ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

О.Н. Лаврентьева. Формирование вербального интеллекта дошкольников посредством игровой деятельности

Полный текст

Лаврентьева Оксана Николаевна – заместитель заведующего по воспитательной и методической работе д/с № 207 «Эдельвейс» (Тольятти Самарская область)

В данной статье раскрываются основные направления работы по формированию вербального интеллекта дошкольников посредством игровой деятельности.

Ключевые слова: вербальный интеллект, игра, STEM-образование.

Одной из главных задач ФГОС ДО является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста, создание условий для развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками. ФГОС ДО выделяет «Основные принципы дошкольного образования», среди которых «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (1. п. 1.4.7.).

Дошкольный возраст– это период активного развития личности ребенка. Именно в этом возрасте происходит психологическое и интеллектуальное формирование. Фундамент интеллекта, который закладывается в первые годы жизни, будет существенно влиять на умственные способности ребенка на протяжении всей его жизни. У дошкольника развивается память, внимание, восприятие, происходит переход от наглядно-действенного к логическому мышлению. Но интеллект следует рассматривать не только как умение мыслить, но и делать выводы, умозаключения.

Современного ребенка окружает богатая информационная среда, поэтому задача взрослых – научить дошкольника из разных источников добывать для себя полезную информацию, обрабатывать ее и анализировать, применять знания на практике. Необходимо расширять кругозор ребенка, поощрять его любознательность, давать «пищу» для размышления. Ведь «для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р. Декарт)

Благополучная адаптация к новой обстановке, усвояемость материала, успешная подготовка к школе – всё это является основой основ интеллектуального развития.

А дошкольный возраст– это самый благоприятный период для развития вербального интеллекта ребенка, потому что в это время начинает формироваться личность. Главное – заложить фундамент для успешного развития и обучения дошкольника.

«Подструктурами общего интеллекта является образование невербального и вербального интеллекта. Вербальный интеллект показывает особенности вербально-логической формы общего интеллекта с преимущественной опорой на знания, которые, в свою очередь, зависят от образования, жизненного опыта, культуры, социальной среды каждого отдельного индивида» [3]

Вербальный интеллект – способность оперировать словесной информацией.

Существует несколько факторов, от которых зависит, как будет протекать развитие вербального интеллекта: наследственность, среда, темперамент и характер. Некоторые причины, влияющие на интеллект ребенка, изменить трудно. Но их можно подкорректировать.

Наблюдая за детьми дошкольного возраста, можно отметить, что у многих познавательная активность на низком уровне, дети мало чем интересуются, не всегда проявляют интерес к новому, материал трудно усваивается и запоминается.

Именно поэтому в нашем детском саду №307 «Эдельвейс» создана инновационная площадка «Сказочные лабиринты игры» (технология развивающих игр В.В. Воскобовича), STEM-лаборатория, где ребенок в интересной, увлекательной форме имеет возможность всесторонне развиваться. Процесс развития будет более благоприятным, если он будет проходить через ведущий вид деятельности ребенка – игру. Игра – это средство развития познавательных процессов, расширения и закрепления представлений об окружающем мире. Через игровую форму информация воспринимается легко и непринужденно. Интеллектуально-вербальному развитию дошкольников способствуют словесные, дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, режиссерские игры. В процессе игровых действий развиваются познавательные способности: умение мыслить, воспринимать и запоминать информацию.

Н.К. Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя [2]. Д.Б. Эльконин выделяет четыре важные функции для игры: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство развития умственных действий, средство познания и средство развития произвольного поведения [5].

Для того чтобы процесс формирования вербального интеллекта приобрел успешную форму, нами были разработаны рекомендации:

1. Учет возрастных, индивидуальных особенностей.
2. Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды.
3. Организация систематичных занятий, стимулирующие вербальный интеллект.
4. Использование игровых приемов.
5. Привлечение родителей для повышения эффективности работы с детьми-дошкольниками по развитию вербального интеллекта.

Первое условие развития вербального интеллекта – выстраивание благоприятного коммуникативного пространства, т.е. создание комфортной среды общения. Взрослый формирует и выстраивает взаимоотношения между сверстниками, педагогам и ребенком, между ребенком и коллективом, исключая стрессогенные факторы.

Второе условие в воспитательно-образовательном процессе – это организация предметной среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Созданная воспитателем предметная среда должна способствовать творческому самовыражению каждого ребенка, давая ему возможность действовать самостоятельно.

Необходимо оборудовать в каждой возрастной группе детского сада мини-лаборатории, дидактические уголки, предназначенные для развития и обучения детей по различным направлениям.

Необходимо организовать развивающую среду, где педагог должен уделять особое внимание содержанию занятия, так как оно должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становлению его способностей. Наиболее результативным на занятиях является привлечение детей к совместному решению учебных задач, подведение к самостоятельным выводам, включение в занятия проблемных ситуаций [4].

