Общество на фоне эпидемии коронавируса COVID-19 сегодня оказывается в ситуации необходимости адаптации к новым условиям жизни, которые часто связаны с ограничением в привычных действиях, удовольствиях, даже обязательствах. Этот факт не может не сказываться на психологическом восприятии происходящего, рассказал декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко.
«Наш оптимальный уровень тревоги, который позволяет нам оставаться в тонусе, превращается в тревожность, порождает страх и приводит к панике. Причина такой паники как сейчас кроется в страхе неизвестности и невозможности контролировать то, что раньше всегда было в наших силах. Поэтому помимо заботы о физическом здоровье и соблюдении профилактики заражения коронавирусом крайне важно сейчас позаботиться о сохранении психического здоровья и психологического благополучия», — пояснил академик.
По словам психолога, все должны помнить, что вынужденные ограничения, изоляция и другие меры предосторожности временны — обязательно наступит момент, когда люди вернутся к привычной жизни и продолжат свое личностное и профессиональное развитие.
«В связи с этим важно уже сейчас распланировать свой график так, чтобы выход из «кризиса», в котором мы находимся, не был еще более болезненным, чем его начало. Поэтому в первую очередь нам надо научиться рефлексии и критичности, которые помогут нам самоорганизоваться и не впасть в депрессию после недолгой эйфории от свободного графика жизни дома. Мы должны быть готовы к тому, что наше настроение может меняться, оно начинает зависеть от условий нашего функционирования. Если раньше наш график жизни на работе сменялся отдыхом дома, то теперь мы оказываемся в ситуации, когда только мы сами можем зонировать как свое помещение для различных видов деятельности, так и свои эмоции», — подчеркнул профессор.
Он указал, что сила воли и внутренняя мотивации сохранить себя и свою работоспособность позволит не впасть в депрессию и не поддаться панике и агрессии. Также, Зинченко напомнил о необходимости сохранения благополучных внутрисемейных отношений с детьми, супругами и родителями.
«Одно дело мы все встречаемся дома за семейным ужином, делимся впечатлениями прошедшего дня, а другое дело, когда мы оказываемся в замкнутом пространстве все вместе, при этом у каждого из нас организуется свой график жизни, который может не совпадать с графиком других членов нашей семьи. Мы должны помнить, что личное пространство должно быть у каждого, независимо от того, в каких условиях мы оказались. И здесь необходимо заняться не только самоорганизацией, но и помочь самоорганизоваться близким, учитывая их интересы и права. Поэтому пандемия и изоляция — это еще и испытание на прочность семейных отношений», — детализировал специалист.
Он рассказал, что некоторым родителям будет казаться: лучший способ пережить изоляцию для детей — это забить их день полезными развивающими занятиями так, чтобы не было ни минуты свободного времени. Однако в каждом возрасте у каждого ребенка есть свой индивидуальный ресурс памяти, внимания, саморегуляции, который отграничивает развитие от переутомления.
«В дошкольном возрасте уместны игровые формы развития, которые позволяют ребенку проигрывать социальные ситуации, нормы и правила поведения, которые потом станут основой для их поведения. Однако, мы должны помнить, что для дошкольника час усердных занятий на запоминание или удержание внимание — это предел, за который не стоит выходить. Для младших школьников учебная деятельность является ведущей и способствует интеллектуальному и психическому развитию детей. Но опять-таки нельзя просто дать школьнику тысячу заданий, который он должен выполнять в течении всего дня. Самый главный элемент учебы — это обратная связь, которая позволяет ребенку ощущать значимость своих стараний», — рассказал ученый.
Наиболее противоречивый возраст – подростковый, добавил декан, поскольку, здесь помимо внутренних изменений в эмоциональной сфере подростка, особым испытанием становится выстраивание отношений с родителем и организация контроля за всем, что происходит в жизни ребенка.
«В подростковом возрасте особую роль играет общение со сверстниками и кумирами, через которые подросток познает мир социальных отношений, формирует собственные ценности. Наша задача — стать для него другом на сколько это возможно и оказать поддержку, если она ему требуется», — заявил эксперт.
Возвращаясь к ограничениям, академик напомнил о том, что сниженная физическая активность — это тоже фактор риска для снижения иммунитета и тонуса.
«Да, мы сейчас меньше передвигаемся по улице, не можем посещать бассейн и фитнес центры, но зато у нас появляется время и возможность заниматься физической культурой дома, перейти на правильное питание, найти новые полезные рецепты красоты и здоровья в сети. А главное, мы можем всей семьей объединиться против вируса и создать островок здорового образа жизни, не выходя из дома», — сообщил профессор.
По его словам, преподаватели МГУ в режиме удаленной работы обеспечивают полноценный образовательный процесс для студентов, осваивая вместе с ними новые технологии и онлайн платформы — это отличная почва для проявления креативности всех участников образовательного процесса, когда только совместное желание получать качественные знания позволяет быстро и ловко перестроиться на новые условия обучения.
«Так как все мы разные, у нас по-разному происходит восприятие одной и той же ситуации. Кому-то достаточно получить поддержку и внимание близких, чтобы не поддаться панике, а кому-то требуется помощь профессионалов — психологов, психиатров, социальных работников. Уже сейчас в стране работает несколько горячих линий и сайтов поддержки для всех, кто чувствует неуверенность, панику, или просто не знает, как ему организовать собственную жизнь в условиях пандемии и ограничений. Волонтеры факультета психологии МГУ уже принимают активное участие в работе горячих линий по всей стране и готовы оказать квалифицированную помощь всем, кто в ней нуждается», — рассказал ученый.
Также Российское психологическое общество совместно с Европейской федерацией психологических ассоциаций и Международным союзом психологической науки при ЮНЕСКО регулярно обменивается рекомендациями и опытом по психологическому сопровождению людей в условиях пандемии.
«Наша общая задача – минимизировать возможность контакта с вирусом, а вируса с нами. Мы должны изолировать себя, чтобы создать социальную депривацию самому коронавирусу и не дать ему возможность ввести нас в состояние реальной изоляции, ограничений и неудобств. Следуя психологическим рецептам сохранения психологического благополучия и самоорганизации в условиях пандемии, мы сможем вместе бойкотировать вирус и безболезненно вернуться к привычной жизни», — подытожил Зинченко.
Ваша корзина пуста