ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Полякова Е.Д. Родительский клуб в детском саду как форма сотрудничества с родителями

Полный текст

Полякова Евгения Дмитриевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24 «Золотая рыбка», г. Ессентуки, Ставропольский край.

Семья – первый и основной фактор успешной социальной адаптации ребенка. Ее включенность в работу образовательного учреждения, степень контакта родителей и специалистов, наличие общих целей и алгоритмов действий показывают качество воспитательно-образовательной работы в детском саду, эффективность запланированных мероприятий, уровень психологического комфорта в детском и взрослом коллективе.

Сегодня изменилось отношение государства к семье. Стала другой и сама семья. В Законе «Об образовании» сказано, что именно родители являются первыми наставниками и педагогами своих детей, а ДО активно помогает семье.

Необходимо говорить о семейной адаптации к детскому учреждению. Если родители «принимают» детский сад, положительно относятся к его сотрудникам, укладу жизни, то это уже половина успеха адаптации малыша к детскому коллективу, детскому учреждению как к еще одной важной стороне жизни. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах адаптации к изменившимся условиям быта, режима, контактов – одна из важнейших задач клуба.

Современные родители должны понимать, что воспитание ребенка в большей мере зависит именно от семьи. К сожалению, воспитательная функция семьи в настоящее время реализуется недостаточно. Родители уделяют всё своё внимание материальной стороне, считая, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а воспитание и развитие – дело детского сада и школы.

Проведенные исследования показали, что подавляющее большинство родителей не уделяют должного внимания семейному воспитанию (65% родителей считают своей главной заботой материальное благополучие ребенка), но в то же время подтвердили возросший интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу ДО (до 80% опрошенных выразили желание принять в нем активное участие). 90% родителей согласны с тем, что семейное воспитание ребенка важно и нужно, но отметили свою педагогическую некомпетентность в этой области.

Проанализировав взаимодействие педагогов и семей, мы выявили следующие проблемы:

  • все мероприятия для родителей носят массовый характер (родительские общие и групповые собрания, конференции, семинары-практикумы). Эти формы недостаточно отвечают запросам родителей и педагогов по установлению взаимного сотрудничества в воспитании детей;
  • круг родителей, участвующий в образовательной деятельности детского сада, ограничен;
  • использование педагогического потенциала воспитателей и специалистов ДО недостаточное;
  • родительский и педагогический опыт воспитания пересекаются недостаточно, освещение и обмен информацией происходит без должной мотивации к совместному сотрудничеству.

Поиск наиболее эффективных способов вовлечения родителей в жизнь детского сада стал актуальной проблемой для педагогов. И родители, и педагоги заговорили о создании сообщества, объединении взрослых, где вопросы воспитания и образования детей будут освещаться со всех сторон, прорабатываться в разных формах.

Причем все высказывали мнение, что встречи в таком сообществе должны носить постоянный, творческий характер, помогать в деле воспитания детей, решать возникающие проблемы, способствовать появлению нового коллектива «родители-педагоги».

Провели «тихую» акцию – опрос всех участников образовательного процесса – с целью выяснения предпочтений, как лучше построить взаимное сотрудничество воспитателей, родителей и специалистов, какую форму работы считать основной и приемлемой. В холлах, коридорах детского сада поместили листовки-опросники (рядом поставили стаканчики с цветными маркерами), где взрослые отмечали: красный плюс – да, согласен, это здорово; желтый плюс – это надо хорошо всё обдумать; синий плюс – не согласен.

Позже педагоги провели подсчет голосов по всем опросным листам и объявили совместное решение: на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24 «Золотая рыбка» открывается клуб для родителей, детей, педагогов и специалистов. Это оказалась наиболее эффективная форма по числу голосов. Такая форма сотрудничества даст возможность пробудить интерес родителей к жизни детей в ДО, активизировать их к участию в совместной деятельности с детьми, к возможности на практике совершенствовать родительские компетенции.

В этот же день был объявлен конкурс на лучшее название клуба, победителей ждали призы. Родительский клуб получил название «Тёплые встречи». Активная группа родителей и педагогов занялась разработкой Положения о родительском клубе.

Родительский клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.

В основе организации взаимодействия детского сада и семьи должно лежать принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании ребенка. В связи с этим инициативной группой был разработан Примерный план работы родительского клуба. Целью плана стало изучение образовательных запросов родителей дошкольников, опыт их осуществления, а также развития разных форм социально-педагогического партнерства, психологической помощи.

Родительский клуб как творческая группа единомышленников

Когда собираются вместе несколько человек на продолжительный срок, между ними происходят процессы, помогающие или препятствующие появлению такого единого организма, как «группа». Группа людей, объединенных одной целью, одними интересами, творческой мотивацией представляет собой живую систему, в которой всё взаимосвязано. Работа клуба – объединение единомышленников. Они подпитывают и дополняют друг друга, обогащают опытом, приобретают навыки, развиваются за счет включенности в общее дело. Настрой каждого члена клуба служит источником духовной силы, знаний, эмоциональной поддержки для других.

