ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Марачёва Н.П., Соколова С. Н. Проектная и исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Полный текст

Марачёва Наталья Павловна, Соколова Светлана Николаевна, методисты Краснояружского ММЦ ОГАОУ ДПО «БелИРО», п. Красная Яруга, Белгородская область

В статье подчеркивается значимость проектной и исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Рассматривается понятие и характеристика разных видов проектов. Значительное внимание уделяется развитию возможностей полноценного взаимодействия с окружающим миром в зависимости от возрастных особенностей детей.

Ключевые слова: проектная, исследовательская деятельность, взаимодействие, развитие.

 

Интерес к проектной и исследовательской деятельности объясняется введением ФГОС ДО в основе которого лежит интеграция образовательных областей, комбинирование разных видов детской деятельности и форм работы с детьми, решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности дошкольников, активное взаимодействие с семьями воспитанников.

В настоящее время педагогический или образовательный процесс рассматривается как система, в рамках которой осуществляется взаимодействие всех ее компонентов. Широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей открываются при организации проектно-исследовательской деятельности.

Сегодня воспитатели должны осознать, что проектная и исследовательская деятельность детей – неотъемлемая часть образования, отдельная система работы. Реализация проектно-исследовательского метода наиболее характерна для детей школьного возраста, но и дошкольники могут эффективно ее осуществлять, потому что их психологические особенности дают к этому все предпосылки:

  • стремление к исследованию, познанию на основе ощущений;
  • стремление к самостоятельной деятельности, независимо от взрослых;
  • интерес к той информации, которую можно применять практически;
  • стремление к разнообразию видов деятельности.

Основой данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. 

Проектная и исследовательская деятельность включают в себя элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности, воплощают новые знания в реальные продукты. Проектная деятельность воспитанников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. А самый мощный импульс в развитии ребенка – творчество. Задача воспитателя – развивать творческие силы в маленьком человеке, тем более что всем людям присуще стремление к творчеству.

А.С. Макаренко подчеркивал, что развитие творческих возможностей личности – это всегда трудно, так как творчество связано с напряжением всех сил человека, с преодолением лености мысли, с проявлением самостоятельности, с поиском нового.

Организация проектной и исследовательской деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях требует грамотного обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических и кадрового обеспечения. Эти задачи могут быть решены в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов-единомышленников во главе с организатором учебно-воспитательного процесса.

Давайте чётко определим, чем исследование отличается от проекта.

Исследование, научное или учебное, это всегда получение нового знания. И ценность исследования именно в получении нового знания. Учебное исследование имеет целью приобретение навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Результатом работы над проектом является продукт, презентация которого проводится на завершающем этапе. 

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. 

Обратите внимание, в ходе исследования открываются, получаются знания. В ходе реализации проекта создается объект с заданными качествами.

В практике современных дошкольных учреждений находят реализацию следующие виды проектов:

  • исследовательско-творческие, в ходе которых дети экспериментируют, а затем оформляют свои результаты в виде газет, детского дизайна;
  • ролево-игровые с элементами творческих игр, в ходе которых дети входят в образ персонажей художественных произведений и решают поставленные проблемы со своей точки зрения; 
  • информационно-практико-ориентированные, в ходе которых дети производят сбор информации и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи); 
  • творческие, в которых оформление результата представляется в виде детского праздника, детского дизайна.

Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». У детей появляется возможность внести свой вклад в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе. Коллективный характер всех этапов работы над проектом, позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. 

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызывать к ней интерес и вовлекать детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой. Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?» На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер. 

Тема должна увлекать ребенка, должна быть интересна для него. Педагогу необходимо помочь ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную задачу на определённый отрезок времени. Сама проблема проекта должна лежать в области познавательных интересов детей, поскольку только в этом случае будет обеспечена их мотивация и включение в самостоятельную работу. В процесс реализации проекта целесообразно включать экскурсии, наблюдения, социальные акции, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию.

У дошкольников еще нет достаточных навыков работы с информацией, поэтому и педагог, и родители должны оказывать ему помощь на этапе сбора и анализа информации. Если сбор материалов организован правильно, для ребенка это будет веселым и приятным занятием. Но ещё сложнее для ребенка решить, что делать с полученной информацией: как следует ее анализировать, обобщать и в каком виде следует ее представлять. Для ребенка старшего дошкольного возраста важен результат его деятельности, поэтому этап защиты проекта пропускать нельзя. Без защиты проект не будет завершенным. Защита как финальный этап проектно-исследовательской деятельности является главным этапом обучения.

Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности.

Список литературы

  1. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие. – Волгоград: Учитель, 2011. – 302 с.
  2. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. – М.: Владос-Пресс, 2003. – С. 140.
  3. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 80–84.
  4. Кузнецова А.А., Матвеева И.В. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие. – Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. – 40 с.
  5. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – М.: СФЕРА, 2008. – 128 с.
  6. Педагогическое проектирование – ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. – Красноярск: КИМЦ, 2010. – 78 с.
  7. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. – СПб.: Детство-пресс, 2011. – 80 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.