ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Куликова Е.В., Филимонова Н.В., Селиверстова В.П. ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ САДАМИ. Настоящий праздник

Полный текст

Праздник в детском саду в последнее время стал притчей во языцех. С одной стороны, родителям важно увидеть, а педагогам показать, как выросли дети и чему научились. С другой – праздники очень часто превращаются в постановочное действие, где детям не только отведена исключительно исполнительская роль, но ещё и самому исполнению предшествуют изнурительные репетиции.

А ведь всё только потому, что в фокусе оказывается именно «наученность» – выученные стихи, танцы или сценки.

«А как же ещё увидеть детский «рост»?» – может удивиться кто-то из коллег.

Совершенно иначе, если для нас важно детское развитие: например, развитие воображения, умений договариваться, действовать вместе и т.д.

И вот если важно именно это, то и праздники рождаются совсем другие! И что самое главное – это не вымученные представления, где от детей не зависит примерно ничего, а настоящие события, где есть радость и совместность. Кстати, по таким событиям родители могут узнать очень много и о детских «шагах в развитии», и о том, что сделал для этого детский сад.

Интервью с Верой Петровной Селиверстовой и Натальей Владимировной Филимо­новой помогает разобраться в этом.

О.А. Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребёнка НИИ УГО МГПУ

Участники интервью:

Куликова Елена Владимировна (Е.К.) – музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР
д/с №27 «Нэни куллар», г. Альметьевск.

Филимонова Наталья Владимировна (Н.Ф.) – музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 23» комбинированного вида, г. Шуя Ивановской области.

Селиверстова Вера Петровна (В.С.) – заместитель заведующего по НМР «Детский сад №23» комбинированного вида, г. Шуя Ивановской области.

Е.К.: В последнее время в профессиональном сообществе всё чаще поднимается вопрос праздников в детском саду. Почему это происходит, и в чём проблема с детскими утренниками? Как вы считаете?

В.С.: Можно условно выделить три формата праздников, которые на сегодняшний момент проводятся в детских садах. Первый формат – это праздничное шоу, в котором дети, как куклы в театре Карабаса Барабаса, долго заучивают номера, потом демонстрируют их родителям и присутствующим на празднике педагогам. Что не так, и почему такой формат не подходит для дошкольника? Начнем с ролей: если за ребенка роль выбирает воспитатель или музыкальный руководитель, может появиться целый ряд проблем, начиная от непонимания родителей: «Моя дочка достойна главной роли – принцессы», заканчивая нежеланием ребенка просто быть на празднике. Многие могут объяснить это застенчивостью, на самом деле, если ты всей душой желаешь быть Снегурочкой, а тебя нарядили лисой, то не особо хочется идти на такой праздник.

Музыкальные номера, которые готовятся особенно тщательно: что развивается у детей, которые учатся из года в год повторять за педагогом движения, стихи? Где здесь место детскому творчеству, инициативе и субъектности? Как ребенок научится делать выбор, нести за него ответственность, если на празднике ему даже указывают место, на котором он должен стоять?

Порой желание педагогов укрепить имидж сада, сделать незабываемый для родителей праздник превращается в огромный сценарий часа на два, где дети выполняют разные сложные перестроения в танцах, читают стихи и поют, как профессиональные артисты. При этом родители и не догадываются, что дети два месяца репетировали, может даже в ущерб занятиям математикой, прогулкам и игре.

Второй формат – анимационный праздник, который персонал сада готовит для детей. Такие праздники, как правило, поднимают настроение всем участникам, оставляют яркие впечатления, но, к сожалению, не оказывают должного развивающего действия, потому что дети становятся пассивными потребителями развлечений и впоследствии ждут от взрослых новой порции развлечений.

Третий формат – соучаствующий праздник, праздник, в ходе планирования которого принимают участие родители и дети. Такой праздник можно проводить и в период карантина, когда зрителям-родителям нельзя присутствовать в зале.

Е.К.: Вот у вас, Наталья, хочется узнать, для вас праздник в детском саду – это что?

