Куманцева Оксана Яковлевна – заведующая, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Колокольчик» (Медынь, Калужская область)
Образовательное событие в детском саду «Колокольчик» возникло по инициативе ребенка: Варя принесла в группу маленький сувенирный самовар, который вызвал такой живой интерес у детей, что девочка стала героем утреннего круга. Как оказалось, в семье есть традиция семейного чаепития из самовара по выходным дням после бани, и дома есть небольшая коллекция самоваров. Один из них, свой любимый – маленький, почти игрушечный, Варя принесла в детский сад, потому что любит пить чай из самовара и захотела рассказать об этом ребятам. Дети включились в активный диалог, начали задавать вопросы: «Что такое самовар?», «Кто придумал самовар?», «Чай же пьют из чайника?!», «Куда наливается чай в самоваре, как выливается оттуда?», «Чем пахнет ваш чай?», «Какого он цвета?», и т.п. Так зародилась тема образовательного события, основой которой стала проблема: оказалось, что более половины детей в группе не только ни разу не видели самовар, а уж тем более не пили из него чай.
Видя такой интерес ребят, педагоги подготовили план реализации образовательного события «Ступени в мир открытий» (схематическая лесенка из нескольких ступеней, ведущая вверх, на которой отражается история развития события) и разместили его в группе. Зафиксировали высказывания и вопросы детей, составили план развития события для воспитателя.
Первой образовательной ситуацией в родившемся образовательном событии стал мини-музей самоваров, который уже на следующий день стал пополняться экспонатами. А детской целью образовательного события стало: «Узнать о чаепитии из самовара и попить чай из настоящего самовара с дымом».
Для себя мы поставили цель: «Формирование представлений об отечественных традициях» и определили педагогические задачи:
Событие начало развиваться. В мини-музее, экспозицию которого пополняли дети и взрослые, мы обращали внимание на разнообразие самоваров, формы, рисунка, стимулировали речевую активность детей, предлагали рассказать, откуда взялся самовар, как используется в семье, описать его внешний вид и т.д. Играли в музейного экскурсовода. Начали наполнять предметно-пространственную среду: оформили центр изобразительного искусства «Дизайнерская мастерская», где на выбор детей было предложено раскрашивание, пластилинография по схемам, трафареты, пуговицы и пр. Стоит отметить, что содержание этого центра было обновлено и полностью наполнено в соответствии с темой образовательного события.
Когда Маша принесла в музей магнитик на холодильник в форме самовара, на котором написано «Тула», возникла следующая образовательная ситуация – родина русского самовара. Воспитатель пояснила, что это самовар – символ города Тулы, что вызвало у детей новый взрыв интереса: «Где делают самовары? Какие?», «А Тула большой город?», «В Туле у каждого есть самовар?». Чтобы получить ответы на эти вопросы, дети захотели поехать в Тулу и посмотреть, где делают самовары, но так как из-за пандемии это было невозможно, воспитатели быстро нашли другое решение. Вышли на официальный сайт Тульского завода самоваров, связались со специалистами и получили от консультации, ставшие основными опорными точками для рассказа о производстве самоваров. Кульминацией этого этапа стала виртуальная экскурсия по городу Тула и музею самоваров, а моментом рефлексии – превращение в тульских мастеров, где свои впечатления дети воплотили в лепке, аппликации, рисовании, раскрашивании. Художественное творчество продолжилось на музыкальных занятиях с использованием музыкальных игр с самоваром, разучиванием танцевальных движений, песен.
Одним из центров активности, получившим обновление и наполнение новым содержанием в соответствии с темой события, стал литературный центр, куда мы поместили речевые игры, книги, картотеку чистоговорок и скороговорок и много разнообразных элементов активизации речи с использованием самовара или обыгрыванием его. Велась как индивидуальная работа взрослого и ребенка, так и самостоятельная деятельность детей. А главной книгой стала «Муха-цокотуха», которую мы инсценировали и обыгрывали.
Когда дети уже имели представление о самоваре как предмете для кипячения чая, Варя принесла настоящий большой семейный самовар. Вот тогда вопрос, откуда пошло чаепитие, как заваривается чай в семье Вари и как заваривали его наши предки, стал основой для кульминационной образовательной ситуации. Здесь нам понадобилась помощь социальных партнеров – детской городской библиотеки. Ее сотрудники по нашей просьбе подготовили информационно-познавательное мероприятие с чаепитием, на котором рассказали об истории и традициях русского чаепития. Интересно, что на встречу был приглашен член клуба пчеловодов, который рассказал о том, что на Руси чай пили с медом, принес настоящие соты и показал их детям. После этого в группе была организована сюжетно-ролевая игра с чаепитием, где мы отметили, что дети очень активно взаимодействуют между собой, общаются, договариваются и получают огромное удовольствие. Таким образом, большое количество событий, объединенных единой интересной им темой, стало мотивирующим фактором для деятельности. Игру педагоги провели в формате «Семья», где члены семьи пьют чай из самовара, но в ходе события родилось развитие сюжета: «папы» пошли в лес за дровами, чтобы растопить самовар. Было очень интересно наблюдать, что они будут делать «в лесу», где возьмут дрова. Посовещавшись, дрова решили нарубить топором, потом принесли «маме», а она сушила дрова феном: кто-то из детей знал, что, если дрова мокрые, они будут плохо гореть.
