ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Л.Ф.Мансарлийская, Е.А.Бирюкова. Онлайн-занятие с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию

Полный текст

Благодаря развитию информационно-коммуникативных технологий в области образования появился новый формат образовательной деятельности – дистанционное обучение. Потребность в дистанционной форме возросла в период самоизоляции, когда у детей отсутствует возможность посещать детский сад. Организуя онлайн-занятия с дошкольниками важно помнить, что ведущим видом деятельности остается игра, а главный инструмент педагога – он сам и его творчество.

Для проведения онлайн-занятий с дошкольниками мы использовали платформу Zoom. Она отлично подходит для индивидуальных и групповых занятий с детьми. На платформе встроена интерактивная доска, видео и аудио связь с каждым участником, есть возможность включать и выключать микрофон. Занятие можно запланировать заранее и записать его для последующего просмотра.

Организуя образовательную деятельность в формате онлайн для детей старшего дошкольного возраста важно соблюдать несколько принципов:

1. Ребенок участвует в деятельности исключительно по собственному желанию (не стоит уговаривать и предлагать разные варианты в формате видеоконференций).

2. Количество воспитанников – не более 7–12 детей на одной онлайн-встрече.

3. Так же, как и образовательная деятельность в группе детского сада, онлайн-встреча должна быть четко регламентирована по времени (с учетом требований СанПиН 2.4.1. 3049-13). Следует учесть, что довольно длителен подготовительный этап работы.

4. Материал занятия должен быть близок детям. Желательно, чтобы в нем находили отражения интересы детей и формы работы, усвоенные на прошлых занятиях, еще актуальные в памяти ребенка. Не стоит в первое время просить детей выполнять какие-то абсолютно новые для них действия.

5. Родители воспитанников – ваши лучшие помощники и ваши «руки и глаза». Таким образом, в виртуальном формате создается единая образовательная среда (детский сад – семья).

6. Во время онлайн-занятия педагог не только демонстрирует приемы и методы работы с материалами, но и прорабатывает каждый этап вместе с воспитанниками, демонстрируя, отслеживая и закрепляя материал.

7. У педагога есть возможность видеть каждого ребенка, вербально поддерживать после каждого этапа работы.

8. Каждые 10 минут желательно делать динамическую паузу. Во время творческой деятельности в формате видеовстречи дети получают колоссальную нагрузку на органы восприятия. Динамические паузы могут быть сидячими, но должны содержать комплекс движений направленных на расслабление мышц шеи, спины, рук, зрительную гимнастику.

Сценарий онлайн-занятия по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Творческая мастерская «Нарциссы»

Цель: Закреплять у детей практические навыки рисования красками и навыки аппликации; формировать пространственные представления: учить правильно располагать изображения на листе бумаги и наклеивать их; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Задачи:

Образовательные:
• знакомство с правилами построения творческой композиции с использованием цветов из бумаги;
• формирование умения составлять композиции из цветов с применением различных геометрических форм;
• закрепление навыков владения различными инструментами и материалами;
• развитие пространственного видения листа и предметов в нем.

Воспитательные:
• воспитание аккуратности, усидчивости, самостоятельности;
• привитие бережного отношения
к природе;

Развивающие:
• способствовать развитию интеллектуальных и познавательных способностей: мышления, воображения, внимания;

Оборудование для педагога:

• изображение цветов;
• образец выполняемой работы.

Материалы для детей

• бумага белая А4 – 2 листа;
• карандаш, клей, кисти;
• ножницы;
• акварельные краски;
• восковые мелки / фломастеры.

Предполагаемые результаты

Задачи, которые ставятся при проведении образовательной деятельности следующие:

1. Развивать мелкую моторику;

2. Развивать умение пользоваться ножницами;

3. Развивать умение закрашивать целый лист фоновыми красками;

4. Развивать творческое мышление;

5. Учить аккуратности при наклеивании готовых форм, составлять из них изображения готовых предметов самостоятельно по образцу;

6. Развивать технические навыки.

Ход занятия

Приветствие.

