Борисова Оксана Феликсовна – кандидат педагогических наук (Снежинск, Челябинская область)
Социальное партнёрство важная проблема управления образованием. Оно означает не только практику совместной выработки решений, но также сбалансированность взаимной ответственности. Социальное партнёрство в образовании вызвано непрерывным процессом нарастания социального и культурного разнообразия в современном обществе. Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. Социальное партнерство педагогический коллектив МБДОУ №4 рассматривает как один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь. Это инструмент, с помощью которого, представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность.
Что влияет на социальное развитие маленького гражданина? Несомненно, этот процесс происходит, прежде всего, в семье. Ведь именно семья является основным транслятором знаний, ценностей, отношений, традиций от поколения к поколению. Атмосфера семьи, теплые взаимоотношения ребенка и родителей, стиль воспитания, который определяется нормами и правилами, принятыми в семье и которые родители передают своим детям, – все это оказывает огромное влияние на социальное развитие малыша в семье.
Создание условий для успешной социализации ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста в настоящее время является актуальным. Так как современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Мы знаем, что основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит на семью и дошкольное учреждение возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства. И все нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательной организации говорят об этом.
Работа детского сада становится для родителей открытой и доступной системой для объективной оценки качества дошкольного образования.
Семья и дошкольное образовательное учреждение – главные институты социализации ребенка. Их влияние значительно усиливается, если сотрудники детского сада взаимодействуют с родителями на основе партнерских отношений.
Для нашего детского сада актуально создание условий для успешной социализации детей раннего возраста с 1 до 3 лет. Ежегодно к нам приходят на адаптацию до 60 воспитанников.
В нашем детском саду создана программа по взаимодействию с родителями на основе социального партнерства как ресурса социокультурного развития и успешной социализации ребенка. Срок реализации данной программы – 2010-2018 гг.
В данную программу внесены изменения в соответствии с введением ФГОС ДО в 2014 году.
Цель: Создание единого образовательного пространства «детский сад – семья», обеспечивающего целостное развитие личности ребенка, через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
Принципы:
• единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания ребёнка;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• завноправие и равная ответственность родителей и педагогов МБДОУ.
1. Организационно-управленческий блок задач.
• Нормативно-правовое (предполагает подготовку и принятие нормативных и законодательных материалов по утверждению педагогического сопровождения семейного воспитания: на основе постановлений федерального и регионального правительства, документов управления образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и т.д.).
• Организационное обеспечение.
• Управление программой образовательного учреждения по педагогическому сопровождению семьи.
2. Информационно-просветительский блок задач.
• Ознакомление родителей с содержанием программы поддержки и педагогического сопровождения.
• Организация системы конкретных мер по просвещению семей в вопросах развития и воспитания детей: создание рубрик в печатных изданиях г. Снежинска, на телевидении и радиостанциях; подготовка видеосюжетов для показа в местных новостях, а так же на электронных носителях; информационное просвещение родителей через официальный Интернет сайт МБДОУ; распространение листовок, буклетов, журналов и других печатных изданий на базе МБДОУ с их дальнейшим распространением; открытие консультативных пунктов на базе МБДОУ с привлечением специалистов.
• Кадровое обеспечение реализации работы по проекту. Планирование и реализация работы по психолого-педагогическому, медицинскому, культурологическому просвещению и повышению квалификации специалистов, задействованных в программе педагогического сопровождения семьи.
3. Содержательный блок задач.
• Научно-методическое обеспечение содействия семейному воспитанию: разработка содержания семейного воспитания с учетом особенностей регионального развития – это программы и методические рекомендации по обучению основам медико-педагогических знаний родителей. Создание методических объединений творческих групп по доработке модели социального партнерства с родителями.
• Разработка содержания семейного воспитания с учетом социокультурных и культурно-исторических традиций, а также проблем и особенностей развития общества. На этом этапе организации совместной деятельности семей предполагается издание и распространение буклетов и брошюр, методических пособий с адресным назначением; распространение лучшего семейного опыта в средствах массовой информации и на официальном Интернет сайте МБДОУ; проведение семейных праздников, обогащение совместного досуга.
• Внедрение эффективных технологий сотрудничества ДОУ с семьями в практику психолого-педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений.
1-й этап. Разработка проекта модели в образовательном пространстве МБДОУ.
• Определение содержания, форм и методов процесса взаимодействия семьи и детского сада.
• Создание банка данных нормативных и правовых документов по организации данного взаимодействия.
• Анализ существующей образовательной среды ДОУ и семьи. Формы.
• Выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах воспитания и образования педагогических кадров и родительской общественности.
2-й этап. Реализация проекта модели взаимодействия семьи и детского сада.
• Развитие системы мониторинговой службы детского сада, в которую включены педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинские работники, воспитатели групп и др.
• Планирование работы МБДОУ по взаимодействию целей всех служб.
• Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу ДОУ по связям с семьей и родительской общественностью.
• Правовое обеспечение процесса.
3-й этап. Переход к разноуровневому процессу взаимодействия семьи и детского сада в ходе реализации данной модели.
• Создание диагностических методик и карт семьи с учетом каждого ребенка.
• Выбор и апробация образцов технологий работы с семьей для каждой категории специалистов.
• Разработка групповых моделей по взаимодействию с семьями воспитанников МБДОУ. Социальное партнерство в ДОУ имеет ряд характеристик, отражающих современные социальные реалии. Если раньше традиционное общение дошкольных учреждений с социумом отличалось значительной степенью директивности, присутствием внешнего давления, то сейчас такое партнерство характеризуется, прежде всего, добровольностью, паритетным характером отношений, балансом интересов.
С целью отработки механизма (технологии) социального партнерства в МБДОУ №4 создана модель социального партнерства с родителями воспитанников.
Для разработки и реализации модели ежегодно (в начале и конце учебного года) проводится мониторинг типов семей воспитанников в ДОУ.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников, направленные на создание единого
образовательного пространства, используемые в МБДОУ №4
• Повышение качества усвоения программного материала и объективная оценка результатов освоения основной образовательной программы.
• В детском саду создана атмосфера взаимоуважения.
• Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы и детского сада
• Научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
• Большая часть родителей активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
• Повысилась педагогическая грамотность родителей.
• Повысилась профессиональная компетентность педагогов в выстраивании эффективного общения с семьями воспитанников.
• Обогатился опыт межличностного общения детей, родителей и педагогов.
• Гармонизация отношений «ребенок –
родитель».
• Созданы условия для самореализации родительского потенциала.
• Создан один из механизмов, обеспечивающих высокое качество образования.
• Повышение статуса МБДОУ.
Основываясь на своем опыте, мы можем точно сказать, что у каждого детского сада есть ресурсы для эффективного взаимодействия с родителями:
• творческий поиск нового, внедрение инновационных форм и методов работы;
• организация наглядной педагогической пропаганды детского сада, способствующая популяризации деятельности учреждения;
• обогащение отношений детей и родителей в ходе эмоционально-насыщенного общения, привлечения родителей к участию в деятельности ДОУ;
• организация совместно с родителями распространения опыта работы.
Ваша корзина пуста