Через некоторое время работы клуба можно увидеть и сделать выводы: сформировался творческий коллектив или, наоборот, все развалилось, ничего не получилось.

Клуб живет по определенным правилам, у его членов есть общие цели, планы, единство интересов, в нем проходят циклически повторяющиеся мероприятия (игры, тренинги, праздники). У каждого участника есть свой социальный статус, зависящий от признания его другими членами.

Можно выделить несколько задач, решив которые организаторы клубной работы смогут обеспечить положительное действие всех процессов, сделать так, чтобы участники стали близкими единомышленниками, а не просто случайным набором людей, которых «пригнали» на очередное заседание.

1. Определить правила жизни коллектива

В каждом клубе они могут быть свои, особенные, принятые всеми членами. Например:

  • психологически безопасная, комфортная среда для диалога между родителями и специалистами ОО;
  • вся работа ведется на стороне уважения личности: исключены критика, назидательность, лекции, доклады; каждое мнение важно и каждый опыт ценен;
  • каждая встреча организована как совместная практическая деятельность родителей и специалистов детского сада;
  • каждая встреча учитывает интересы и пожелания родителей, педагогов, волнующие темы и вопросы для обсуждения.

2. Очертить границы отношений

Границы отношений – это правила, по которым происходит общение между людьми. Они напрямую касаются определения личного пространства, то есть границ личности конкретного человека.

Если границы известны (каждый очерчивает свои), становится понятно, чего ждать от другого человека, с чем к нему обращаться, на что рассчитывать, как действовать. У каждого члена могут быть свои границы, которые зависят от того, как он себя «поставил», то есть как определил пределы дозволенного. Желательно, чтобы правила отношений одинаково касались всех членов клуба.

Границы отношений обозначают:

  • что именно выполняется безоговорочно;
  • что настоятельно рекомендуется;
  • что можно обсудить;
  • по каким вопросам и к кому, в какое время можно обращаться;
  • как обозначено личное пространство.

3. Сплотить группу

Сплотить членов клуба – создать у них чувство принадлежности к группе, ощущение причастности к ее целям, интересам, успехам. Для сплочения членов группы существуют различные игры, упражнения, где участники знакомятся лучше друг с другом.

Игры на сплочение группы

1. Доверие. Участники разбиваются по парам, один закрывает глаза, другой его сопровождает по заранее проложенному пути (между стульями, предметами). Затем пары меняются ролями.

2. Расскажи всё по порядку. Группа также разбивается на пары (если участники еще не знакомы, то ведущий сам разбивает их на пары: становится спиной и на касание кого-либо отсылает то влево, то вправо. Так образуются две команды, стоящие напротив друг друга. Стоящие объединяются в пары). В течение пяти минут один из группы должен рассказать о другом как можно больше: интересы, увлечения, семья, работа и пр.

3. Найди пару. Каждый получает цветные ромашки. Нужно найти того, у кого ромашка такого же цвета. Кто нашел, создает свою пару, они берутся за руки.

4. А вы знаете, что я… Каждый из присутствующих по очереди произносит фразу «А вы знаете, что я…», дополняя ее чем-то необычным, например, занимаюсь в конноспортивном клубе».

5. Давайте говорить друг другу комплименты. Передавая друг другу какой-либо предмет (шар, мяч), нужно сказать комплимент.

4. Установить ценности группы

Как правило, это обычные общечеловеческие ценности (нормы этики, коммуникации, интеллектуальная собственность и др.).

5. Определить традиции и ритуалы

При разработке Положения о родительском клубе члены клуба столкнулись с целым арсеналом целей:

  • обеспечить необходимое психолого-педагогическое и методическое сопровождение отношений родителей и детей, воспитателей и специалистов (открыто высказывать свое мнение, получать необходимую помощь, иметь доступ к сайтам специалистов и учреждения, рассчитывать на уважение и этику общения);
  • установить партнёрские отношения между детским садом и семьёй в вопросах развития, обучения и воспитания дошкольников. Родители – не наблюдатели, а участники образовательного процесса, что находит отражение в проведении совместных заседаний, подготовке праздников, марафонов, акций, а если нужно – и ремонта!
  • организация консультативно-просветительской работы, направленной на организацию партнерского диалога «педагоги-родители» с учётом всех коммуникативных особенностей и интересов последних;
  • повышение имиджа и популяризация работы ДО в родительской среде. Родительский клуб призван объяснить и наглядно продемонстрировать, чем и как занимается детский сад, а также призвать семью к сотрудничеству, к совместной работе и участию во всех крупных делах детского сада.

Были поставлены задачи работы клуба:

  • формирование единого пространства семьи и дошкольного учреждения в воспитании и развитии дошкольников;
  • психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей практическим приемам игрового и творческого взаимодействия с детьми;
  • определение и передача положительного опыта семейных отношений;
  • содействие сохранению и укреплению психологического здоровья детей, родителей и педагогов;
  • помощь в адаптации семей, связанной с привыканием к новой среде обитания и требованиям, предъявляемым в детском учреждении;
  • установление доверительных равноправных отношений между семьей и детским садом.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.