Н.Ф.: Праздник для меня – это в первую очередь веселье, отдых, непринужденная атмосфера, радость, совместное творчество. Я считаю, что праздник в детском саду и период подготовки к нему может быть приятным и развивающим как для ребенка, так и для педагогов. Это происходит в том случае, если дети и воспитатели могут участвовать в создании сценария, музыкальных номеров, сказок, костюмов, выбирать роли, предлагать интересные решения самого формата, обсуждать, фантазировать, вместе мечтать. Например, в прошлом году у нас случились очень теплые, вдохновляющие «Осенины». В группе «Цветик-семицветик» это были осенние посиделки, мы пили чай из настоящего самовара, наслаждались сентябрьским солнышком и сюрпризами, приготовленными ребятами для друзей. В группе «Фантазеры» получилась осенняя музыкальная сказка, в которой были трансформеры, добрые волшебницы и снежные королевы. Несмотря на то, что дети приходили и играли в сказку несколько раз, праздник запомнился и остался в детских рисунках. А группу «Сказка» провожали осень веселым «Капустником» и придумали много игр для праздника и прекрасные осенние стихи. Маша читала под огромным зонтом с кленовыми листьями свое собственное стихотворение: «Листья все опали. Все друзья мои пришли, чтобы ягоды затанцевали». Такие разные праздники стали возможными благодаря совместному обсуждению, доверию к детскому выбору со стороны взрослых.

Е.К.: Здорово, что вместо стрессовой ситуации ребята оказываются окруженные теплом. Я сейчас услышала, что ребята придумывают себе роли, придумывают, что они будут делать на празднике, для многих музыкальных руководителей всё-таки – это риск. Как научиться музыкальному руководителю доверять детям делать такой выбор, потому что многие даже воспитателю не дают делать выбор, а пытаются всё контролировать самостоятельно?

Н.Ф.: Музыкальные руководители хорошо знают, как непросто порой выбрать сценарий, который подходил бы идеально для группы, все дошкольные организации разные, разные группы, разные дети. Многие пишут авторские сценарии, стараются угадать, что будет интересным, весёлым, волшебным. На самом деле ни один взрослый не угадает, что хочет ребенок, поэтому для меня это риск – брать готовый сценарий или писать его в одиночку, не советуясь с теми, для кого устраивается праздник, с детьми. Если знать, как устроено детское сообщество, при планировании праздника руководствоваться принципами соучаствующего проектирования, ровеснической педагогики – всё получится, но музыкальному руководителю и воспитателю нужно быть готовыми к такой работе.

Е.К.: А что это значит – «соучаствующее проектирование», «ровесническая педагогика»? Можно хотя бы коротко пояснить или на примерах?

Н.Ф.: Во всём мире и наша страна – не исключение «проектирование для людей становится проектированием вместе с людьми, даже самым маленьким детям есть что сказать этому миру». Поэтому очень важно давать возможность детям как-то влиять на процессы, которые происходят в детском саду и дома, самостоятельно решать, делать осознанный выбор, и праздники – не исключение. Нужно отметить особую роль педагога в соучаствующем проектировании праздников: они поддерживают детские идеи, но и предлагают свои; организуют с детьми сообщества или малые группы для подготовки к празднику, активно участвуют в разработке украшений, игр, музыкальных номеров, могут что-то рекомендовать, привносить свои идеи, но не давать поспешных ответов, готовых «рецептов». Принципы соучаствующего проектирования, на мой взгляд, перекликаются с ровесническим образованием – практикой, направленной на развитие детского сообщества, в котором дети-дошкольники-ровесники, могут объединяться в группы, находить общие решения, договариваться, обмениваться опытом. (Е.Е. Шулешко, концепции театральной педагогики; А.П. Ершова, В. Букатов, Е.А. Аккуратова, технологии организации детского сообщества, Н.И. Титова, технологии физической культуры (С.В. Реутский).

