В статье представлен опыт работы по созданию интерактивной образовательной среды в рамках реализации Национального проекта «Образование. Успех каждого ребенка». Использование цифровых образовательных технологий открывает новые возможности в организации образовательного процесса в детском саду. Созданная в детском саду интерактивная образовательная среда закладывает основы для формирования «пространства детской реализации», развивающего обучения детей, позволяет переходить на новый формат детско-взрослого взаимодействия, нацеленного на развитие детской инициативы и самостоятельности.
Ключевые слова: цифровые образовательные технологии, интерактивная образовательная среда, детская цифровая лаборатория, лего-конструирование, робототехника, техническое моделирование.
В настоящее время идёт модернизация и цифровизация системы дошкольного образования. Цифровые компетенции стремительно развиваются. Использование информационных технологий открывает новые возможности для организации образовательного процесса в детском саду.
Цифровые образовательные технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации системно-деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОО.
В рамках реализации национального проекта «Образование. Успех каждого ребенка» ДОО №107 «Суадон» г. Владикавказа одной из первых получила современное цифровое оборудование.
В детском саду создана современная цифровая среда, которая позволяет детям развиваться быстрее и эффективнее за счет интерактивного взаимодействия взрослого с ребенком.
Созданию интерактивной образовательной среды предшествовала серьезная работа по повышению, цифровой информационной компетентности педагогов ДОО.
Нами были проведены разнообразные мероприятия: семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы, конкурсы.
Педагоги прошли обучение по работе с имеющимся у нас цифровым оборудованием.
Инновационная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы позволяет нам больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, на дополнительные занятия, проектно-исследовательскую и событийную деятельность.
Это очень важно для нас с учетом темы нашей инновационной проектной площадки.
Новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технологии создания детского сообщества, позволяют нам реализовывать задачи по созданию интерактивной образовательной среды в условиях цифровой трансформации образования.
Хочется отметить, что в образовательной области «Познавательное развитие» недостаточно методов и приемов по организации в детском саду цифровой образовательной деятельности.
Программа позволяет нам осуществлять переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы и самостоятельности.
Семинар-практикум по применению интерактивной доски в образовательной деятельности
Творческая группа педагогов нашего детского сада в соответствии с ФГОС ДО, инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы», парциальной программой «Образовательная робототехника» А.В. Корягина разработала свою парциальную образовательную программу по техническому направлению «Экспериментариум».
Программа «Экспериментариум» включает в себя:
Программа «Экспериментариум» направлена на:
Образовательная программа «Экспериментариум» имеет мультимедийное сопровождение, а также алгоритмы проектирования и создания 32 конструкторских моделей.
Мастер-класс по робототехнике для педагогов
В детской цифровой лаборатории педагог дополнительного образования проводит занятия в соответствии с расписанием два раза в неделю во второй половине дня по подгруппам.
Для демонстрации и алгоритма построения схем, моделей, проектов педагог активно использует интерактивную доску. Дети, в свою очередь, имеют возможность, самостоятельно экспериментируя, моделировать будущую постройку на интерактивной доске.
В каждой группе имеются центры конструирования, оснащенные разнообразными LEGO-конструкторами разных размеров: город и городские жители, семья, большая ферма, транспорт, космос, которые позволяют детям самостоятельно в свободной деятельности активно закреплять конструкторские и инженерные навыки.
Цифровые информационные технологии дети осваивают по принципу от простого к сложному. Каждый ребенок развивается в своем темпе, и, как только научится собирать базовые модели, переходит к созданию более сложных моделей и проектов. Каждый участник проекта может не только самостоятельно выбирать направления, но и воплощать собственные идеи, делая первые шаги в робототехнике и конструировании.
Мастер-класс по робототехнике и лего-конструированию
Занятия строятся на принципах развивающего обучения. Всё цифровое оборудование используется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.
Во время утреннего круга педагог обсуждает с детьми предстоящую работу по конструированию, а вечером совместно подводят итоги. В процессе такой работы было выявлено, что с выполнением заданий по схеме, по образцу дети справляются легко, а с воплощением собственных идей, инициатив возникают сложности. Чтобы поддержать инициативу ребенка в траектории его развития, педагог дополнительного образования проводит индивидуальные занятия.
В процессе проектно-исследовательской деятельности у детей развиваются ключевые навыки: самостоятельность, инициатива, логическое мышление, коммуникабельность, аналитическое мышление, умение работать в команде, которые являются целевыми ориентирами ФГОС ДО.
В нашем детском саду создана система активного включения родителей в образовательный процесс, разработанная в рамках реализации инновационного проекта РАО («ИОП родителей детей дошкольного возраста»).
Активно работает родительский клуб «Компетентный родитель», целью которого является повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей через воздействие родительской общественности на других родителей.
Цифровые образовательные технологии стали важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей в том числе для организации онлайн-конференций, консультаций.
Провели мастер-класс «Лего-конструирование». Начали с самого простого: знакомство родителей с конструктором, его деталями, их названием и способом соединения деталей.
В целях информационно-образовательной поддержки всех участников образовательного процесса активно используется современное цифровое образовательное пространство: информационно-образовательный портал для родителей, онлайн мастер-классы на платформе Zoom, современные мессенджеры.
Данные современные информационные медиа-ресурсы позволяют представлять образовательный контент; создавать ленты публикаций с оперативным обновлением; получать комментарии участников образовательного процесса; осуществлять обмен сообщениями; вести прямые трансляции в приложениях; создавать и поддерживать свой образовательный бренд.
Занятия с детьми в детской цифровой лаборатории
Наша дошкольная образовательная организация в режиме инновационного процесса активно сотрудничает с Международной педагогической академией дошкольного образования, Министерством образования и науки РСО-Алания, «Организационно-методическим центром» Администрации местного самоуправления г. Владикавказа, кванториумом, планетарием, Республиканским институтом повышения квалификации педагогов, государственным педагогическим институтом, Центром «Доверие».
На перспективу планируем:
1. Переориентировать содержание работы клуба «Компетентный родитель» на организацию игровой деятельности родителей и детей, в ходе которой они будут осваивать цифровое оборудование.
2. Разработать разнообразные игровые образовательные форматы, которые позволили бы сделать активным участником образовательного процесса как ребенка, так и родителя.
3. По инициативе родительского актива создать в детском саду совместный образовательный проект «пространство будущего» и организовать его защиту с дальнейшим представлением лучшего проекта перед родительской общественностью образовательного комплекса и родительской общественностью г. Владикавказа совместно с приглашением эксперта по дошкольному образованию.
4. Используя робототехнические конструкторы, Lego-конструкторы, 3D-ручки, дети продолжат создавать собственные проекты, защищать и доказывать оригинальность собственного опыта.
Созданная интерактивная образовательная среда в детском саду закладывает основы для формирования «пространства детской реализации», развивающего обучения детей, прививает интерес к непрерывному развитию, пробуждает в детях их естественный интерес к совместным исследованиям и получению новых знаний в процессе интересных игр.
Ваша корзина пуста