В статье показана роль восприятия музыки в процессе воспитания культуры дошкольников, какое место отведено слушанию музыки в процессе образовательных ситуаций, насколько это позволяет повысить уровень художественно-эстетической культуры дошкольников, и как деятельность педагога может повысить интерес детей к слушанию музыки в образовательной ситуации.
Работа, которая проводилась в этом направлении в течение трех месяцев, опиралась на программу, разработанную музыкальным педагогом, где музыкальному восприятию была отведена активная роль. Такая постановка задачи к музыкальному воспитанию в детском дошкольном образовательном учреждении показала повышение уровня эмоциональной восприимчивости и дальнейшего устойчивого внимания детей к музыке. Также в результате исследования определился интерес старших дошкольников к образовательным музыкальным ситуациям. Отзывчивость и эмоциональность детей на музыкальные произведения в процессе музыкального воспитания восприятия в соответствии с возрастными характеристиками дошкольников показало не только о необходимости в программе педагога раздела «Слушание музыки», но и перевод его из раздела пассивного восприятия в активное слушание. В результате проведенной работы отметилось повышение уровня музыкальной образованности детей, что характеризовалось узнаванием произведений в процессе слушания музыки, активным обсуждением характера музыки и дискуссиями по поводу авторства музыкального произведения. Приобщение детей с раннего возраста к классическим и фольклорным произведениям активизирует творческие процессы, формирует культуру дошкольников, влияет на физическое и эмоциональное развитие, а заинтересованность к детскому песенному репертуару определяет характер и дальнейший интерес к развитию детской музыкальной культуры.
Ключевые слова: музыкальное воспитание, слушание и восприятие музыки в дошкольном возрасте, роль слушания музыки в воспитательном процессе, музыкальная культура, повышение уровня музыкальной культуры в детском саду.
«…попытка дальнейшего развития музыкальной культуры в стране, при отсутствии хорошо налаженной работы по музыкальному воспитанию детей, равносильна попытке воздвигать монументальное здание без фундамента» – так говорил композитор Д.Б.Кабалевский (Кабалевский, 1973).
Задача музыкального руководителя детского сада состоит в формировании этого фундамента. Что же входит в этот процесс? В первую очередь – это создание условий для воспитания художественно-эстетической и музыкальной культуры детей. Музыкальное воспитание – это грамотно и профессионально построенные образовательные ситуации, которые приводят дошкольников к пониманию музыки. Через занятия педагог прививает детям любовь к музыке, формируя в каждом субъективное, но положительное отношение к гармонии, создаваемое музыкальными произведениями (Ветлугина,1982).
Музыка, которая сопутствует человеку, зеркально отражает его отношение и восприятие к окружающему пространству, миру, отображает действительность вокруг него. Уровень развития художественно-эстетической культуры человека, то, насколько он подготовлен к слушанию и пониманию музыки зависит от личности человека и силы, которой воздействует на него музыка.
Восприятие музыки необходимо развивать уже в детском возрасте не просто как пассивную слушательную деятельность, а как активную. Несмотря на то, что эта деятельность связана с внутренним миром человека, с его глубокими переживаниями, с трудностью ее формирования, музыкальному руководителю необходимо использовать все средства, которые помогут развить музыкальную культуру дошкольника (Ветлугина, 1981). Для этого в первую очередь необходимо понимание, о чем «рассказывает» музыка, какие картины она «рисует», какие оттенки чувств заключены в ней. Воспринимая музыку, слушатель всегда опирается на свой прошлый опыт, свою память и чем богаче этот опыт, тем больше образов и ассоциаций возникает при прослушивании нового произведения. Деятельность музыкального руководителя детского дошкольного учреждения направлена на обогащение этого опыта у ребят.
Современные научные исследования указывают на то, что формирование музыкальной культуры необходимо начинать с детского возраста, ведь этот процесс сложный и долгий (Радынова, 2009). Слушание музыки – это раздел в музыкальном воспитании, который влияет на укрепление памяти ребенка, формируя его музыкальный вкус и развивая художественно-эстетическую культуру. Образовательные ситуации помогают проявляться способностям и талантам детей в музыке. Любое художественно-эстетическое влияние благотворно сказывается на развитии ребенка. «Слушание и восприятие музыки» здесь не является исключением (Веракса, 2014).