В ходе образовательного события был реализован краткосрочный проект – экспериментальная лаборатория по завариванию чая. Дети познакомились с видами и сортами чая, его фармакологических и терапевтических свойствах, пользе и тонизирующем эффекте, зависимости заваривания чая от температуры воды. Нам в наследство от предков достались рецепты многих сборов трав для чая, и это нужно сохранять, ведь в течение длительного времени травы являлись единственным средством лечения, а травяные чаи тонизировали и давали энергию. Мудрость предыдущих поколений в отношении приготовления полезных напитков актуальна и в наше время. Важным моментом было формирование основ безопасности и по отношению к травам, и по отношению к кипятку. Продуктом проекта стал альбом «Травы для заваривания чая», который мы передали в дар нашим социальным партнерам – детской библиотеке, чтобы те в свою очередь могли рассказать детям из медынских детских садов, из каких трав можно заваривать чай.
Активной формой коммуникации стало проведение чаепитий по средам, на которых дети узнавали о том, что на Руси за самоваром собиралась вся семья, велись задушевные разговоры. Например, утром за чаепитием все окончательно пробуждаются от сна и плавно, без стресса, входят в дневной ритм. Если самовар стоит на обеденном столе, то это значит, что день пройдёт несуетливо и размеренно. Члены семьи делятся впечатлениями, обсуждают переживания, избавляясь тем самым от негативных эмоций. Кстати, на Тульском заводе существует мнение, что рядом с большими предметами время течёт медленнее, поэтому огромный самовар способен продлить для своих владельцев приятные моменты.
Вечер по традиции считается наиболее благоприятным для чаепития. В детском саду «Колокольчик» в среду на полдник пекут пироги или плюшки, поэтому в этот день мы ставили столы в круг и предлагали детям чаепитие с пирогами и с чаем из самовара, в это время рассказывали о том, что черный чай попал в Россию из Китая, а традиция русского чаепития – это общение в приятной компании, задушевные и доверительные разговоры.
В ходе реализации события были использованы разнообразные методы и приемы, событие длилось около трех недель. Задуманные сначала планы нередко корректировались. Так, например, мы запланировали сделать альбом с травами для заваривания чая, а в результате насушили липовый цвет и собрали гербарий трав или листьев, используемых для заваривания чая.
В образовательное событие были включены дети, родители, социальные партнеры. Кульминацией стало чаепитие из самовара с дровами, который мы растопили на улице. Из трубы валил дым, это вызвало бурю эмоций, и дети утверждали, что это самый вкусный чай.
В ходе реализации события каждый этап имел рефлексивные моменты: на схематичной лестнице «Ступени в мир открытый» педагоги записывали детские вопросы, ответы, высказывания, новые достижения в рамках события, значимые результаты. Вокруг лестницы размещались работы детей, фото.
Рефлексивные моменты педагоги проводили в конце недели в форме мозгового штурма, где просматривали свой план, анализировали, что получается, что нужно изменить, как можно разнообразить активность детей и т.д.
Главная проблема, которую надо понимать, реализуя образовательное событие: очень трудно уйти от устоявшихся представлений (проект, тематическая неделя, формирование ЗУН) и увидеть перспективы пробуждения инициативы, когнитивного развития с учетом детской психологии. Необходимо сразу выработать четкое понимание организации образовательного события, схему его сопровождения и провести анализ результата.
Хочется отметить, что погружение в общую историю и реализация технологии «Образовательное событие» интересно, но достаточно сложно тем, что воспитатель должен не просто создать условия для творчества и развития ребенка, а суметь разглядеть его потенциал, проявление самостоятельности, активности, вовремя среагировать и направить по пути развития.
Также воспитатель должен понимать разумную меру в своей деятельности, чтобы у детей не произошло пресыщение или отторжение от излишней активности, а деликатно поддерживать их интерес. Сделать это можно, прислушиваясь к детям и наблюдая за ними, аккуратно направляя процесс познания, и тогда не только дети пойдут по пути развития, но и мы, взрослые. Тем и ценно детство, чтобы с увлечением узнавать что-то новое и получать от этого удовольствие.
Ваша корзина пуста