ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

О.А. Шиян. Про познавательное развитие дошкольников: какие книжки читать

№02 2020 О.А. Шиян. Про познавательное развитие дошкольников: какие книжки читать
Полный текст

Познавательное развитие – это трудная тема именно из-за кажущейся понятности и кажущейся привычности.

Когда несколько лет назад особенно активно стали говорить о необходимости изменений в дошкольном образовании, на первый план, ровно в соответствии с «пирамидой Маслоу», вышли задачи создания условий для чувств защищенности и безопасности, любви и уважения. Во-первых, потому что именно эти условия явно «проседают» в группах, где в течение дня у детей нет возможности побыть одному, действовать по своему замыслу, долго играть т.д. А во-вторых, принято считать, что уж с познавательным-то развитием все ок, вон сколько времени дети проводят на занятиях!

Но на самом деле сама идея РАЗВИТИЯ, несводимого к обучению, сложна.

Да, со студенческой скамьи все знают фразу о том, что «обучение ведет за собой развитие» и знают, что «Выготский победил Пиаже». Но дело в том, что Лев Семенович был как раз согласен с Пиаже в том, что развитие – это удивительный самостоятельный феномен, и идея ЛСВ про обучение, влияющее на развитие , основывается именно на этом, только он двигается дальше, делает следующий шаг – к развивающему обучению.

Однако в силу всяких обстоятельств концепция и эксперименты Пиаже остаются неизвестными большинству педагогов, но поэтому и идеи ЛСВ понимаются поверхностно! Потому что если в формуле «обучение ведет за собой развитие» само «развитие» остается белым пятном, то и идеи Выготского сводятся к чистому бихевиоризму: будто главное – учить ребенка, а развитие само собой в ответ произойдет.

 

И если мы посмотрим на события последних лет, то увидим, что в отношении познавательной сферы очень часто весь разговор сводится к тому, как много дети узнали, к расширению их кругозора – вот они про Африку знают, а вот – про микробов.

 

Да, эрудиция имеет некоторое отношение к интеллектуальному развитию, но не прямое: «многознание уму не научает» (с).

Еще один момент мы обнаружили в прошлогодних исследованиях: совершенно белым пятном является воображение (как ни странно!) – то есть за него воспитатели часто принимают просто представления детей, а задачи на развитие воображения ставятся редко (а это важнейший для дошкольного возраста познавательный процесс!).

И поэтому именно сейчас и именно с самыми продвинутыми (то есть с теми, для кого ценности уважения к ребенку, его замысла и самостоятельности уже очевидны) важно обсуждать познавательное развитие. Про то, как ставить задачу, как вести проблематизирующий диалог, как создавать задачи на восприятие, мышление и воображение, чем они отличаются.

Потому что уважение к ребенку как раз и выражается в том, как взрослый задает ему вопрос, позволяет ли этот вопрос подумать или нет.

Магистранты к зачету по курсу «Когнитивное развитие дошкольников» написали рецензии на разные интересные книжки, а рецензии получились такими увлекательными, что я решила собрать их в один пост.

Про книгу В.В. Брофман «Архитектурная школа папы Карло», Luci Urs:

https://www.facebook.com/luci.urs.9/posts/962466977471488

Про книгу М. Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», Юлия Костина:

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=556722244886788&set=a.233063090586040&type=3&theater

Про книгу А. Звонкина «Домашняя школа для дошкольников», Елена Ралюк:

https://www.facebook.com/100014508187410/videos/728449490981984/

и Наталья Лапардина:

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=604879353389643&id=100016027507299&hc_location=ufi

Про книги О.М.Дьяченко про воображение дошкольников, Инна Мирошникова (Inna Miroshnikova):

https://www.facebook.com/inna.miroshnikova.56/posts/2507632829285237

О книге Маргарет Дональдсон «Мысли­тельная деятельность детей», Татьяна Кривцова:

https://www.facebook.com/krivcova.tv/posts/1237242069816353

Продолжение следует!

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.