На занятиях корректируются свойства эмоциональной сферы ребенка, развивается фантазия, оказывая положительное влияние на формирование его творческого интеллекта (Выготский, 1967).
Репертуар, который подбирается педагогом в раздел «Слушание музыки», при составлении рабочих программ, опирается на физиологические и психологические характеристики особенности ребенка, ввиду крайне ограниченных возрастных особенностей детей.
Дети младших возрастных групп лучше воспринимают музыкальные зарисовки, давая при этом эмоциональный ответ, если они заинтересовывают их своей яркой интонацией. Но, в силу неустойчивости внимания, быстро возникающие эмоции, также быстро исчезают (Выготский, 1999).
У детей среднего дошкольного возраста наблюдается более устойчивое внимание, что выражается заинтересованностью к содержанию произведения, начинается формирование музыкальной памяти, проявляющееся в желании рассказать о своих впечатлениях после прослушивания. Дети старшего дошкольного возраста умеют уже сосредотачиваться на музыке, улавливать ее детали, у них формируются свои музыкальные интересы, которые проявляются в просьбах неоднократно прослушать то или иное произведение. Они чувствуют настроение музыкального произведения, на фоне чего появляется образное мышление, возникают ассоциации (Кудряев, 2014).
Репертуар для «Слушания музыки» при составлении программы, ставит перед собой следующие задачи:
Опираясь на программу своего дошкольного образовательного учреждения (Программа, 2019–2024), музыкальный руководитель составляет программу по музыкальному воспитанию дошкольников, которая удовлетворяет требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, 2013) для того, чтобы осуществить решение выше поставленных задач.
Методика, которую использует музыкальный руководитель при реализации программы, опирается на тематическое построение образовательных ситуаций. Тема направляет детское внимание на содержание музыки, на ее эмоциональную окраску, «рассказывает» о героях, «рисует» природные явления. Дети учатся понимать музыкальный язык, расширяя свой словарный запас новыми терминами, учатся распознавать нюансы, регистры, темы, темп, формы и ритмы в музыке.
Тенденции, которые образовались в современной педагогике (Веракса, 2016), ставят перед собой цель развивать творческие способности малышей с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей. Поэтому и методика обучения должна быть выстроена таким образом, чтобы мотивировать дошкольника к самостоятельному желанию формировать музыкальные интересы и ориентироваться на субъективный творческий подход к процессу познания ребенком музыки.
Для формирования музыкальной культуры дошкольников в образовательных ситуациях педагогом используются простые, точные и доступные для детского восприятия методы и средства. Это могут быть наглядные пособия, интерактивная демонстрация музыкальных этюдов и зарисовок, и краткое, но яркое слово педагога. Нет необходимости в излишних разговорах о музыке, ее особенностях, в терминологии. Поэтические зарисовки, используемые как направляющее слово, должны быть запоминающимися, краткими и выразительными. Для этого подбираются стихотворения или отрывки из поэтических произведений, где отражается характер музыкального содержания. Также приветствуется тематические пособия и наглядный материал. Для старших дошкольников музыкальный руководитель использует музыку, как способ мотивации к субъективному и самостоятельному описанию чувств и эмоций, вызванных произведением.
Помимо образовательных ситуаций, необходимым процессом формирования навыков слушания музыки являются игры (Бабаева, 2004). Через игровые музыкальные моменты педагог незаметно способствует развитию слуха ребенка, формирует его эмоциональную отзывчивость и любовь к музыке. Такие игры помогают детям становиться более восприимчивыми к музыкальному содержанию. Используя тихое и громкое звучание, меняя длительность и высоту звука в музыкальных играх, педагог приобщает малышей к умению слушать музыку. Задача малышей в этом случае заключается в развитии умения воспроизводить эти звуки или сравнивать их. Наглядные иллюстрации и пособия служат дополнительными средствами, привлекающими интерес ребенка к музыкальному произведению (Ветлугина, 1978).