Для организации образовательного процесса, нацеленного на развитие вербального интеллекта, в детском саду оборудованы площадки:

• Кабинет развивающего обучения «Фиолетовый лес» (игровые технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»).

• STEM-лаборатория (конструирование, мультстудия, экспериментирование, пособие Фребеля, математическое развитие).

• В группах старшего дошкольного возраста – «Уголки будущего школьника».
Третье педагогическое условие: совокупность форм, методов и средств, направленная на развитие вербального интеллекта у детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса.

Одно из главных средств разития вербального интеллекта – это игра. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся анализу и синтезу, умению обобщать, делать умозаключения, учатся культуре общения друг с другом, развивая логическое мышление. В работе по развитию вербального интеллекта воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные, логические, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Для развития вербального интеллекта нами использованы следующие приемы:

• Развивающие игры В.В. Воскобовича: «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Фонарики, «Логоформочки», «Черепашки», «Шнур-затейник», «Чудо-цветики», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Геоконт» и другие.
• Блоки Дьенеша.
• Палочки Кюизенера.
• Пособие Петерсона.
• Набор Фребеля «Конструктор».
• Кубики, уникуб Никитина.
• Головоломка «Танграмм», «Колумбово яйцо».
• Рамки-вкладыши Монтессори.

Еще одним главным средством развития вербального интеллекта, является художественная литература, подобранная с учетом возрастных особенностей детей, после прочтения которой ребенку предлагается задание: заучить, пересказать, проанализировать, высказать свое мнение.

Работая над содержанием произведения, у дошкольника обогащается пассивный и активный словарь, он знакомится со значением слов, формируется грамматический строй речи. Ребенок учится анализировать произведение, давать словесно-оценочную характеристику главным персонажам и событиям, происходящим в сюжете.

Необходимо прививать любовь не только к чтению, но и к спорту. Особенно в командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса. Занятия коллективными видами спорта повышают уверенность в себе, учат командной работе, тренируют лидерские способности. Марк Вайнапель, разработчик концепции «ИГРАЮ. ДВИГАЮСЬ. УЧУСЬ», говорит: «Игры VAY TOY позволяют проводить обучение детей в подвижной форме, объединяя интеллектуальное развитие ребёнка и его двигательную активность. Игры учат сравнивать, различать, запоминать, логически мыслить, читать и считать, ориентироваться в пространстве и принимать решения. Они знакомят с цветами, формами и свойствами фигур, величиной, логическими цепочками и решением задач геометрического судоку».

И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны. [4]

А через наблюдения за окружающим миром у дошкольника формируется целостная картина мира, обогащается социальный опыт. В наблюдении у детей развивается познавательный интерес, психические процессы. Отслеживая события, происходящие вокруг, ребенок учится обобщать, строить логические и причинно-следственные связи, находить закономерности и отличия в получаемой информации.

В дальнейшем все впечатления, полученные ребенком после наблюдений, переносятся в продуктивную деятельность, выстраиваются ассоциации с усвоенными ранее фактами. Через рисование, лепку, аппликацию ребенок передает чувства и эмоции от накопленных им знаний и умений.

Наиболее успешному развитию вербально-интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста помогает внедрение компьютерной технологии системы интенсивного развития способностей, которая развивает психические процессы и мыслительные операции: умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять существенное, делать умозаключения.

При использовании интерактивного оборудования: песочницы, доски, сенсорной панели, стены-скалодрома, интерактивного пола, стола развиваются мыслительные способности, мелкая и крупная моторика, координация движений, креативность, смекалка и логическое мышление.

Четвертое педагогическое условие – взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на развитие вербального интеллекта. Семья – первая школа вербально-интеллектуального развития ребенка, где должна присуствовать благоприятная атмосфера. Поэтому необходимо организовывать познавательный досуг ребенка: посещать музеи, выставки, театры, расширяя тем самым кругозор ребенка.

Система педагогического сопровождения семьи включает в себя:

• индивидуальное консультирование по вопросам организации семейного воспитания, создания комфортной среды дома;

• информирование родителей о развитии ребенка, имеющихся трудностях и перспективах.

Пятое педагогическое условие – преемственность школы и детского сада: дети поступают в школу информационно развитыми и эрудированными, с высоким уровнем познавательных интересов, имеют способность к абстрагированию и проявляют нестандартное мышление. У дошкольников развит творческий потенциал (неординарность подходов, оригинальность в решении вопросов, у них высокий уровень самоанализа и самоконтроля).

Дети дошкольного возраста могут быть достаточно подготовлены к решению задач в вербально-интеллектуальной сфере, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт.
  2. Крупская Н.К. Дети – наше будущее. – М.: Наука, 1986. – 86 с.
  3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. – М., 1969.
  4. Чепцова Н.А. Психолого-акмеологические условия развития стартовой готовности детей к обучению в школе в поливариативном дошкольном образовании: дис. …канд. псих. наук. – Ярославль, 2006. – 120 с.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.