Мы шли к новому формату праздников маленькими шагами, искали свой формат. Двигаясь по этому пути, мы начинали с технологии О.П. Радыновой «Музыкальная игра-сказка», где роли в сказке, движения в танцах-импровизациях, диалоги выбирали дети. Поначалу было непросто, возникали похожие вопросы. Бывало такое, что все дети хотели играть одни и те же роли, или, наоборот, какую-то роль никто не хотел выбирать. Мы находили разные выходы, например: играли сказку несколько раз разными составами, делали в сказке вместо одной феи несколько фей, роли, которые не пользовались популярностью у детей, играли педагоги. Сейчас всё намного проще, из выбора роли, приглашенных персонажей складывается сюжет. Дети объединяются в группы по интересам, как правило, если один ребёнок выбирает какую-то роль, у него всегда появляются друзья, которые хотят присоединиться, работа воспитателя здесь заключается в том, чтобы поддержать желание детей объединиться в группы, и помочь найти партнера по номеру. При подготовке к выпускному в этом году можно было часто слышать от детей-подготовишек: «Ты пойдешь ко мне в команду?». Хорошо работает «музыкальный круг выбора» – моё изобретение: дети выбирают персонажа и вид музыкальной деятельности. Например, Соня говорит: «Я буду на празднике единорогом и буду танцевать», а Варя выбирает следующей: «Я буду феей и тоже хочу танцевать», в таком случае можно спросить девочек, а хотели бы вы танцевать вместе, и тогда получается «Танец Феи и Единорога», движения которого можно записать с детьми в виде знаков.

Е.К.: Согласна, по своему опыту могу сказать, что столько времени трачу на поиски интересного креативного сценария, а потом оказывается, что он почему-то не ложится для детей. А вот интересно, сейчас пришел такой вопрос, многие считают, дети – непостоянные и решения принимают ситуативно? Что делать если один день ребенок выбирает одного персонажа, а на следующий планирует уже заново, по-другому? Бывали ли у вас такие случаи?

Н.Ф.: Таких случаев было очень много, очень часто такие случаи возникают, когда детям нравится идея своего сверстника, и, выбрав роль, он присоединяется к «команде» своего друга, таким образом один ребенок может оказаться сразу в нескольких номерах. Взаимодействие в разных группах предполагает коммуникацию с большим количеством партнеров, требует умения договариваться, а иногда и отстаивать свою точку зрения.

Был и другой пример – на 8 марта несколько мальчиков выбрали роль солдат и хотели играть на музыкальных инструментах, мы решили сделать оркестр, но дети долго не могли выбрать, на каком именно инструменте будут играть, пробовали взаимодействовать то с барабаном, то с литаврами, менялись и остановились все-таки на одном инструменте. В итоге, оркестр состоялся, а дети много экспериментировали со звуком, когда подбирали подходящий инструмент.

Е.К.: Интересно, получается, что ребенку нужно набраться смелости, взять и подойти к другим, сказать: «Можно я буду теперь с вами». А у ребят, которые принимают к себе в команду, получается опыт принятия другого человека в уже образовавшийся маленький коллектив. Хочется спросить вот о чем – а как поступить, если ребёнок выбирает роль персонажа, которого я совсем не знаю?

Н.Ф.: На мой взгляд, это очень хорошая возможность познакомиться ближе с детскими интересами – это помогает педагогам не только в планировании праздников, но и при поддержке свободной игры, когда дети принимают на себя роли разных неизвестных персонажей. Общество меняется, культура меняется очень быстро, у нас в детстве тоже были свои герои. Я, например, в детстве мечтала, что в гости зайдет Домовёнок Кузька с волшебным сундучком и начнётся сказка, а сейчас девочки ждут на праздник принцессу Эльзу из мультфильма «Холодное сердце». Я думаю, детям полезно знакомиться с культурой взрослых, а нам нужно знать героев нашего времени, такой взаимный «обмен опытом» создает атмосферу доверия в группе.

Е.К.: Такое получается двустороннее образования, учимся друг у друга. Наталья, если на празднике у каждого героя какая-то своя индивидуальная роль, получается, что музыкальному руководителю приходится очень много времени проводить в индивидуальных беседах, индивидуальных занятиях, как это совмещать с остальным рабочим временем, которое строится фронтально, как совмещать с разучиванием общих песен, танцев, музыкальным развитием? Как найти на всё это время?

Н.Ф.: Я стараюсь сокращать процент общих песен и танцев, которые занимают довольно много времени на занятии и дополняю работой в группах над индивидуальными номерами. А обсуждение праздника и номеров может происходить на утреннем круге, совместно с воспитателем. Здесь даже дело не во времени, а в изменении отношения ребёнка к своему номеру. Если роль и вид музыкальной деятельности выбран самостоятельно, репетиция становится желанной и долгожданной, появляется субъектность – дети делают выбор и несут за него ответственность. Я поражалась каждый раз, когда ребята начинали планировать подготовку номеров: «Сегодня мне нужно повторить слова песни, а завтра придумать движения, вы сможете со мной встретиться?».

