Горелова Марина Александровна – учитель-дефектолог, МАДОУ детский сад «Детство» №185, Свердловская область, г. Нижний Тагил, E-mail: m.gorelova2013@yandex.ru
Ключевые слова: дети с функциональным расстройствами зрения, развитие зрительного восприятия формы, дидактические игры, соотнесение эталона формы с формой объёмных тел и формой предметного изображения.
Большинство отечественных ученых, занимающихся вопросами восприятия, выделяют форму предмета как наиболее информативный признак.
Уровень развития зрительного восприятия формы у детей с ФРЗ оценивается по таким критериям, как:
Значительные трудности у ребят дошкольного возраста вызывают задания на соотнесение эталона формы с формой предметного изображения, а также с формой реального предмета.
Не вызывает сомнения, что в игровой форме любые задачи дошкольного образования, в том числе формирование и закрепление представлений о форме, решаются гораздо эффективнее.
Для того чтобы разнообразить занятия, чтобы материал усваивался детьми легче и результат от работы приносил удовольствие и детям, и педагогу, был разработан комплект карт для игры «Один лишний».
Вариантов карт, используемых в игре, может быть множество. Здесь нужно учитывать возраст детей, их индивидуальные особенности, ну и, конечно, цели, стоящие перед тифлопедагогом.
Наш комплект карт включает следующие изображения:
1. Парные изображения плоских геометрических фигур (одинаковые треугольники, круги, прямоугольники и т.д.).
Более сложный вариант игры, когда используются фигуры, например, с разными длинами сторон, или расположенные по-разному (два разных треугольника, две трапеции, одна из которых перевёрнута).
2. Цветные и контурные изображения геометрических фигур (или изображения чёрного цвета).
Варианты игры «Найди тень», «Найди контур».
3. Изображения предметов быта и геометрических фигур (круг – тарелка, пирамида – палатка).
4. Изображения двух предметов одной формы (тарелка – пуговица).
Все карты, используемые в игре, должны быть парными, кроме одной.
Оборотная сторона карт не имеет определённого рисунка, чтобы не отвлекать внимание детей.
Правила игры «Один лишний» достаточно просты, что позволяет играть в неё детям даже средней группы.
Карты поровну раздаются всем игрокам. Все полученные парные карты называются игроками («У меня два круга») и откладываются в сторону. Далее приступают к обмену. Игру начинает тот, кто сидит слева от игрока с большим количеством карт. Каждый по очереди вытягивает карту у соседнего игрока, называет её и, если картинки совпадают, карточная пара выходит из игры. Проигрывает тот, у кого осталась непарная, «лишняя» карта.
В процессе игры малыши закрепляют знания о плоских, объёмных геометрических фигурах, учатся соотносить эталон формы предмета и форму изображения, расширяют представления об окружающем мире. Параллельно идет развитие зрительного внимания, мышления, памяти, самоконтроля.
Эти же карты можно использовать при игре в «Меморину».
Важным моментом является и то, что дети учатся проигрывать и воспринимать проигрыш не как поражение, а как необходимость заниматься с усердием, чтобы восполнить пробелы в своих знаниях.
Ещё одна игра, которая с успехом используется на коррекционно-развивающих занятиях, это игра с использованием резиночек.
Нижний ряд – изображение объемных геометрических фигур, выше – изображение различных предметов.
Ребёнку необходимо резинками соединить все предметы, имеющие форму той или иной объёмной фигуры (тела).
Ещё одной достаточно сложной, но и интересной игрой стала «Геометрическая пирамида».
Помимо закрепления понятий о геометрических фигурах, эта игра способствует развитию навыков использования периферического зрения.
Геометрическая пирамида состоит из двух равномерно расходящихся сверху вниз рядов геометрических фигур, расположенных случайным образом и ряда геометрических фигур, расположенных посередине.
Фиксируя взгляд на фигурах среднего ряда, ребёнок должен распознать геометрические фигуры, расположенные в расходящихся рядах и соединить их между собой фломастером.
1. Ермаков Е.П. Что и как видят дети от рождения до 10 лет с сохранным и нарушенным зрением. Диагностика, развитие и тренировка зрения. – М., 2017
Ваша корзина пуста