ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Минаенко М.И. Оптимизация логопедической работы по формированию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией средствами интерактивных игр

№10 2023 Минаенко М.И. Оптимизация логопедической работы по формированию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией средствами интерактивных игр
Полный текст

Минаенко Мария Игоревна, учитель-дефектолог, МБДОУ «Детский сад №47», г. Новочеркасск, студентка 1 курса магистратуры, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, arutunova.maria369@mail.ru

Речь – это сложная система, которая состоит из различных языковых единиц. Просодика – неотъемлемая часть красивой и грамотной речи, она является одной из важных составляющих речевой системы. Выраженные просодические нарушения были выявлены у детей с дизартрией, для того чтобы коррекционная работа была более продуктивной и смогла заинтересовать ребенка, педагогу нужно не только грамотно подобрать материал, но и увлечь ребенка занятиями. Именно интерактивные игры помогут детям и педагогам по-новому посмотреть на логопедические занятия.

Ключевые слова: логопедия, интерактивные игры, дизартрия, просодика, дошкольный возраст.

В дошкольных образовательных учреждениях дизартрия является самым распространенным нарушением. На разборчивость, внятность и мелодичность речи влияет не только речевое дыхание, правильная артикуляция и голосообразование, но и просодическая сторона речи.

В наше время логопеды используют нетрадиционные методы коррекции речи, такие как интерактивные игры, которые не только способствуют развитию речи, мышления и коммуникации, но и позволяют педагогу заинтересовать и замотивировать ребенка. Разнообразие интерактивных игры помогут детям с дизартрией интереснее и легче преодолеть те или иные нарушения. Благодаря играм дети не только познакомятся с компьютерными и инновационными технологиями, но и закрепят речевой материал, так как на сегодняшний день интерактивных игр становится всё больше. На одну речевую тему приходятся несколько десятков интерактивных игр, по-разному сконструированных, это позволяет ребенку применять сформированные навыки речи в различных игровых ситуациях. Это позволит педагогу закрепить речевой материал, а ребенку использовать его в речевой среде.

При внедрении интерактивных игр в общеобразовательный процесс нужно учитывать:

  • количество времени препровождения за компьютером;
  • возникновение ранней компьютерной зависимости;
  • техническое оснащение детских садов;
  • профессиональная компетенция педагога (умение пользоваться современной техникой и создавать собственные интерактивные игры).

Изучению использования инновационных технологий в обучении детей с ОВЗ уделялось особое внимание в исследованиях О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой, Н.Д. Шматко, З.А. Репиной

На данный момент есть готовые программы для развития речи, например: «Звуковой анализ слов», «Игры для Тигры», «Видимая речь».

«Игры для Тигры» не требуют специального обучения, в них есть подсказки для педагога. Для ребенка нет никаких трудностей при использовании данных программ, ведь занятие не должно перерастать в изучение работы компьютерных устройств.

В данной программе есть блок «Просодика», упражнения в ней направлены на коррекцию:

  • силы и длительности речевого вдоха и выдоха;
  • регулирования громкости голоса;
  • темпо-ритмической стороны речи;
  • интонационной выразительности;
  • четкости и разборчивости.

Используя инновационные технологии, можно разнообразить логопедические занятия, тем самым выполнить сразу несколько задач, которые не только облегчат работу педагога в поиске методических заданий, делая их увлекательными для ребенка, но и коррекционную, важную часть для логопеда. Тем самым, используя интерактивные игры, можно показать родителям, что игры за компьютером несут не только развлекательный, но и обучающий характер. Заинтересовав родителей, можно с легкостью давать им интерактивные игры на дом, родителю не составит сложности уговорить ребенка заниматься, ведь инновационные технологии привлекают детей любого возраста.

Список 

  1. Арсеньева М.В. Использование инновационных компьютерных технологий в логопедической работе с детьми // Специальное образование: традиции и инновации: Сборник научно-методических трудов с международным участием / Отв. ред. И.В. Прищепова. – СПб.: Изд-во Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2011. – С. 230–233.
  2. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М.: Астрель, 2005. – 48 с.
  3. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
  4. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. – 2000. – №1. – С. 24–26.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).