ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Логвиненко С.А. Организация детского экспериментирования и исследовательской деятельности в дошкольном учреждении

Полный текст

Логвиненко Светлана Анатольевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №54», г. Северск, Томская область, s.veto44ka2013@yandex.ru

В условия действия ФГОС, а также перехода к новейшей образовательной модели постиндустриального общества, процесс образования понимается не как усвоение знаний, умений и навыков, т.е. готового знания, а как средство для самореализации личности, умеющей и желающей самостоятельно делать выбор, ставить перед собой цели и добиваться их реализации.

Как известно, развитие личности определяется разными предпосылками, среди них: биологические, половые, возрастные особенности, влияние общества, а также при осуществлении деятельности, носящей продуктивный характер, которая формирует психические свойства личности, устанавливает связь между миром и человеком. Детское желание в познании окружающего мира, несомненно, его естественная потребность. Ведь именно на этапе дошкольного обучения он хочет узнать всё и сразу, он неутомимый исследователь, ученый. Ребенок смотрит на мир с широко раскрытыми глазами, находит в нём удивительное и запоминающееся.

Исследовательская деятельность и экспериментирование может реализовать потребность в активном отношении к миру, в получении новых впечатлений, осмыслению новой, ранее не изученной информации, она выступает неким фундаментом в познании мира, других личностей, познания самого себя, необходимых для всестороннего развития человека. От того, как сформирована у ребенка исследовательская позиция, будет зависеть возможность его адаптации к непрерывно изменяющимся жизненным ситуациям. Познание мира разными способами и методами способствует преумножению знаний, стимулированию познавательного интереса, совершенствованию умений самостоятельно получать и анализировать изученную информацию, планировать деятельность, уметь самостоятельно оценивать свои действия, выстраивать собственные суждения грамотно и логично. Огромная роль в дошкольном возрасте во время проведения занятий – чтобы дети могли получить только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения к себе и другим от достигнутых результатов.

Наиболее благоприятным периодом развития исследовательской деятельности является детский возраст, так как на данном этапе у ребенка формируются познавательные мотивы, происходит формирование константных познавательных и предпрофессиональных интересов. Поисковая деятельность помогает в самоутверждении личности дошкольника, тем самым способствуя возможности формирования гуманистических идеалов и нравственного мировоззрения. По мнению Е.А. Гуськовой, на сегодняшний день дети не заинтересованы в исследовательской деятельности и это важная проблема организации исследовательской деятельности, которая является составляющей приобщения дошкольников к человеколюбию [1, с. 4].

Педагог должен стремиться к личностно-ориентированному типу обучения, искоренять позиции воспитателя-информатора и контролера, заменяя их новой: педагог-фасилитатор, т.е. умеющий, а главное желающий стимулировать осмысленность учения и сопровождать ребенка на протяжении личностного развития. Чтобы построить образовательный процесс, основанный на самостоятельном поиске информации ребенком, необходимо грамотное сопровождение, способствующее успешному становлению заложенных в изучении и исследовании новых образовательных потенциалов, педагог должен стимулировать и создавать условия для развития субъективной позиции ребенка, выстраивать индивидуальную траекторию исследовательской деятельности.

Различные пути и возможности применения исследовательской деятельности детей в процессе обучения и воспитания рассмотрены в работах Н.Г. Алексеева, И.С. Якиманской. Обоснование деятельностного подхода для успешного развития личности рассмотрели Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин. Анализ литературы, современных взглядов на проблему развития исследовательской деятельности у детей позволяет выявить противоречие между личностным развитием ребенка и недостаточной разработанностью, характерной для традиционного обучения, необходимых содержательных и технологических аспектов. Тут встает вопрос: как реализовать в процессе обучения и воспитания систему педагогического сопровождения исследовательской и экспериментальной деятельности детей.

Развитие экспериментирования, исследовательской деятельности дошкольников во все времена вызывало заботу и интерес у педагогов, а также ученых. Как и с помощью каких средств можно решить проблему формирования исследовательских компетенций детей? Как вызвать неподдельный интерес у малыша такой сложной формой совместной деятельности с взрослыми? Многие педагоги и ученые искали ответы на эти вопросы. А также – что такое экспериментирование и исследовательская компетентность дошкольников?

