ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Н.А.Осипова. Популяризация прыжков через скакалку в условиях реализации проектной деятельности в детском саду

Полный текст

В материале рассматривается опыт систематической практико-ориенированной работы по вопросам популяризации прыжков через скакалку для детей 5–7 лет в условиях проектной деятельности. В результате, к концу дошкольного детства у ребят будут сформированы целевые ориентиры: успешность, жизнерадостность, инициативность, целеустремленность, хорошее владение своими движениями, интерес к спортивным и физическим упражнениям.

Ключевые слова: детский сад, прыжки через скакалку, физическая культура, скиппинг, движение. 

Актуальность
Одним из эффективных средств развития двигательно-координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста являются прыжки через скакалку. Этот вид двигательной активности представляют собой циклическое движение, в котором повторяется определенный цикл, состоящий из следующих друг за другом действий ребёнка. Многократность выполнения прыжков через скакалку прекрасно развивает сердечно-сосудистую и дыхательную системы, мышцы всего тела и особенно ног, а также ловкость и координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма, влияет на укрепление связок.
Как отмечают Е.Н. Вавилова (1983), Ж.К. Хо­лодов, B.C. Кузнецов (2003), прыжки находят широкое применение в двигательной деятельности человека. Упражнения в прыжках укрепляют костно-мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений.
В программе детского сада предусмотрены нормативы выполнения определенных видов прыжков, соблюдаются требования к технике выполнения прыжков, постепенно вводятся разные виды прыжков и упражнений с ними. Однако, вопросам использования прыжков через скакалку в основной образовательной программе дошкольной организации уделяется недостаточно времени. На физкультурных занятиях упор делается на общеразвивающие упражнения с использованием скакалки, коллективные подвижные игры, такие как «удочка», «упряжки», «перебежки». Для тренировочных упражнений или для проведения соревновательных мероприятий времени не предусмотрено. Согласно наблюдениям за организацией двигательной активности детей 5-7 лет, а так же в результате проведенных тестовых испытаний, сформированы следующие данные: у 67 % детей старшего дошкольного возраста отсутствует наличие персонального тренажера (скакалки); 21 % проявляют интерес к прыжкам через скакалку, и лишь малая часть – до 12 % дошкольников прыгают на скакалке достаточно уверенно.
Проблема практического применения скакалки у старших дошкольников в условиях Крайнего Севера достаточно актуальна и представляет научный и практический интерес. Использовать скакалку по прямому назначению в детских садах на территории Крайнего Севера не всегда получается. Затяжная зима, короткое, зачастую дождливое лето, небольшие пространства дошкольных учреждений, повышенная занятость педагогов образовательным процессом, неумение рационально использовать пространство детского сада, пассивность родителей, а зачастую, просто отсутствие желания у взрослых заниматься этим видом двигательной активности с детьми.
Между тем, прыгать через скакалку просто и не нужно специального обучения; скакалка доступна – её можно купить в любом спортивном магазине или в магазине детских товаров по доступной цене. Скакалка компактнее любого другого тренажера, а по эффективности – превосходит многие из них. И, наконец, устроить тренировку или просто прыжки через скакалку можно почти везде: в спальне, в вестибюле, в приемной комнате детского сада. Нужно всего лишь усвоить элементарные правила безопасной игры.
В связи с вышесказанным, возникла необходимость осуществления систематической практико-ориенированной работы с детьми, осведомления педагогов, просвещения родителей по вопросам популяризации прыжков через скакалку. Реализация педагогического проекта «Крутятся скакалки» будет способствовать выбору правильных подходов к организации и подбору содержания двигательной активности с использованием скакалки для детей 5–7 лет, создаст условия для проявления личных предпочтений в определенном виде деятельности, что повлечет развитие индивидуальности, лидерских проявлений и спортивной одаренности (высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные, выносливость). При систематическом обучении девочки и мальчики 5–7 лет овладеют навыками выполнения разнообразных видов прыжков через вращающуюся вперед-назад короткую и длинную скакалки.

Направление проекта: физкуль­турно-
спортивное.
Руководитель проекта: инструктор по физической культуре.
Участники: дети 5–7 лет, их родители
(законные представители) и воспитатели.
Новизна опыта – реализация системно-деятельностного подхода в образовании детей 5–7 лет, путем осуществления системы мероприятий физкультурно-спортивной направленности, популяризируя прыжки через скакалку.

