Морозова Оксана Евгеньевна – магистрант, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32», Московская область, Раменский район, д. Нестерово
В статье рассматриваются интеллектуальное развитие детей, влияние игры на интеллект. Развивающая игра – эффективное средство формирования таких процессов как: память, внимание, мышление.
Ключевые слова: интеллект, игра, дошкольник, развитие.
Игра – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире [1,287]. Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо разжечь.
Всестороннее развитие детей дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируется воображение, и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию игр, процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме.
У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Именно в ней конкретным образом изменяется мышление ребенка, его воображение, а любопытство и любознательность превращаются в познавательную потребность, которая ищет своего удовлетворения. В игре рождаются мотивы новой деятельности – учения, которое будет целенаправленно способствовать интеллектуальному развитию ребенка [4,160].
Понятие «интеллект» определяется достаточно разнообразно, но в общем, это индивидуальные способности, относимые к познавательной сфере. Под интеллектом подразумеваются все познавательные процессы человека: ощущение, внимание, восприятие, памяти, представления, мышления, воображения [1,93].
В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большое желание познавать что-то новое.
Существуют разнообразные развивающие и дидактические игры, которые используют педагоги для развития интеллекта детей.
В ходе игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком и детей между собой, их общение в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, кубиками. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как продолжение его игровой деятельности. И это способствует интеллектуальному развитию ребенка в игре. n
1. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд / Вопросы психологии. – 2015. – №1. – 368 с.
2. Айрумян Г.С., Нагорнова Л.В. Дидактическая игра в дошкольном возрасте // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). – Чита: Молодой ученый, 2016. – С. 60–62.
3. Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. – М., 2014. – 301 с.
4. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2011. – 231 с.
5. Давидчук А.Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3–7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. – M.: Сфера, 2017. – 176 с.
Ваша корзина пуста