ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

М.А. Горелова. Игры для развития зрительного восприятия формы у детей с функциональными расстройствами зрения дошкольного возраста

Полный текст

Горелова Марина Александровна – учитель-дефектолог, МАДОУ детский сад «Детство» №185, Свердловская область, г. Нижний Тагил, E-mail: m.gorelova2013@yandex.ru

Ключевые слова: дети с функциональным расстройствами зрения, развитие зрительного восприятия формы, дидактические игры, соотнесение эталона формы с формой объёмных тел и формой предметного изображения.

Большинство отечественных ученых, занимающихся вопросами восприятия, выделяют форму предмета как наиболее информативный признак.

Уровень развития зрительного восприятия формы у детей с ФРЗ оценивается по таким критериям, как:

  • различение и называние геометрических фигур;
  • соотнесение эталона формы с формой объёмных тел и предметов;
  • соотнесение эталона формы с формой предметного изображения;
  • группировка по форме (различение близких форм).

Значительные трудности у ребят дошкольного возраста вызывают задания на соотнесение эталона формы с формой предметного изображения, а также с формой реального предмета.

Не вызывает сомнения, что в игровой форме любые задачи дошкольного образования, в том числе формирование и закрепление представлений о форме, решаются гораздо эффективнее.

Для того чтобы разнообразить занятия, чтобы материал усваивался детьми легче и результат от работы приносил удовольствие и детям, и педагогу, был разработан комплект карт для игры «Один лишний».

Вариантов карт, используемых в игре, может быть множество. Здесь нужно учитывать возраст детей, их индивидуальные особенности, ну и, конечно, цели, стоящие перед тифлопедагогом.

Наш комплект карт включает следующие изображения:

1. Парные изображения плоских геометрических фигур (одинаковые треугольники, круги, прямоугольники и т.д.).

Более сложный вариант игры, когда используются фигуры, например, с разными длинами сторон, или расположенные по-разному (два разных треугольника, две трапеции, одна из которых перевёрнута).

2. Цветные и контурные изображения геометрических фигур (или изображения чёрного цвета).

Варианты игры «Найди тень», «Найди контур».

3. Изображения предметов быта и геометрических фигур (круг – тарелка, пирамида – палатка).

4. Изображения двух предметов одной формы (тарелка – пуговица).

Все карты, используемые в игре, должны быть парными, кроме одной.

Оборотная сторона карт не имеет определённого рисунка, чтобы не отвлекать внимание детей.

Правила игры «Один лишний» достаточно просты, что позволяет играть в неё детям даже средней группы.

Правила игры

Карты поровну раздаются всем игрокам. Все полученные парные карты называются игроками («У меня два круга») и откладываются в сторону. Далее приступают к обмену. Игру начинает тот, кто сидит слева от игрока с большим количеством карт. Каждый по очереди вытягивает карту у соседнего игрока, называет её и, если картинки совпадают, карточная пара выходит из игры. Проигрывает тот, у кого осталась непарная, «лишняя» карта.

В процессе игры малыши закрепляют знания о плоских, объёмных геометрических фигурах, учатся соотносить эталон формы предмета и форму изображения, расширяют представления об окружающем мире. Параллельно идет развитие зрительного внимания, мышления, памяти, самоконтроля.

Эти же карты можно использовать при игре в «Меморину».

Важным моментом является и то, что дети учатся проигрывать и воспринимать проигрыш не как поражение, а как необходимость заниматься с усердием, чтобы восполнить пробелы в своих знаниях.

Ещё одна игра, которая с успехом используется на коррекционно-развивающих занятиях, это игра с использованием резиночек.

Нижний ряд – изображение объемных геометрических фигур, выше – изображение различных предметов.

Ребёнку необходимо резинками соединить все предметы, имеющие форму той или иной объёмной фигуры (тела).

Ещё одной достаточно сложной, но и интересной игрой стала «Геометрическая пирамида».

Помимо закрепления понятий о геометрических фигурах, эта игра способствует развитию навыков использования периферического зрения.

Геометрическая пирамида состоит из двух равномерно расходящихся сверху вниз рядов геометрических фигур, расположенных случайным образом и ряда геометрических фигур, расположенных посередине.

Фиксируя взгляд на фигурах среднего ряда, ребёнок должен распознать геометрические фигуры, расположенные в расходящихся рядах и соединить их между собой фломастером.

Литература

1. Ермаков Е.П. Что и как видят дети от рождения до 10 лет с сохранным и нарушенным зрением. Диагностика, развитие и тренировка зрения. – М., 2017

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.