Лявукова Елена Владимировна, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад № 352», г. Екатеринбург, liavy@mail.ru
В статье рассматривается проблема развития коммуникативной компетентности старших дошкольников посредством подвижных игр в ДОУ. Автор раскрывает понятие коммуникативной компетентности, рассматривает особенности развития в старшем дошкольном возрасте, изучает особенности развития коммуникативной компетентности в онтогенезе (на примере старшего дошкольного возраста), рассматривает подвижные игры как средство формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные способности, коммуникативная компетентность, старший дошкольный возраст, подвижные игры.
Первые теории о коммуникативной компетентности базировались лишь на определении сущности данного феномена и сводилась к термину «коммуникация», «коммуникативные способности». В труде Г.С. Васильева имеется такое определение данных способностей: «Коммуникативными способностями является та часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление» [2, с.11]. В системе такого понимания коммуникативных способностей ученый обозначает познавательную способность, экспрессивную способность, интерактивную способность. Первая связана с познанием людей, вторая – с самовыражением человека как личности, третья – с умением воздействовать на людей.
Уже через первичное определение «коммуникативные способности», мы видим, что коммуникативная компетентность – это собирательный феномен способностей, связанный с коммуникативными умениями. Впервые наиболее широкое и полное определение коммуникативной компетентности, было высказано, Е.В. Руденским, где феномен трактовался как «система внутренних ресурсов личности, необходимых для осуществления человеком эффективных коммуникативных действий в широком диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия» [15, с. 54]. Эти ресурсы содержат в себе следующее: познавательные возможности личности по восприятию, оценке и интерпретации ситуаций, планирование человеком его коммуникативных действий в коммуникациях с людьми, правила регуляции коммуникативного поведения и средства его коррекции.
Л.А. Петровская изучала коммуникативную компетентность наравне с понятием «компетентности в общении» и определила ее как: «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми» [12, с. 31]. В структуре коммуникативной компетентности, по ее мнению, вводится совокупность знаний и умений, которые обеспечивают благополучное течение коммуникативных процессов у личности. Под последним понимаются процессы, имеющие роль в общении между людьми.
С точки зрения Куницына В.Н., Погольши В.М. и Казариновой Н.В., коммуникативная компетентность является владением сложными коммуникативными навыками и умениями, формированием адекватных умений в новых социальных структурах, знанием культурных норм и ограничений в общении, знанием обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдением приличий, воспитанностью, ориентацией в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету [9, с. 140].
Коммуникативная компетентность подразумевает готовность и способность выстраивать контакт на различном психологическом расстоянии как отстраненном, так и близком. Гибкость в адекватной смене психологических позиций является одним из важных показателей коммуникативной компетенции [12, с. 57].
Рассмотрев подходы к понятию «коммуникативная компетентность», мы определили, что данный феномен является собирательным, и включает в себя коммуникативные навыки, особенности культуры, ценности, влияющие на способность к коммуникации.
Чтобы изучить, как устроена коммуникативная компетентность у дошкольников, рассмотрим особенности развития в старшем дошкольном возрасте.
Старший дошкольный возраст ограничивается рамками от 5,5 до 7 лет [13, с. 107]. Изучением особенностей развития в старшем дошкольном возрасте занимались Носатов А.А., Волков Б.С., Монтессори М., Кулагина Н.В., Венгер Л.А., Бауер Т., Лейтесс Н.С., Леонтьев А.Н., Выготский Л.С., Эльконин Д.Б.
Согласно взглядам Д.Б. Эльконина, игра является ведущим видом деятельности в период всего дошкольного возраста. Старшие дошкольники переходят от игры в самих себя (то есть детей) к играм во взрослых. Дети более охотно принимают роль воспитателя и с нежеланием играют детские роли. По мнению Д.Б. Эльконина, причина этого явления кроется в том, что центральным мотивом игровой деятельности является роль, а роль ребенка не может реализовать данный мотив [18, с. 39].
Происходит перестройка всех систем организма, обуславливающих взросление. В этом возрасте происходит формирование основ будущей учебной и трудовой деятельности, развиваются зачатки рефлексии, происходит интенсивная перестройка системы самоотношения и взаимодействия с окружающими.
Все психические процессы ребёнка переходят на более высокий уровень развития, закладывая основы для будущего обучения в школе и дальнейшей социализации.