В период моего ознакомления с данным методом, его теорией, мне встретились противоречивые мнения коллег о том, что из себя представляет исследовательская деятельность, и что она означает. Как подмечает А.В. Леонтович, один из председателей оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, в значении понятия «исследование» содержится указание, о необходимости извлечения нечто «из следа», …несомненно, главной целью является – установление и поиск истины, формирование способностей находить определенную исследовательскую точку зрения, позицию – важнейшая задача современного обучения и воспитания, а также как средство оценки своей деятельности, возможных последствий и изменений» [2, с. 207]. По мнению А.С. Обухова, заместителя главного редактора журнала «Развитие личности», «освоение исследовательского принципа познания действительности может стать одним из путей вхождения ребенка в пространство родной культуры» [3, с. 158]. А.С. Обухов уверен, что «только педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ребенка формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции» [Там же].

В нашем детском саду для построения образовательного процесса на основе исследовательской деятельности, экспериментирования я использую метод проектов, который, по моему мнению, лучше всего реализует суть исследовательского метода. В нем можно провести разные эксперименты в процессе изучения темы. Проекты реализуем совместно со всеми детьми, а также с детьми и родителями.

Проекты, реализованные в период 2019–2022 гг.:

  •  «Тонет не тонет».
  •  «Что такое электричество».
  •  «Что такое огонь».
  •  «Зачем нужен хвост животным?».
  •  «Зачем мыть руки?».
  •  «Животные нашего края».

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что методы и приёмы работы, использующиеся в практике обучения и воспитания, позволяют развить культуру мышления – способность детей уметь вычленять из нескончаемой, постоянно обновляющейся информации конкретные события, уметь охарактеризовать их, оценить как критически, так и аналитически, применять свои умения в новой, ранее неизвестной ситуации, демонстрировать и аргументировать личную точку зрения на события, что является главенствующей составляющей интегрированных компетенций.

Правильное внедрение экспериментальной и исследовательской деятельности в воспитательный процесс при условии выполнения и соблюдения описанных методов организации дает возможность грамотно дополнять, изменять и сочетать уже известные методы проведения занятий с новыми, использующими ИКТ, объективно оценивать качество обучения. Организация исследовательской деятельности – это способ развития системы мышления, раскрытия творческих способностей детей, обучение на новейшем, высоком, качественном уровне.

Экспериментирование и исследовательскую деятельность можно организовать как компонент традиционного, привычного воспитательного процесса, так и для педагогического проектирования, что является более эффективным для исследовательского метода. Но несмотря на эффективность этих методов, для того чтобы его внедрение происходило успешно, с наибольшей отдачей, обязательно уделять внимание целесообразности и качеству его применения на практике. Такой вид деятельности может быть организован на всех этапах воспитания и обучения: при изучении нового материала, закреплении умений, навыков. Она правомерно может быть организована воспитателем при индивидуальной работе, работе с родителями.

Организация исследовательской деятельности повышает познавательную мотивацию, формирует ситуацию комфорта в группе. Можно сделать вывод, что приобщение ребенка к исследованию и экспериментированию является перспективой для совершенствования воспитания в дошкольном учреждении.

Список литературы

  1. Гуськова Е.А. Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении // Молодой ученый: II Международная научная конференция. Педагогика сегодня: проблемы и решения. – 2017. – С.4–6.
  2. Леонтович А. Комплексная исследовательская экспедиция // Народное образование. – 2011. – №3. ؘ– С. 207–208.
  3. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. – 1999. – №10. – С. 158–161.
  4. Блохин В.В. Исследовательская деятельность учащихся: от проблемного обучения к исследовательской работе // Преподавание истории в школе. –2017. – №3. – С. 3–7.
  5. Выготский Л.C. Детская психология. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
  6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.
  7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2 / Под ред. В.Я. Струминского. – М., 1954. – 733 с.178
  8. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно содержательные характеристики процесса развития личности. – М.: Флинта, 2004. – 670 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.