностные качества. В процессе общения человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и методы деятельности [3].

Следует подчеркнуть, что все вышеперечисленные компоненты предполагают тесную взаимосвязь:

  • содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;
  • все компоненты должны быть включены в работу;
  • наиболее успешным является то занятие, которое обеспечивает развитие ребенка по нескольким или всем компонентам [8].

В настоящее время не существует общепринятого подхода к классификации коммуникативно-речевых компетенций. Условно коммуникативно-речевые компетенции делятся на две группы по взаимодействию и взаимопроникновению:

1. Основные, отражающие содержательную сущность общения: приветствие; расставание; обращение; просьба о поддержке, помощи, обслуживании; оказание поддержки, помощи, услуг; благодарность; отказ; прощение.

2. Процедурные, обеспечивающие общение как процесс: способность анализировать ситуацию общения с точки зрения чувств, состояний партнеров и производимых ими эффектов; говорить с другими; слушать других; сотрудничать; управлять (командовать); подчиняться [4].

Рассматривая дошкольный возраст, следует отметить, что в этот период ребенок находится в начале пути формирования коммуникативно-речевых компетенций. Подходя к изучению вопроса формирования этих компетенций у детей с ограниченными возможностями, необходимо определить, какие важные новообразования возникают в этом возрасте [1].

Таким образом, под коммуникативно-речевыми компетенциями дошкольника мы понимаем его способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты со взрослыми и сверстниками, включающую следующие компоненты:

  • коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
  • способность к сопереживанию (умение сопереживать, чувствовать собеседника);
  • способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);
  • культура вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, техникой аргументации и введения в спор, соблюдение речевой дисциплины, использование невербальных средств) [7].

Существует точка зрения, что именно коммуникативная функция речи как средства общения между ребенком лежит в основе всего последующего речевого развития личности. И.А. Зимняя считает, что развитие коммуникативно-речевых навыков в дошкольном возрасте проходит несколько этапов [2].

Эти этапы показывают одну из важнейших линий развития дошкольника: последовательный переход от элементарных к более сложным формам общения, развитие и усвоение коммуникативно-речевых навыков.

Следовательно, формирование коммуникативно-речевых компетенций представляет собой сложный поэтапный процесс, который осуществляется на фоне психического, интеллектуального и социального развития ребенка. В структуре коммуникативно-речевой компетентности дошкольника выделяются внешние и внутренние характеристики.

Следует отметить, что детская речь – это не личная деятельность ребенка, и ее разрыв с идеальными формами – речью взрослого - представляет собой грубую ошибку. Каждое примитивное детское слово – это часть целого, внутри которого оно взаимодействует с идеальной формой. Идеальной формой речевого развития ребенка является взрослый.

Таким образом, коммуникативно-речевые компетенции не являются врожденными, они формируются путем формирования потребности в общении со взрослыми и сверстниками. В современной системе образования коммуникативно-речевые компетенции рассматриваются как базовые характеристики личности дошкольника, как важнейшие предпосылки благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Можно сделать общий вывод: общению ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями необходимо обучать, коммуникативно-речевые компетенции должны формироваться путем создания специальных условий, доступных возрасту, когнитивному развитию, практическому опыту, индивидуальным особенностям, связанным с типом, формой и спецификой нарушения.

Список литературы

  1. Мельник Ю.В., Мукминова Ю.Н., Одинокова Н.А., Шаймарданов Р.Х. Дети с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве. – Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2016. – 140 с.
  2. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «Модек», 2001. – 432 с.
  3. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб: Питер, 2009. – 276 с.
  4. Менг К. Коммуникативно-речевая деятельность старших дошкольников в условиях ситуационной обусловленности (компоненты и градации) // Психолингвистика / Под ред. А. М. Шахнарович. -М.: Прогресс, 1984.-С. 241-259.
  5. Одинокова Н.А. Педагогическое взаимодействие и сотрудничество специалистов в системе инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Омск: ОГПУ, 2017. – С. 181-185.
  6. Одинокова Н.А., Данекина Е.А. Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Г.С. Чесноковой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 148-150.
  7. Привалова С.Е. Коммуникативно-речевое развитие дошкольников: Учебное пособие. – Екатеринбург: Урал. гос. педуниверситет, 2015. – 203 с.
  8. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетенции: Теория и практика проблемы: Монография. – Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», 2006. – 192 с.