У детей старшего дошкольного возрастного этапа усиливается нужда в коммуникации со сверстниками. От степени сформированности навыков эффективного взаимодействия во многом зависит личный статус дошкольника в структуре межличностных отношений в детском коллективе, его эмоциональное и личностное благополучие. Наличие или отсутствие таких навыков у дошкольников воздействует на единый психологический микроклимат коллектива.
В дошкольном возрасте под коммуникативной компетентностью понимаются адекватные реакции и эмоциональный отклик дошкольников на то, что происходит вокруг них, на появляющиеся ситуации коммуникации, проявление их эмоциональных состояний принятыми в человеческом социуме средствами.
Развитые коммуникативные навыки у дошкольников содержат в себе следующие умения [11, с. 50–54]:
При этом важно, чтобы ребенок не просто хотел общаться с другими детьми, но и знал, как правильно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
О.В. Забровская [5] указывает, что развитость социальной и коммуникативной компетенций дает возможность понимать дошкольникам эмоциональное состояние окружающих, получать необходимую информацию при коммуникациях с кем-либо, успешно вести диалог со взрослыми и сверстниками, принимать участие в групповых делах, уметь выслушать другого человека, а также не ссориться, адекватно вести себя в конфликтных ситуациях.
Исходя из рассмотренного выше, мы понимаем, что на данном возрастном этапе в социальном развитии ребенка играет роль уровень коммуникации и коммуникативной компетентности. На фоне осознания своей социальной позиции в старшем дошкольном возрасте у детей появляется стремление к соответствующим потребностям новой социальной роли, осознания своих обязанностей, осознания себя как субъекта деятельности и субъекта в системе межличностных отношений [15, с. 50–54].
Проблема формирования коммуникативной компетентности в старшем дошкольном возрасте касается вопросов образования. В связи с тем, что в данном возрасте актуализируются задачи социализации ребенка, в ДОУ необходимо проводить развивающую работу по формированию у дошкольников коммуникативных компетенций как компонента социальных компетенций, необходимых для полноценного развития личности.
Подвижные игры, как элемент физического воспитания, являются наиболее эффективным средством всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста. Это обусловлено ведущим видом деятельности, основываясь на трудах Д.Б. Эльконина [18].
В работе Финогеновой Н.В. и Решетова Д.В. указывается, что подвижные игры в качестве практической деятельности помогают детям физически, и одновременно благоприятно влияют на развитие внимания, памяти, мышления [17, c. 41-45].
Автор описывает типы используемых игр для формирования коммуникативной компетенции у старших дошкольников [17, c. 41-45]:
Коган О.Н. отмечает, что «правила подвижных игр закрепляют представления о существующих отношениях в обществе, между людьми, в поведении и реальной жизни [8, c. 3].
Физическое воспитание, обусловленное подвижными играми, влияет на успешность деятельности ребенка, его способность приобретать друзей, и быть активным в познании внешнего мира, то есть коммуникативным по отношению к миру.
Д.В. Решетов указывает на взаимосвязь физического и психического во влиянии подвижных игр на развитие коммуникативной компетенции у старших дошкольников: «дети учатся владеть собой, согласовывать действия с другими игроками, и одновременно совершенствовать двигательные навыки» [14, c. 10].
Подвижные игры в ДОУ представлены в форме физического воспитания: «сочетание физических упражнений и подвижных игр» – пишет Финогенова Н.В. [17, c. 41–45]. Физическое воспитание является формой коллективной работы (командные игры, подвижные игры) – оно направлено на формирование навыков общения.
Еще одной формой реализации подвижных игр выступает прогулка. Далее автор пишет: «В процессе прогулок развивающее воздействие подвижных игр направлено на резервные возможности детей и специфические недостатки в их коммуникативном поведении» [17, c. 41–45].
При этом авторами был реализован педагогический эксперимент, направленный на проверку эффективности развития коммуникативной компетентности старших дошкольников посредством подвижных игр в ДОУ.
Анализ материалов показывает, что по итогам использования комплекса игр дети приобретают устойчивые дружеские отношения со сверстниками, «хотя вначале работы их общение отличалось кратковременностью» [17, c. 41–45].
Таким образом, по результатам теоретического анализа проблемы мы приходим к заключению, что включение подвижных игр с целью развития коммуникативной компетенции у старших дошкольников в ДОУ целесообразно. Игра может быть реализована в разных формах (урок физической культуры, прогулка), однако при этом играя и реализуя активность, дошкольники развивают необходимые физические и коммуникативные навыки.
Ваша корзина пуста