ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Р.С. Батырова. Создание интерактивной образовательной среды в условиях цифровой трансформации образования

№12 2020 Р.С. Батырова.  Создание интерактивной образовательной среды в условиях цифровой трансформации образования
Полный текст
Батырова Раиса Сорикоевна – заведующая МАДОО №107 «Суадон», г. Владикавказ

В статье представлен опыт работы по созданию интерактивной образовательной среды в рамках реализации Национального проекта «Образование. Успех каждого ребенка». Использование цифровых образовательных технологий открывает новые возможности в организации образовательного процесса в детском саду. Созданная в детском саду интерактивная образовательная среда закладывает основы для формирования «пространства детской реализации», развивающего обучения детей, позволяет переходить на новый формат детско-взрослого взаимодействия, нацеленного на развитие детской инициативы и самостоятельности.

Ключевые слова: цифровые образовательные технологии, интерактивная образовательная среда, детская цифровая лаборатория, лего-конструирование, робототехника, техническое моделирование.

В настоящее время идёт модернизация и цифровизация системы дошкольного образования. Цифровые компетенции стремительно развиваются. Использование информационных технологий открывает новые возможности для организации образовательного процесса в детском саду.

Цифровые образовательные технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации системно-деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОО.

В рамках реализации национального проекта «Образование. Успех каждого ребенка» ДОО №107 «Суадон» г. Владикавказа одной из первых получила современное цифровое оборудование.

В детском саду создана современная цифровая среда, которая позволяет детям развиваться быстрее и эффективнее за счет интерактивного взаимодействия взрослого с ребенком.

Созданию интерактивной образовательной среды предшествовала серьезная работа по повышению, цифровой информационной компетентности педагогов ДОО.

Нами были проведены разнообразные мероприятия: семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы, конкурсы.

Педагоги прошли обучение по работе с имеющимся у нас цифровым оборудованием.

Инновационная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы позволяет нам больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, на дополнительные занятия, проектно-исследовательскую и событийную деятельность.

Это очень важно для нас с учетом темы нашей инновационной проектной площадки.

Новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технологии создания детского сообщества, позволяют нам реализовывать задачи по созданию интерактивной образовательной среды в условиях цифровой трансформации образования.

Хочется отметить, что в образовательной области «Познавательное развитие» недостаточно методов и приемов по организации в детском саду цифровой образовательной деятельности.

Программа позволяет нам осуществлять переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы и самостоятельности.

Семинар-практикум по применению интерактивной доски в образовательной деятельности

Творческая группа педагогов нашего дет­ского сада в соответствии с ФГОС ДО, инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы», парциальной программой «Образовательная робототехника» А.В. Корягина разработала свою парциальную образовательную программу по техническому направлению «Экспериментариум».

Программа «Экспериментариум» включает в себя:

  1. «Лего-конструирование». (Программа начального уровня.)
  2. «Образовательная робототехника и основы программирования».
  3. «Основы технического моделирования».

Программа «Экспериментариум» направлена на:

 

  • организацию конструктивно-модельной деятельности;
  • организацию проектно-исследовательской деятельности;
  • развитие коммуникационных способностей детей;
  • развитие детской инициативы, самостоятельности;
  • развитие познавательной деятельности;
  • успешную социализацию ребенка;
  • развитие мелкой моторики и др.

 

Образовательная программа «Экспери­ментариум» имеет мультимедийное сопровождение, а также алгоритмы проектирования и создания 32 конструкторских моделей.

Мастер-класс по робототехнике для педагогов

В детской цифровой лаборатории педагог дополнительного образования проводит занятия в соответствии с расписанием два раза в неделю во второй половине дня по подгруппам.

Для демонстрации и алгоритма построения схем, моделей, проектов педагог активно использует интерактивную доску. Дети, в свою очередь, имеют возможность, самостоятельно экспериментируя, моделировать будущую постройку на интерактивной доске.