Для дальнейшего развития способности слушать музыку в возрасте от четырех до пяти лет образовательные ситуации берут направление на вызывание эмоционального ответа у детей (Выготский, 1982). В этот период дети ярко эмоционально откликаются на музыкальное произведение, если демонстрировать им иллюстрации к отдельным эпизодам в музыке, возникает ассоциативное музыкальное мышление, дети начинают понимать музыку образами. Для того чтобы в памяти ребенка музыкальное произведение закрепилось, необходимо использовать игровой материал, чередуя его с загадками, соответствующими теме музыкального произведения.
С детьми старшего дошкольного возраста и подготовительного (Веракса, 2014) беседы о музыкальном произведении могут иметь уже развернутый характер. Здесь речь можно вести об инструментах, которые звучат в музыке, применять художественные цитаты, говорить о ярко выраженных музыкальных оттенках и их значениях. Эта возрастная группа уже активнее приобщается к слушанию музыки. Дети способны самостоятельно различать особенности музыкальных произведений, рассказывать о своих эмоциях. Мотивируя дошкольников к выразительному движению, педагог укрепляет их знания о характере произведения, за счет чего происходит активное расширение кругозора детей, на основе которого они могут узнавать и определять форму музыкального произведения. Также дети этого возрастного периода проявляют интерес к творчеству композиторов (Тарасов, 1987).
Для передачи и объяснения образа музыкального произведения, педагог может использовать поэтические приемы, заставляя задуматься ребенка, что способствует активизировать процессы мышления, творческого восприятия музыки. Это все формирует музыкальную память детей. Наглядность в этом случае помогает облегчить процесс слушания и восприятия. Используя игрушки, дети могут создавать под музыку свои театрализованные представления. Включая ритмичные движения в процесс слушания музыки, педагог подталкивает детей к формированию их способности творчески мыслить. Танец помогает развить чувство ориентации в пространстве, попутно идет физиологическое развитие моторных и двигательных навыков детей.
Репертуар к разделу «Слушание музыки» в программе музыкального руководителя в первую очередь должен быть музыкально-художественным. Задачи, поставленные перед педагогом при подборе музыки, должны иметь следующие направления:
• рассказать о мире классической музыки, что отвечает требованию культивировать музыкальную культуру детей через мировые классические произведения. Это, в свою очередь, расширяет музыкальный кругозор детей. На этом этапе используются произведения мировых классиков – композиторов ушедшей эпохи: И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен, Ф.П. Шуберт, Д.Б. Кабалевский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян, П.И. Чайковский и другие (Изотова, 2004);
• использовать фольклорный репертуар в работе. Эта основа для раздела «Слушание музыки» в раннем и младшем дошкольном возрасте. К произведениям, используемым в это направлении, должны быть предъявлены особенно высокие требования художественного оформления. Фольклор воспитывает в детях художественно-эстетические, нравственно-этические и духовные качества. Он помогает познать культуру родного края, рассказать о Родине, о своей национальной принадлежности, через музыкальные произведения познакомить с другими народами и их культурой. В детском возрасте интенсивно развивается физиология детей их психологическая составляющая. Игровые моменты, с использованием фольклорного компонента, значительно повышают интерес детей к музыке, оказывают влияние на желание использовать музыкальный репертуар в играх. Дети с удовольствием разучивают народные песни, потешки, используемые в игровых моментах (Медведева, 1980);
• включать в репертуар программы песен и произведений, написанных композиторами специально для детей. Яркие образы, вызванные такими музыкальными произведениями, находят эмоциональный отклик в детских сердцах. В этом разделе можно активно использовать песни о дружбе, природе, животных. Такая музыка наиболее доступна детям и оставляет след яркий позитивный след в эмоциональной памяти детей (Гогоберидзе, 2008).
В целом, подбор всего репертуара, используемого педагогом для раздела «Слушание музыки», в условиях реализации рабочей программы, должен быть доступным для детей и ориентироваться на физиологические и психологические характеристики, обусловленные возрастными особенностями. Запоминающийся и несложный ритм, спокойный темп, небольшой мелодичный диапазон, который наиболее удобен в исполнении детям, знакомые песни и мелодии – это основные критерии подбора музыкального репертуара для программы.
При проектировании образовательных ситуаций в музыкальном воспитании в разделе «Слушание музыки» важно соблюдать определенный алгоритм. Если процесс систематичен и последователен, то и реализация задач, поставленная педагогом эффективна. Алгоритм состоит из последовательных действий, который характеризует весь процесс:
Выполняя эту последовательность, педагог получает представление о том, насколько дети усвоили материал, на каком этапе у детей произошло отвлечение от процесса или наоборот – увлечение образовательной ситуацией (Гогоберидзе, 2013).