Педагог

Здравствуйте, ребята!
Здесь есть лишь место ярким краскам,
Здесь нет предела для мечты,
Преображая будни в сказку,
В руках рождаются …. (цветы)

Прошли новогодние праздники, зима, весна уже наступила и во всю властвует за окном…

Мы сегодня с вами сделаем творческую работу «Нарциссы» в честь цветов, ярко цветущих в конце апреля и начале мая. Любой подарок будет приятен, а картине с цветами будут рады все. А как вы думаете, почему?

Дети: Потому, что цветы очень красивые.

Педагог: А какие цветы вы знаете? (роза, ромашка и т. д.)
Молодцы, а давайте теперь попробуем отгадать загадки.

• Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
(Роза)

• Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)

• В огороде, на дорожке,
Под моим окошком
Расцвело сегодня солнце
На высокой ножке
(Подсолнух)

• У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)

• Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик)

• Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак)

• Просит у меня дружок
Фиолетовый цветок.
Мне отдать его не жалко,
Подарю дружку.
(Фиалка)

Цветы красивые и душистые цветут для того, чтобы все любовались ими. Так? Нет, не так! Мы любуемся цветами, радуемся им. Все это верно. Однако цветут они вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди, а насекомым важны лишь окраска, форма цветка и аромат. Чтобы у растений появились семена, нужно перенести пыльцу с одного цветка на другой. Вот это как раз и делают насекомые. Прилетит бабочка или мотылек сядет на цветок за сладкой капелькой нектара, к ней пыльца прилипнет. Потом бабочка на соседний цветок перелетит и приставшей к ее лапкам пыльцой опылит его.

А знаете, друзья, почему цветы всегда такие красивые и привлекательные? Нет? Я тоже не знала, пока не услышала, как один цветок рассказывал секрет своей красоты. Оказывается, каждое утро цветы начинают с зарядки. Хотите, я вас тоже научу «цветочной» зарядке?

Физкультминутка

На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (потянуть руки в стороны, разгибая пальцы)
К солнцу тянуться цветы.
С ними потянись и ты. (потянуться, руки вверх)
Дует ветер иногда,
Только это не беда. (махи руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки, (наклоны головы к плечам)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут. (руки, сжатые в кулаки, поднимаются высоко вверх)

Сегодня нам предстоит сделать красивые нарциссы в технике аппликация.

Практическая работа

Педагог (используя интерактивную доску платформы) показывает образцы так, чтобы ребята могли их рассмотреть.

Педагог: Что вы, ребята, видите на картине? (цветы, нарциссы) Какие геометрические фигуры напоминают вам эти предметы? (конусы).

Воспитатель поэтапно показывает выполнение работы.

1. Берем лист белой бумаги, с помощью широкой кисти создаем фон из разных цветов радуги, с мягкими переходами.

2. Берем лист белой бумаги, сгибаем его, отрезаем лишнее чтобы получить квадрат.

3. Делим большой квадрат на четыре равных маленьких квадрата, складывая пополам и разрезая заготовку по месту сгиба.

4. Плавными движениями округляем уголки квадратов, получаем круги.

5. Восковым мелком намечаем стебельки, по количеству бутонов.

6. Делаем разрез по радиусу, сворачиваем конус, приклеиваем бутоны на стебельки.

7. Дополняем композицию по желанию (листьями, травой, солнцем – по выбору ребенка).

Педагог наблюдает за работой детей, дополнительно показывает, поощряет достижения, активизирует самостоятельность каждого ребёнка.

Зрительная гимнастика

Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Глазки открыли, вправо-влево поглядели.
Ресницами помахали

Проводится анализ выполненных работ.

Итак, наша работа завершена. Давайте покажем друг другу свои работы на экране.

Я уверена, кто увидит ваши работы, тот обязательно порадуется. Работы у вас получились яркие, выразительные, а главное – сделаны своими руками, вы вложили в них своё мастерство, старание, частичку своей души.

Итог занятия

– Чему мы сегодня научились на занятии?

– Что вы узнали интересного на занятии?

– Вы сегодня постарались и можете использовать свою работу в качестве подарка.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.