В каждой группе имеются центры конст­руирования, оснащенные разнообразными LEGO-конструкторами разных размеров: город и городские жители, семья, большая ферма, транспорт, космос, которые позволяют детям самостоятельно в свободной деятельности активно закреплять конструкторские и инженерные навыки.

Цифровые информационные технологии дети осваивают по принципу от простого к сложному. Каждый ребенок развивается в своем темпе, и, как только научится собирать базовые модели, переходит к созданию более сложных моделей и проектов. Каждый участник проекта может не только самостоятельно выбирать направления, но и воплощать соб­ственные идеи, делая первые шаги в робототехнике и конструировании.

Мастер-класс по робототехнике и лего-конструированию

Занятия строятся на принципах развивающего обучения. Всё цифровое оборудование используется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

Во время утреннего круга педагог обсуждает с детьми предстоящую работу по конструированию, а вечером совместно подводят итоги. В процессе такой работы было выявлено, что с выполнением заданий по схеме, по образцу дети справляются легко, а с воплощением собственных идей, инициатив возникают сложности. Чтобы поддержать инициативу ребенка в траектории его развития, педагог дополнительного образования проводит индивидуальные занятия.

В процессе проектно-исследовательской деятельности у детей развиваются ключевые навыки: самостоятельность, инициатива, логическое мышление, коммуникабельность, аналитическое мышление, умение работать в команде, которые являются целевыми ориентирами ФГОС ДО.

В нашем детском саду создана система активного включения родителей в образовательный процесс, разработанная в рамках реализации инновационного проекта РАО («ИОП родителей детей дошкольного возраста»).

Активно работает родительский клуб «Компетентный родитель», целью которого является повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей через воздействие родительской общественности на других родителей.

Цифровые образовательные технологии стали важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей в том числе для организации онлайн-конференций, консультаций.

Провели мастер-класс «Лего-конструирование». Начали с самого простого: знакомство родителей с конструктором, его деталями, их названием и способом соединения деталей.

В целях информационно-образовательной поддержки всех участников образовательного процесса активно используется современное цифровое образовательное пространство: информационно-образовательный портал для родителей, онлайн мастер-классы на платформе Zoom, современные мессенджеры.

Данные современные информационные медиа-ресурсы позволяют представлять образовательный контент; создавать ленты публикаций с оперативным обновлением; получать комментарии участников образовательного процесса; осуществлять обмен сообщениями; вести прямые трансляции в приложениях; создавать и поддерживать свой образовательный бренд.

Занятия с детьми в детской цифровой лаборатории

Наша дошкольная образовательная организация в режиме инновационного процесса активно сотрудничает с Международной пе­дагогической академией дошкольного образования, Министерством образования и науки РСО-Алания, «Организационно-методичес­ким центром» Администрации местного самоуправления г. Владикавказа, кванториумом, планетарием, Республиканским институтом повышения квалификации педагогов, государственным педагогическим институтом, Центром «Доверие».

На перспективу планируем:

1. Переориентировать содержание работы клуба «Компетентный родитель» на организацию игровой деятельности родителей и детей, в ходе которой они будут осваивать цифровое оборудование.

2. Разработать разнообразные игровые образовательные форматы, которые позволили бы сделать активным участником образовательного процесса как ребенка, так и родителя.

3. По инициативе родительского актива создать в детском саду совместный образовательный проект «пространство будущего» и организовать его защиту с дальнейшим представлением лучшего проекта перед родительской общественностью образовательного комплекса и родительской общественностью г. Владикавказа совместно с приглашением эксперта по дошкольному образованию.

4. Используя робототехнические конструкторы, Lego-конструкторы, 3D-ручки, дети продолжат создавать собственные проекты, защищать и доказывать оригинальность собственного опыта.

Созданная интерактивная образовательная среда в детском саду закладывает основы для формирования «пространства детской реализации», развивающего обучения детей, прививает интерес к непрерывному развитию, пробуждает в детях их естественный интерес к совместным исследованиям и получению новых знаний в процессе интересных игр.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.