 

The Formation of Communicative Linguistic Competence as a Socialization Condition of the Child with Disabilities

Kudryovyh Natalya Sergeevna, 4th year student of the Faculty of Preschool, Primary and special education, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia, budylskaya.nata1999@mail.ru

Scientific adviser: Buzina Evgenia Igorevna, Assistant Professor, Department of foreign languages, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia

 

The article deals with the role of communicative and speech competences and the need for their formation with disabled children as one of the socialization conditions; the components, the main components, characteristics, structure of communicative and speech competences of preschool children.

Keywords: communication, communicative and speech competence, socialization, limited health opportunities.

 

The active period of speech development, and, consequently, the formation of communicative-speech competencies is preschool age. It is at this age that children form the main communicative qualities of speech, such as: correctness, purity, accuracy, logic, expressiveness and relevance. Communication, contacts, exchange of information between people are a semantic aspect of social interaction, which includes communication.

The work noted that educational organizations are faced with the task of developing children, their assimilation of the norms and values adopted in society; development of communication and interaction of the child with adults and peers; the formation of independence, purposefulness and self -regulation of their own actions; the development of social and emotional intelligence, emotional responsiveness, empathy, the formation of readiness for joint activities with peers; The formation of a respectful attitude and a sense of belonging to their family and the community of children and adults. The author believes that the formation and development of all these qualities relate to the process of communication, especially its communicative side, which is one of the main components of human socialization.

According to modern views, the child cannot develop outside the social environment, it is its active component, an integral part of the system of integral social relations. Deviations in development and behavior are not only the result of his psychophysiological state, but also the active influence of parents, closest friends and peers, pedagogical and children's team [5; 6].

Most often, parents and educators pay attention to the clarity of the pronunciation of the sound composition of the word and phonemes, to the ability to coordinate words in sentences, formulate statements, make simple messages and stories. In connection with such an external “speech therapy” understanding of speech development, more significant characteristics of speech, especially a child who have health restrictions, often remain outside of attention.

Students with disabilities are characterized by a low level of mastery of communicative means and methods of interaction. It is difficult for them to coordinate actions to fulfill common tasks, organize mutual control, mutual assistance. Speech initiative, the ability to argue one's position, convince, and conduct a discussion are insufficiently formed. Students with disabilities do not always have a set of options for communicative and speech communication strategies, the ability to transmit information; demonstrate inability to listen, maintain a conversation. Schoolchildren of this group experience significant difficulties in choosing adequate language tools. To make it easier for a child to adapt to our sometimes difficult, even for a healthy person, world, it is necessary to instill in him the skills of communicative culture.

Communication skills should be constantly developed comprehensively. It is desirable that a child with disabilities learns something new every day and replenishes his vocabulary. In order to form a communicative competence, a student with disabilities needs to instill a love of knowledge. Broad-minded, well-read increase vocabulary, form a clean, beautiful speech, teaches the child to reflect and analyze, which will make him more confident and collected. It will always be interesting for peers to communicate with such children, and they will be able to express aloud what they want to convey to others.

It is believed that a feature of communicative-speech competencies is the ability to form a successful personality in a social environment. The life of mankind is impossible without communicative activity. In communication, people reveal their personal qualities. In the process of communication, a person assimilates the universal experience, values, knowledge and methods of activity [3].

It should be emphasized that all of the above components suggest a close relationship:

  • the content of the individual component “reveals” through others, interacts with them, manifests itself in them;
  • all components must be included in the work;
  • the most successful is the lesson that ensures the development of the child for several or all components [8].

Currently, there is no generally accepted approach to the classification of communicative-speech competencies. Conventionally communicative-speech competencies are divided into two groups in interaction and interpenetration:

1. Basic, reflecting the substantial essence of communication: greeting; parting; appeal; request for support, assistance, service; provision of support, assistance, services; Gratitude; refusal; forgiveness.