Когда дети объединяются в «команды», им не нужно много репетиций с музыкальным руководителем, они инициируют репетицию самостоятельно: придумывают движения и диалоги, записывают знаками танцы, вешают схемы в группе, предлагают интересные идеи по украшению своего номера, придумывают сказки и истории. Несколько раз наблюдала, как во время прогулки дети без вмешательства воспитателя «замышляют свой номер». Например, девочки решили сделать сюрприз для воспитателей на выпускной.

Вот такое было обсуждение:

Юля: Воспитатели будут грустить их надо развеселить.

Соня: Точно! Позвать танцевать!

Есения: Спеть песню.

Юля:

– Добрые воспитатели, приходите к нам танцевать!

Мы будем веселиться, мы будем вместе играть.

Вы не грустите, на нас посмотрите!

Вы не скучайте, за нами повторяйте!

Вот такая получилась очень приятная для воспитателей песня.

Потом девочки самостоятельно собирались, то в спальне, то на веранде и придумывали движения, которые будут показывать воспитателям.

Е.К.: А можно такой совет в копилку практики? Если начинающий музыкальный руководитель делает первые шаги, то у ребят, которые еще не пробовали планировать не только праздники, а даже свои действия, иногда у них не возникает никаких идей о том, что можно делать на празднике, иногда ребята повторяют идеи товарищей. Например, кто-то один предложил идею и все за неё цепляются, повторяют и не могут дальше развить эту идею. Понятно, что здесь нужно начинать двигать процесс педагогу. Может, вы дадите какие-то советы, как действовать в таком случае? Как разбудить детское воображение?

Н.Ф.: Можно двигаться в разных направлениях, например, фантазировать на заданную тему, к примеру, на тему путешествий помогают наводящие вопросы: «Куда бы вы хотели отправиться?», в развитии темы помогают разные материалы: экскурсии в музей, литература и тогда подготовка становится ещё и познавательной.

Можно строить сценарий из выбора героев, которых дети хотят пригласить или выбора роли ребенком, тогда помогают вот такие вопросы: «Кого вы хотели бы пригласить на праздник?», «Кем вы хотите быть на празднике?», из ответов складывается будущий сценарий-план. Многие дети, которые сначала молчат и не высказываются, впоследствии хотят повторить опыт более активных товарищей или начинают предлагать свои идеи. Спорные моменты решаются путем голосования. Но главное – это означает, что новые идеи стали появляться – воображение заразительно.

Когда получается интересный номер, многие ребята хотят присоединиться и спрашивают разрешение автора. В подготовительной группе сложилась традиция делать сюрпризы для воспитателей и друзей, родителей. Все началось с одного сюрприза Сони, которая хотела петь песню на 8 марта для мамы одна, тогда я спросила: «Соня, ты будешь петь один раз с ребятами, а потом ту же самую песню одна?». Соня ответила, что хочет другую песню и предложила мне её сочинить, мы сели вместе и подбирали слова именно для Сониной мамы, а потом я дала девочке металлофон, чтобы та сочинила музыку к песне. На следующий день Соня вся светилась, она, к моему удивлению, придумала песню и записала её цветными нотами. Поэтому правильные вопросы и предложения порой творят чудеса. Очень важна позиция воспитателя, когда он с горящими глазами тоже что-то предлагает, тем самым показывая пример ведения дискуссии, доказательства своей точки зрения либо принятия решения другого.

Е.К. Да, как много всего интересного кроется, в, казалось бы, простом планировании праздника. Очень хорошо, что заговорили о воспитателях, и тут такой вопрос возникает: как ввести культуру совместного планирования праздников? Как у вас в дет­ском саду педагоги отважились на это? Мы говорили о соучастии детей, а может ли воспитатель вносить свои идеи, выбирать себе роль?