Цель – обогащение двигательного опыта, расширение объема знаний, формирование личностных качеств и выявление индивидуальных достижений детей 5–7 лет в физкультурно-спортивной деятельности посредством использования скакалки.

Задачи:
1. Повышение работоспособности и укрепление детского организма.
2. Развитие двигательно-координационных способностей с использованием спортивного тренажера – скакалки.
3. Формирование у детей 5–7 лет интереса к занятиям физической культурой путем популяризации прыжков через скакалку.
Содержание работы
Реализация проекта предусматривает эффективные формы и средства реализации проекта. Предполагается проведение аналитических, информационных, практико-ориентированных мероприятий с соблюдением принципов дошкольного образования, что обеспечит реализацию требований ФГОС ДО (пункт 1.4). Грамотное решение задач, поставленных в проекте, обеспечит соблюдение ключевых принципов физического развития:

Использование медико-профилактических, физкультурно-оздоровительных, валеологических, здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий, осуществит комплексный подход к охране и укреплению здоровья детей, улучшит физическое развитие детей, позволит сформировать валеологиче­ские знания детей и взрослых, что обеспечит практическую ценность опыта.

Сделать процесс полезным, интересным и увлекательным, повысить мотивацию детей к мероприятиям, включающим использование такого тренажера, как скакалка, позволят умело подобранные методы и приемы.

Словесные методы (объяснение, пояснение, указания, команды, распоряжения, сигналы, вопросы, беседа, словесная инструкция) помогут детям осмысленно поставить двигательную задачу, освоить технику выполнения прыжков через скакалку.

Наглядно-слуховые методы и приемы (показ, использование наглядности и зрительные ориентиры), а также тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь взрослого) создадут зрительное, мышечное представление о движении.

Практические методы (повторение упражнений без изменения или с изменениями, проведение упражнений в соревновательной или игровой форме). позволят закрепить на практике разные способы выполнения прыжков через скакалку, создать мышечные представления о движении.

Правильно продуманные материально-технические условия, обеспечат наличие следующих составляющих: физкультурный зал; спортивный инвентарь: скакалки короткие (30 шт.), длинная скакалка (2 шт.), канат, веревка; информационный контент: алгоритмы и схемы прыжков через скакалку, ИКТ.

План реализации педагогического проекта «Крутятся скакалки» предусматривает основные этапы работы: подготовительный, практический, итоговый (приложение).

Первый этап – подготовительный, предполагает постановку проблемы, определяет цели и задачи предстоящего проекта. На этом этапе наблюдается активное сотрудничество инструктора по физической культуре с воспитателями и родителями (законными представителями) по вопросам проведения диагностических мероприятий, просветительской деятельности и информированности детей и воспитывающих взрослых, с целью выяснения проблематики и понимание перспектив проекта. Задача воспитателей и родителей (законных представителей) заключается в формировании багажа знаний, создании необходимых эффективных условий для последующей возможности использования скакалки в повседневной жизни.

Второй этап – практический (осуществление практико-ориентированной деятельности) предусматривает мероприятия с использованием скакалки: физкультурные занятия, тренировки, самостоятельные игры детей и т.д. На физкультурных занятиях осваивается техника выполнения прыжков через скакалку, обсуждаются основные правила безопасной игры с использованием скакалок, осваиваются способы прыжков и варианты игр, в самостоятельной игровой деятельности происходит совершенствование двигательно-координационных способностей. Основная задача инструктора по физической культуре заключается в передаче необходимых знаний при освоении правильной техники прыжков через скакалку, способах и интересных вариантов заданий и упражнений с короткой и длинной скакалкой. Учитывая специфику развития контингента воспитанников дошкольного возраста, техника выполнения ребенком какого-либо движения примерна и вариативна, поэтому не является самоцелью педагога. Тем не менее взрослым необходимо отчетливо представлять основу техники и ее детали, уметь грамотно показать движение, помочь воспитанникам освоить рациональный способ выполнения, оценить движения каждого ребенка, понять причины ошибок и принять правильное решение.

На этом этапе возникают новые форматы событий в условиях детского сада: игровая программа «Удиви друзей!», «А вам слабо?», «Лучше всех!», познавательно-игровая программа «Что мы знаем о скакалке?», конкурс чтецов «Скакалочка-игралочка» и др. Такие мероприятия могут быть как событиями институционального уровня, так и «событием дня» внутри определенной группы. Эти моменты могут организовываться спонтанно, не требуя определенной подготовки, плана, сценария. В таких случаях успех может почувствовать любой ребенок.