2. Procedural, providing communication as a process: the ability to analyze the situation of communication in terms of feelings, states of partners and the effects they make; speak to others; listen to others; cooperate; manage (command); obey [4].

Considering preschool age, it should be noted that during this period the child is at the beginning of the path of forming communicative-speech competencies. Approaching the study of the issue of formation of these competencies in children with disabilities, it is necessary to determine what important neoplasms arise at this age [1].

Thus, under the communicative-speech competencies of a preschool child, we understand his ability to establish and maintain the necessary contacts with adults and peers, including the following components:

  • communicative and organizational abilities (the ability to clearly and quickly establish business contacts, show initiative, actively interact in joint activities with adults and peers);
  • the ability to empathy (the ability to empathize, feel the interlocutor);
  • the ability to self -control (the ability to regulate his behavior and behavior of the interlocutor, the ability to respond in conflict situations);
  • a culture of verbal and non -verbal interaction (ownership of speech technique, the technique of argumentation and the introduction of a dispute, compliance with speech discipline, the use of non -verbal means) [7].

There is a point of view that it is the communicative function of speech, as a means of communication between the child, which underlies the entire subsequent verbal development of the individual. I. A. Winter believes that the development of communicative-speech skills in preschool age passes through several stages [2].

These stages show one of the most important lines of development of a preschooler: a sequential transition from elementary to more complex forms of communication, development and assimilation of communicative-speech skills.

Consequently, the formation of communicative-speech competencies is a complex phased process that is carried out against the background of the mental, intellectual and social development of the child. In the structure of the communicative-speech competence of the preschooler, external and internal characteristics are distinguished.

It should be noted that children's speech is not a child’s personal activity and its gap with ideal forms – an adult speech – represents a gross mistake. Every primitive children's word is a part of the whole, inside which it interacts with the ideal form. The ideal form of speech development of the child is an adult

Thus, communicative-speech competencies are not innate, they are formed through the formation of the need to communicate with adults and with peers. In the modern education system, communicative-speech competencies are considered as the basic characteristics of the personality of a preschooler, as the most important prerequisites for well-being in social and intellectual development. You can make a general conclusion-the communication of a child of preschool age with disabilities must be taught, communicative-speech competencies must be formed by creating special conditions available to age, cognitive development, practical experience, individual characteristics associated with the type, form, and the specifics of the violation.

References

  1. Melnik Yu. V., Mukminova Yu. N., Odinokova N. A., Shaimardanov R. Kh. Children with disabilities in the modern educational space. Novosibirsk: Center for the Promotion of the Development of Scientific Research, 2016. – 140 p.
  2. Zimnyaya I.A. Linguopsichology of speech activity. -M.: Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: NPO "Modek", 2001. – 432 p.
  3. Lisina M.I. Formation of the personality of the child in communication. – St. Petersburg: Peter, 2009. – 276 p.
  4. Meng K. The communicative-speech activity of senior preschoolers in situational conditioning (components and gradations) // Psycholinguistics / Ed. A. M. Shakhnarovich. -M.: Progress, 1984.-S. 241-259.
  5. Odinokova N.A. Pedagogical interaction and cooperation of specialists in the system of inclusive education of children with special educational needs // Childhood, open to the world: a collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. – Omsk: OGPU, 2017.– S. 181-185.
  6. Odinokova N.A., Danekina E.A. Development of dialogical speech in children of preschool age with the general underdevelopment of speech level III // Modern problems of psychological and pedagogical support of childhood: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference; Ed. G.S. Chesnokova. -Novosibirsk: Publishing House of NGPU, 2014.-S. 148-150.
  7. Privalova S.E. The communicative-speech development of preschool children: a training manual. – Yekaterinburg: Ural. state. ped. University, 2015.-203 p.
  8. Smirnova E. A. Formation of communicative competence: Theory and practice of the problem: Monograph. – Shuya: news, GOU VPO "ShGPU", 2006. – 192 p.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.