ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Синицына И.Ю. Выбор стратегии при обучении дошкольников чтению, содержание подготовительного этапа обучения

Аннотация

Дети очень разные: одни учатся читать легко, другие испытывают сложности. Эти сложности помогают лучше проанализировать процесс обучения, понять его важные особенности, а также сравнить между собой различные подходы и выбрать наилучшую стратегию при обучении малышей чтению. Основные трудности дошкольника в обучении чтению могут быть как мотивационными, говорящими об отсутствии у ребенка интереса к процессу, так и «техническими», связанными с неосвоенностью детьми необходимых для обучения умственных операций. Зная, какие именно операции должны быть освоены, взрослый может выстроить процесс так, чтобы все необходимые умения были получены, и ребенок мог успешно обучаться чтению далее. А значит, до основного этапа обучения следует провести крайне важный подготовительный этап, содержание и продолжительность которого зависят от исходного уровня ребенка. Важность этого этапа часто недооценивается взрослыми, в том числе педагогами, и это может сильно затормозить процесс обучения. На подготовительном этапе дети приобретают важные аналитические и синтетические умения, касающиеся как отдельных звуков, так и слов в целом, знакомятся с буквами, учатся составлять из них слоги-слияния.

Список литературы
  1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Знание, 1987. – 96 с. – (Нар. Ун-т. Пед. фак.; № 3).
  2. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М.: Педагогика, 1978.
  3. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа-Пресс», 1998.
  4. Жукова Н.С. Букварь. – М.: Эксмо, 2015.
  5. Зайцев Н.А. Кубики Зайцева: Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб., 1999.
  6. Кириллова Л. Энциклопедия методов обучения чтению (Буквы, слоги, кубики...). – М.: АСТ, 2008.
  7. Лобок А.М. Ребенок плохо учится – что делать? Нужно радоваться. https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2015/11/16/rebenok-ploho-uchitsya-chto-delat-nuzhno
  8. Лобок А.М. Как зажечь в ребенке огонь чтения? Умение и искусство читать в эпоху клипов и кликов // Народное образование. – 2021. –№6.
  9. Пчелинцева Ю.А. Словолодочки. Мама, научи меня читать! Авторский курс обучения чтению. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021.
  10. Синицына И.Ю. Насколько готов ребенок к обучению чтению? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №№4, 7.
  11. Синицына И.Ю. Игровой подход в обучении дошкольников чтению // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №9. 2014. №№7, 9, 2015. №№4, 8, 2016 №№3, 10, 2017 №1.
  12. Синицына И.Ю. Покатушки» – универсальное игровое пособие для обучения чтению и письму детей 4–7 лет // Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. – 2023. – №13. – С. 38–45.
  13. Школяренко Е.К., Цукерман Г.А. Как Винни-Пух и все-все-все научились читать. Сказка-букварь. В 2 книгах.
  14. Штернберг Л. Ребус-метод: Учебное пособие. – М.: Штернберг, 2021.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

Ключевые слова

дошкольники, методики обучения чтению, слог-слияние, складовая система, подготовительный этап обучения, умственные операции, фонематический слух, анализ, синтез, изучение букв, составление слов и складов