ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

С.А. Логвиненко. Формирование элементарных навыков программирования и алгоритмики у детей с помощью информационно-коммуникационных технологий и MatataLab

Полный текст

В настоящее время дошкольное образование находится на этапе серьезного обновления, а именно интеграции новых форм обучения. Также в нашу жизнь постоянно внедряются информационные технологии: компьютеры, компьютеризированные роботы, интерактивные игрушки, которые вносят свои коррективы в традиционное видение развивающей сферы обучения.

Данные технологии вызывают неподдельный интерес у детей, но нужно уметь предложить ребенку игрушки или компьютер так, чтобы формировалась всесторонне развитая личность. В связи с этим возникает вопрос о месте и роли дошкольного учреждения в формировании у воспитанников информационной компетентности и поэтому сегодня первостепенное значение уделяется формированию информационно-коммуникационных навыков у дошкольников. Другими словами новое информационное общество выдвигает социальный заказ педагогам на создание личности ребенка с адекватной ориентацией в информационном пространстве, способной принимать решения в нестандартных ситуациях в условиях избытка и недостатка информации. Этим и определяется актуальность изучения данной темы.

Многозначимой проблемой для всех дет­ских учреждений является снижение уровня познавательной активности воспитанников детско-взрослой деятельности. Исходя из поставленной проблемы следует выделить объект исследования: познавательная активность детей дошкольного возраста, а также предмет исследования: использование ИКТ в детско-взрослой образовательной деятельности как средства развития познавательной активности у детей.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что активность детей в познавательной сфере будет повышена, если в процессе обучения будут применены ИКТ и набор MatataLab.

Задачи исследования:

1. Выявить причины низкой познавательной активности детей дошкольного возраста.

2. Изучить значимость информационных технологий для формирования познавательной активности детей дошкольного возраста.

3. Разработать сценарии детско-взрослой образовательной деятельности с использованием средств информационных технологий в образовательной сфере «Познание» и внедрить их в практику работы дошкольного учреждения.

Для решения поставленных задач использовались различные методы: теоретические и эмпирические. А именно, анализ литературных источников разных видов, в том числеи официальных документов, различного уровня отчётов, документов совещаний дошкольного учреждения, конференций разного уровня, публикаций в журналах и на сайтах; наблюдение за детьми дошкольного возраста, беседа с родителями, детьми, педагогический эксперимент.

Главенствующим фактором в потере детского интереса к занятиям является однообразие форм и методов, которые используют воспитатели в детско-взрослой образовательной деятельности. Для обеспечения же эффективности учебно-воспитательного процесса нужно применять творческий подход, сочетать насыщенность многообразных приёмов, создавать некую сказку и волшебство, способные заинтересовать любого ребенка. Поэтому в нашем дошкольном учреждении и было решено формировать элементарные навыки программирования и алгоритмики, способствующие преумножению знаний, стимулированию познавательного интереса, совершенствованию умений самостоятельно получать и анализировать информацию, планировать деятельность, уметь самостоятельно оценивать свои действия, выстраивать собственные суждения грамотно и логично.

 

Для реализации цели исследования, а именно уточнения влияния ИКТ на развитие познавательной активности детей, нами используются компьютерные программы, а также набор от производителя MatataLab – для изучения основ алгоритмики и программирования. Дети наиболее эффективно приобретают необходимые навыки и знания в процессе игровой деятельности, используя органы чувств.

Возможности набора позволяют создавать свои квесты, соревноваться в умении программировать робота. Программа составляется из блоков с символами на специальном поле, распознаётся с помощью камеры и передаётся на робота. С помощью компьютера дети самостоятельно учатся создавать свои специальные поля по различным областям знаний: правила дорожного движения, карта города, сказки и другие. Отмечено, что на занятиях с применением MatataLab, помимо познавательных компетенций ребенка, развивается еще и творческое воображение. Занятия с данным набором можно смело рекомендовать ребятишкам с ограниченными возможностями здоровья, MatataLab помогает активизировать непроизвольное внимание, научит планировать деятельность, наблюдая за передвижение робота, дети могут вносить коррективы на любом этапе.

Занятия выстраиваются на основе проблемного обучения, построения занятий от простого к сложному. На первых этапах дети знакомятся с фишками, направлениями на них, учатся ориентироваться в пространстве, формируя представление о пространственных отношениях относительно себя, других объектов. Параллельно у детей закрепляется порядковый счёт, умение соотносить число и количество.

Следующий этап связан с умением давать команды роботу matata. Дети уже знают символы на фишках и могут выкладывать путь по определенным направлениям. На занятиях можно использовать различные поля для робота: цветные, с геометрическими фигурами, созданные на компьютере детьми самостоятельно. При рассмотрении, анализировании проблемной ситуации дети наглядно видят результаты своих решений, могут проверить свои предположения, учатся самостоятельно исправлять совершенные ошибки.

На третьем этапе дети развивают творческие способности. Робота можно научить петь, танцевать, также дети знакомятся с понятием «цикл».

Вывод

Включая в свою работу занятия на компьютерах и с наборами MatataLab, педагоги не только создают современную мобильную среду, организуют интересные развивающие занятия, но и повышают мотивацию к развитию инженерно-технического мышления, выбору будущей профессии, стимулируют познавательный процесс, развивают логическое мышление, совершенствуют умения детей самостоятельно получать и анализировать информацию, планировать деятельность, уметь самостоятельно оценивать действия, выстраивать собственные суждения грамотно и логично, помогают стать детям счастливыми людьми.

Список литературы

1. Веракса Н.Е. Детское развитие: две парадигмы // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т.14. – № 2. – С. 102–108.

2. Калинина Т.В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного образования. – 2017. – №5.– С. 189–195.

3. Мусиенко С.И., Кравченко Л.В., Голо­вачева Т.А. К задачам завтрашнего дня готовимся сейчас // Игровая культура современного детства: Сб. статей II Международной научно-практической конференции / Под ред. И.А. Орловой и др. – М.: НАИР, 2018. – 184 с.

4. Пиянзина О.П. Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством икт / О.П. Пиянзина, Т.Б. Семенова. – Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Всероссийская весенняя психологическая сессия. – 2017. – С. 204–207

5. Пшенкина А.Ю. Влияние информационных технологий на развитие старших дошкольников // Обучение и воспитание: методики и практика. –2016.– № 26.– С. 46 – 48.

6. Солдатова Г.У. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. – М.: Смысл, 2018. – 375 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.