Логвинова Анна Анатольевна – муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №77» (Курск, Россия)
Данный конспект НОД учитывает особенности развития детей 6–7-летнего возраста, а также ориентирован на индивидуальные возможности каждого ребенка. Образовательная деятельность проводилась с подгруппой детей 6–7 лет и длилась 30 минут.
Программное содержание материала, его объем и сложность соответствуют возрастным, физическим и индивидуально-психологическим особенностям детей 6–7 лет, требованиям ФГОС ДО.
Эстетика, длительность, гигиенические требования к проведению НОД были соблюдены и отвечали требованиям СанПиН (проветривание помещения, влажная уборка, освещенность).
НОД построена на формировании у детей данного возраста знаний о профессии археолога, его деятельности, на формировании понимания её значимости.
Приоритетная образовательная область – «Познавательное развитие». Прослеживается следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Смена видов деятельности способствует поддержанию внимания, интереса, эмоциональности и работоспособности детей. В процессе деятельности были использованы физкультминутка для снятия мышечной усталости.
Были использованы следующие современные образовательные технологии:
В структуре НОД четко прослеживается три части – вводная, основная и заключительная.
Первая часть. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод для активизации познавательного интереса и мотивации детей. Детям было предложено отправиться в экспедицию на раскопки. Выполнению поставленных задач на познавательном этапе помогали беседа о профессии археолога, её назначении. Наводящие вопросы подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались таким образом, чтобы все дети могли на равных участвовать
в работе.
Вторая часть (основная) состояла из физкультминутки, дыхательной гимнастики и продуктивной деятельности, что способствовало поддержанию внимания, интереса, эмоциональности и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности.
Третья часть – рефлексия (итог).
Подведение итогов экспедиции. Все этапы НОД раскрыли поставленную цель. А именно – дети узнали о профессии археолога, о её назначении, стали непосредственными участниками.
Образовательная деятельность проводилась в виде путешествия-экспедиции, что позволило вызвать у детей интерес к занятию, повысить их мотивацию, настроить на предстоящую деятельность. НОД подчиняется одной сюжетной линии. В процессе образовательной деятельности прослеживаются и воспитательные цели, направленные на доброжелательную атмосферу совместного творчества детей и воспитателя.
Использование мультимедийного материала позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным, вызывает у детей живой интерес, желание помочь и является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.
Цель: создание условий для установления связей и отношений между предметами во времени, развитие представления об истории через ориентацию на профессию археолога.
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Анатольевна. Ребята, я к вам пришла с очень важным поручением. Одна моя знакомая просила передать вам видеописьмо.
Давайте его посмотрим!
– Здравствуйте, ребята, я старший научный сотрудник археологического музея. Мои коллеги-археологи сейчас участвуют в раскопках. Но их срочно вызвали и им пришлось уехать. Вот я к вам и обратилась, может быть, вы отправитесь в экспедицию и поможете завершить раскопки?
– Ребята, поможем?
– Спасибо! А чтобы вам было легче добраться, вот вам карта маршрута. Счастливого пути!
– Как здорово! Ребята, сегодня вы станете настоящими археологами. Мы с вами отправимся в экспедицию на раскопки, во время которой вам предстоит справиться со многими трудностями. Но я уверена, что у вас всё отлично получится.
А теперь давайте ознакомимся с нашим маршрутом. На нашем пути у нас будет болото, горы и лес.
– Ребята, а как вы думаете, какими качествами обладают археологи? Они сильные, смелые, выносливые.
Я уверена, что вы именно такие. Ну что, в путь!
1-е испытание «Болото» – движение по кочкам. (Дети прыгают по кочкам).
2-е испытание «Горная дорога». Дети идут по серпантину (извилистая горная дорога) сначала на носках, потом на пятках.
3-е испытание «Лес», в котором много поваленных деревьев. Дети перешагивают через гимнастические палки, высоко поднимая ноги.
Вот мы с вами и подошли к месту раскопок, но прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнем.
Дыхательная гимнастика
– Ребята, так как вы ещё юные археологи и в первый раз в экспедиции, то я вам расскажу о правилах техники безопасности, которые соблюдают все археологи.
Теперь, когда вы знаете правила техники безопасности, надевайте халаты, перчатки и можете приступать к раскопкам.
– Так как верхний слой земли уже снят, то работать мы с вами сегодня будем кистями. Обнаруженные предметы (артефакты) аккуратно переносим в исследовательскую лабораторию.
– Не забывайте про технику безопасности.
– Берём кисти и приступаем к работе. Аккуратно, не спеша, чтобы не повредить археологическую находку.
– Ребята, мы поднимаем с вами разные слои эпохи, поэтому нам могут встретиться много разных предметов, будьте внимательны.
– Ребята, посмотрите на свои находки, на что они похожи (черепки глиняной посуды, древние монеты, кости динозавра). Давайте их рассмотрим и рассортируем! А может, уже кто-то догадался, что за находки мы нашли? (Предположения детей.)
– Какой посуде могли принадлежать эти черепки (горшок, ваза, тарелка)?
– А монетами, которые мы с вами нашли, мы пользуемся сейчас? Нет. Это древние монеты.
– А что ещё мы нашли? Правильно, кости древнего животного. Возможно, динозавра.
Чтобы это проверить, нам необходимо соотнести и соединить все найденные нами части. Приступаем!
Работа по сбору динозавра.
– Молодцы ребята! Вы оказались правы! Это динозавр. Динозавры жили на земле много миллионов лет назад. А вы знаете, на какие две группы делились динозавры? (хищники и травоядные). Давайте определим, к какому виду динозавров относится этот динозавр.
– Верно. Это хищник. Почему вы так решили? (У него огромные острые зубы, мощные лапы, когти)
– А как называется этот динозавр? Узнать это нам помогут специальные таблицы археологов. Нам нужно соотнести наш скелет с похожей формой динозавра.
– Ребята, это один из видов хищных динозавров и называется он Тираннозавр.
– А сейчас существуют динозавры?
– А вы знаете, почему они вымерли?
– Ребята, помогли мы с вами археологам? Да.
– А кто знает, где хранятся археологические находки? (ответы)
– Давайте и мы с вами передадим нашу находку в музей, чтобы все могли полюбоваться этим динозавром. В музее созданы все условия для хранения ценных древних предметов.
– Молодцы, юные археологи! У вас всё отлично получилось! Ребята, а может быть кто-нибудь из вас хочет что-то оставить для будущего поколения? У меня есть монеты, которыми мы пользуемся с вами сейчас, давайте их закопаем. Чтобы через много-много лет такие же мальчики и девочки нашли эти предметы.
– А вот теперь можно снять перчатки, фартуки. Нам пора отправляться назад в детский сад. А возвращаться мы с вами будем по той дороге, по которой пришли.
Дети возвращаются назад по дорожкам.
– Ребята, с какой профессией вы сегодня познакомились?
– Чем занимаются археологи?
– Как называются древние находки?
– Где они хранятся?
– Понравилось вам быть археологами? Может быть, кто-нибудь из вас, когда вырастет, тоже станет археологом.
Звучит сигнал.
– Ребята, нам пришло ещё одно видеописьмо, внимание на экран.
– Ребята, вы отлично справились. Этим экспонатом теперь сможет любоваться каждый посетитель музея. А вам за вашу помощь – сувениры от наших сотрудников, которые я передала Анне Анатольевне. До свидания!
Вручение сувениров (маленькие фигурки динозавров).
Ваша корзина пуста