В.С.: Все начиналось с утренних кругов, которые вели не только воспитатели, но приглашались специалисты – инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель. Участвуя в утренних кругах, специалисты говорили о том, что по-новому увидели детей. Участие в обсуждениях, в которых дети делятся впечатлениями, опытом, рассказывают о себе, позволяет совсем по-другому увидеть ребенка и использовать и в организации занятий более интересных, более индивидуализированных моментов, в том числе в организации праздников. Не случайно соучаствующие праздники стали рождаться именно на утренних кругах, которые ежедневно проводятся в детском саду. Там вполне логично заходили разговоры об организации осенних, зимних праздников, и всё это органично вплеталось в жизнь группы. Воспитатели, получив опыт общения с детьми на утренних кругах, плавно включались в обсуждения, относящиеся к праздникам. Есть воспитатели, которые выбирают себе роль, выбирают ролевые действия – песни, танцы. Детям это очень нравится, для них это необычно, потому что воспитатели либо обещают сделать сюрприз, либо обсуждают вместе с детьми. Это очень интересно, потому что группа превращается не в формализованную часть детского сада, а в дружеское сообщество взрослых и детей. Таким образом, происходит взаимообогащение детей, воспитателей и педагогов, которые проводят музыку и физкультуру.

Н.Ф.: В этом году воспитатель, собираясь на Новогодний маскарад, сделала детям сюрприз, пришла в пышном бальном платье и исполнила свою детскую мечту – танцевала вальс с Дедом Морозом. Соучаствующий праздник стал поводом для воспитателя обратиться к своему внутреннему ребенку и снова окунуться в детские воспоминания.

Е.К.: Не секрет, что большую часть времени музыкального руководителя занимает подготовка к конкурсам разного уровня, на основе результатов которых формируется портфолио специалиста, необходимое для подтверждения квалификации, а также рейтинг образовательного учреждения. Как вы считаете, можно ли сохранить ценность детства в условиях подготовки к конкурсу?

В.С.: Я отрицательно отношусь к конкурсам для дошкольников, которые требуют демонстрации знаний умений и навыков. Но для родителей наличие грамот и дипломов в детском портфолио важно, приятно, когда дети приходят с наградами. Поэтому вопрос очень сложный, часто в конкурсах участвуют одни и те же дети, а остальные в группе смотрят и не понимают, почему их на конкурс не позвали. У нас в городе проходит фестиваль детского музыкального творчества «Весёлые нотки» и фестиваль «Театральные встречи в провинции». В условиях пандемии фестивали не проводились уже полтора года. Но мне хотелось бы представить на театральный фестиваль в этом году соучаствующую сказку, мне кажется, она будет интересна ребятам из других детских садов города. Стоит отметить, что в разных регионах разная ситуация с конкурсным движением.

Е.К.: Очень хорошо, что наш разговор плавно перешел к теме взаимодействия с родителями. Как объяснить родителям ценность таких, совсем других праздников? Как научить по-другому смотреть на своего ребенка на празднике и замечать эти ценности? Как родители относятся к вашим утренникам?

В.С.: Когда мы говорим о родителях, работа целиком должна быть построена на принципе доверия и такого вот соучастия. Когда родитель видит, как развивается его ребенок, когда родитель может принимать решения относительно важных вопросов в детском сада: объясняют, почему создана такая среда, почему используются те или иные технологии. Например, когда мы играли по Бахотскому, приглашали в том числе и родителей с нами играть и объясняли им зачем это нужно, то встретили понимание и отклик, которого не ожидали. Потому что свободная игра для неподготовленного взрослого – действие достаточно неоднозначное, а здесь мы увидели, что родители с охотой и интересом отнеслись к тому, что происходит, потому что дети до этого играли и рассказывали дома, «учили» родителей играть, вовлекая их в свою игру. Когда родители привлекаются к важным событиям в детском саду, а не только просят сшить костюмы или что-то принести, то наблюдается совсем другой уровень заинтересованности родителей жизнью детского сада. И с родителями просто нужно вести диалог: когда мы говорим о том, что такое праздник для ребенка, озвучиваем то, что услышали на детском круге, кем ребенок хочет быть, что он фантазирует, что у него есть заветные желания, он умеет делать выбор, то родитель понимает, что мечте ребенка нужно осуществиться. И родители начинают по-другому смотреть на организацию праздников в том числе. Если вести работу с родителями на принципах соучастия, они сами инициативно включаются в праздники и готовят рождественские сказки, сюрпризные номера.

Н.Ф.: Я бы еще хотела добавить – когда родитель видит настоящее творчество ребенка, он понимает, что стоит доверять ребенку выбор. Приятные сюрпризы – песни, стихи детского сочинения воодушевляют не только родителей, но и нас, педагогов.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.