ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Митрюхина Л.С. Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе познавательных действий экспериментального характера

Полный текст

Митрюхина Людмила Сергеевна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №43», пос. Вольгинский, Владимирская область

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Познавательно-исследовательская деятельность. Задачи программы:

  • Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни.
  • Стимулировать любознательность.
  • Включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

Игры с водой. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, игры с водой помогают развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувственный опыт малышей; обеспечивать содержательное общение с взрослым, устанавливать социальные контакты со сверстниками.

Очень важно до начала занятий детей познакомить с правилами поведения во время игр с водой, песком и крупой:

  • нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок (крупу) на пол;
  • нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок (крупу);
  • после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

Для организации «Водного царства» важно учесть:

Во-первых, необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей во время игр с водой.

Во-вторых:

  • Вода должна быть теплой и кипяченой (не вызывающей «тактильного дискомфорта» у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).
  • Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7–10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, чашечки и другие предметы, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия.
  • Хорошо иметь для детей клеенчатые передники, фартучки, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки или салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.
  • Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, полках. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.

Упражнение «Хлопаем ладошками по воде»

Цель: обучение детей действиям по показу.

Задачи:

  • Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.
  • Вызывать чувство радости и интереса.

Ход занятия. Воспитатель показывает, как можно хлопать по воде ладошками и просит повторить.

Чем больше в жизни ребёнка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.

«Игры с губками»

Цель: создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.

Задачи:

  • Познакомить со свойствами губки.
  • Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.
  • Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитатель показывает, как губка впитывает воду. Учит отжимать воду, а потом просит помочь детей, убрать её со стола помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.

Упражнение «Набираем воду»

Переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой и т.д.) и способами (губкой, воронкой); учить набирать воду в емкости.

 Упражнение «Игры с шариками»

Цель: создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.

Задачи:

  • Познакомить со свойствами предметов: тонет – не тонет
  • Вызвать чувство радости и удивления.
  • Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Игра с трубочками

Цель: наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.

Задачи: развивать дыхательный аппарат.

Ход занятия. В стаканчик с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.

Игры с цветным песком

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета.

Задачи:

  • Поднимать эмоциональное настроение у детей.
  • Учить детей насыпать песочек в формочки.

Ход занятия. Показать детям, как можно насыпать песочек в формочки. Побуждать их самих, так делать, лепить из песка. Песок можно пересыпать с ладошки на ладошку.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка.

Список литературы

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
  2. Кузнецова А.К. Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет.
  3. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование».
  4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.
  5. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.