Организация и проведение мероприятий соревновательной направленности будет способствовать выявлению индивидуальных достижений и личностных результатов детей в области физической культуры. Учитывая гендерные признаки, при фиксировании и сравнении результатов, важно предусмотреть призовые места для девочек и для мальчиков. Целесообразно предусмотреть разные уровни проведения соревнований: 1 уровень – уровень дошкольной группы; 2 уровень – уровень детского сада (институциональный); 3 уровень – уровень города (муниципальный). По итогам соревновательного отбора, предполагается участие лучших спортсменов в спортивных соревнованиях, включающих прыжки через короткую скакалку на более высоких уровнях сложности (муниципальный уровень). Реализация мероприятий такого уровня возможна в условиях открытого взаимодействия между дошкольными учреждениями города, в рамках социального партнерства, например, городские спортивные соревнования, включающие конкретный вид спорта «прыжки через скакалку» (очный режим участия).

В результате у детей будет наблюдаться личная заинтересованность в физическом совершенствовании, в активном желании использовать скакалку не только для прыжков, подвижных игр, но и для самостоятельных тренировок с последующим достижением поставленных личных целей.

Третий этап – итоговый (анализ, обобщение и подведение итогов реализации проекта с последующей трансляцией опыта на разных уровнях сложности: институциональный (родительские собрания, педагогические совещания), муниципальный (городское методическое объединение, сайт дошкольной организации), всероссийский и международный (персональный сайт, конкурсы профессионального мастерства, публикации и др.). Обобщение опыта и подведение итогов может происходить по удобным схемам: самоанализ, презентация, фотоотчет, газета и т.д.

При подведении итогов учитываются не только положительные моменты, но и обращается внимание на возникшие трудности, чтобы спроектировать перспективы работы, так как прыжки через скакалку будут актуальны в дошкольном детстве всегда.

Проект имеет практическую и теоретическую значимость, потому что сформированный комплект разработок, представляет собой банк методических материалов, которые будут интересны инструкторам по физической культуре, воспитателям и родителям.

Продукты деятельности:

1. Методический инструментарий по определению физической подготовленности при выполнении прыжков через скакалку для детей 5-7 лет.

2. Методические рекомендации на темы: «Формируем навыки прыжков через скакалку»; «Выбираем скакалку правильно».

3. Перечень игр и упражнений для картотеки.

4. Локальные документы для проведения спортивных соревнований (положение).

Выводы

1. Более 95% детей 5–7 лет имеют персональную скакалку.

2. По результатам педагогической диагностики, более 90% воспитанников старшего дошкольного возраста демонстрируют высокий уровень физической подготовленности.

3. Более 80% воспитанников демонстрируют творчество, активность, инициативность и желание использовать необходимый запас движений со скакалкой в самостоятельной двигательной деятельности.

4. По итогам анкетирования было определено, что более 98% родителей подтверждают удовлетворённость образовательным процессом.

Информация о ходе реализации проекта представлена в сети Интернет (приложение Instagram):

Анализируя вышесказанное, следует, что участие в проекте детей и взрослых не только объединяет их, но и способствует проявлению активности, самостоятельности и инициативности у всех участников процесса; среди детского коллектива проявляются лидеры в прыжках через скакалку, демонстрирующие задатки спортивной одаренности.

Надо заметить, что сформированные у детей к 7 годам физические и личностные качества, обеспечат успешную подготовку к обучению в школе и будут являться основой успешности в области физической культуры на этапе завершения дошкольного детства.

Список источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года №1155 (ФГОС ДО).

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МАДОУ ДС «Загадка» (приказ № 101 от 30.08.2019 г.).

3. Годовой план МАДОУ «ДС «Загадка» на 2019-2020 учебный год (приказ № 101 от 30.08.2019 г.).

4. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – М., 1983.

5. Виноградова И.А., Панкова Е.П. Обра­зовательные проекты в детском саду. – М.: Айрис-Пресс, 2008.

6. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2019.

7. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб., 2003.

8. Теория и методика физической культуры дошкольников. Учеб. пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры и факультетов физической культуры педагогических вузов / Под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.