Диагностика, выявляющая влияние музыкального воспитания посредством активизации направления «Слушание музыки» на формирование и развитие художественно-эстетической культуры детей дошкольного возраста, проводилась старшим воспитателем и музыкальным руководителем в присутствии заведующего МАДОУ «Детский сад №107 комбинированного вида» Московского района города Казани.
На начальном этапе в двух группах была проведена беседа с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста совместная и с каждым по отдельности. В результате этой беседы были сделаны выводы о незнании детьми классических произведений, о том, что их мало интересует классическая музыка, и они имеют совсем небольшой опыт слушания. Наблюдение за детьми в процессе первых занятий показало низкий уровень эмоциональной заинтересованности детей музыкальными произведениями.
Далее в течение трех месяцев проводилось периодическое наблюдение старшим воспитателем за музыкальными занятиями, где музыкальный руководитель знакомил детей с классическими, фольклорными и детскими произведениями, в результате которых стала выявляться заинтересованность детей образовательными ситуациями. Дети с удовольствием начали слушать классические произведения П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, Ф.Ф. Шопена и т.д. Также в процессе занятий фиксировалась тенденция к положительному эмоциональному отклику, вызванному фольклорными произведениями. Дети реагировали на национальную музыку мимикой и жестами, самостоятельно и с педагогом показывали соответствующие движения, бурно обсуждали песенки из детского репертуара.
По окончанию наблюдения с детьми была проведена повторная беседа в том же составе, в результате которой было выявлено увеличение количества детей, дававших правильные ответы, уже мало детей затруднялось с ответами. Дети узнавали классические произведения, называли их, некоторые правильно называли композиторов, написавших их. Также дети могли отличить музыку, обогащенную национальным колоритом, разных народов. Рассказывали о том, какими национальными инструментами исполняется произведение. Детские песни ребята обыгрывали различными игрушками.
Используя в музыкальном воспитании «Слушание музыки» для художественно-эстетического приобщения детей к музыкальной культуре, педагог ориентирует ребенка на становление его духовности. Активное общение ребенка с музыкой приводит к более яркому ее восприятию.
Таким образом, систематическое воспитание музыкальной культуры через «Слушание музыки» оказывает влияние на развитие невербального музыкального восприятия, активизируя процессы образного мышления, что влияет на вербальное развитие. При этом открываются музыкальные способности детей, проявляющиеся в распознавании звуков по высоте, длительности и динамики, проявляется интерес к музыкальным произведениям и к их авторам.
В процессе слушания музыки дети дошкольного возраста приобщаются музыкальному искусству, приобретают новые знания, что сказывается на формировании личности ребенка, его культурном развитии.
1. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: Детство-пресс, 2004.
2. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед. уч-щ. по специальности «Дошкольное воспитание» / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др. Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1982. – 271 с.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981.
4. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др. Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 от 17 октября 2013 г.) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Детская психология. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 446 с.
6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия/ Ред.-сост. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 554 с.
7. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлуги-ной. – М.: Просвещение, 1978.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. [Текст] / Л.С. Выготский. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1967. – 92 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред.
В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
10. Выготский Л.С. Эмоции и их развития в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1982.
11. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону, 2008.
12. Гогоберидзе О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
13. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений. – М.: 2004.
14. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. Эстетическое воспитание. – М., 1973, С. 15.
15. Кудрявцев В.Т., Веракса Н.Е. Диалектика развивающего познания: мышление и воображение ребенка-дошкольника // Вестник РГГУ. Серия Психологические науки,
2014, 19.
16. Медведева М.А. А мы просо сеяли. Русские народные игры-хороводы для детей младшего возраста в сопровождении фортепиано. Выпуск 1. – М.: Музыка, 1978.
17. Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №107 комбинированного вида» Московского района г. Казани на 2019–2024 гг.
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
19. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. В 2 ч. – М., 2009
20. Тарасов Г.С. О коммуникативной природе музыкальных способностей // Вопросы психологии. – 1987.
Ваша корзина пуста