ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Смирнова Е.Н. Буктрейлер как средство приобщения дошкольника к художественной литературе

Полный текст

Смирнова Елена Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №2070», Образовательная площадка «Улыбка», пос. Коммунарка, г. Москва, en-smirnova-77@yandex.ru

Материал, представленный в статье, посвящен проблеме снижения интереса у дошкольников к чтению литературных произведений. Автор предлагает использовать технологию буктрейлера как средства формирования интереса к художественной литературе и представляет методические рекомендации к организации занятий с детьми с использованием технологии буктрейлера.

Ключевые слова: буктрейлер, интерес к чтению художественной литературы, алгоритм использования буктрейлера, методические рекомендации.

Актуальность данной работы связана с тем, что в современном обществе, где первое место заняли гаджеты, все реже встретишь дошкольников, увлеченных прослушиванием или чтением детской литературы. Современные родители укладывают своих чад спать под звуки мультфильмов с экранов их айфонов. В образовании наступает момент, когда книги совсем перестанут привлекать дошкольников. Педагоги дошкольных организаций должны предпринять попытки и изменить данную ситуацию, поскольку именно книга является наиболее ценным инструментом приобщения дошкольников к миру природы, искусству, изобразительному и музыкальному творчеству.

Использование художественного слова и чтение детям произведений известных писателей и поэтов позволяет развивать такие умения, как: высокая эмоциональная отзывчивость, способность сопереживать, умение рассуждать и оценивать проступки героев, сравнивать героев с поступками и личным примером своих близких и друзей. Повысить познавательный интерес и желание дошкольника всё больше слушать и читать вместе с воспитателями и родителями книги художественной литературы можно посредством использования технологии буктрейлера.

Буктрейлер – это короткий (длительностью до 3 минут) видеоролик по мотивам книги; видеоаннотация книги; ролик-миниатюра, который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует её содержание. Основная цель данной технологии – пропаганда чтения детьми книг. Это новый жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство, электронные и интернет-технологии.

Цель буктрейлеров – привлечение внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Он может быть в трех основных вариантах: фильм или мультфильм, презентация или комбинация этих форм. Яркие зрительные и звуковые образы, быстрота смены картинки, краткость – всё это отличительные особенности буктрейлеров.

Методическое руководство по созданию буктрейлера для дошкольников. Буктрейлеры можно классифицировать по двум параметрам:

1) по способу визуального воплощения текста: игровые (минифильм по книге); неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т.п.); анимационные (мультфильм по книге).

2) по содержанию: повествовательные (презентующие основу сюжета произведения); атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции); концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

Основные этапы работы по созданию буктрейлера

1) Выбор книги для рекламы. Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество. Это реклама новых книг и продвижение книг-юбиляров, создание буктрейлеров, приуроченных к датам и событиям, и др. В школьной библиотеке сегодня большое количество книг, которые нуждаются в рекламе, пропаганде. Сюжет должен показать основные яркие моменты книги. Это видеопрезентация вашей истории, где должны быть показаны герои, место, конфликт и интрига.

2) Создание сценария к буктрейлеру. Сюжет – это основа видеоролика, то, из чего он будет состоять. Важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать, что будет дальше можно, если прочтешь книгу. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить продуманно, взвешивать каждое предложение. Видеоролик не должен быть длинным, не более 3 минут, так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание зрителя – потенциального читателя.

3) Подбор материалов для видеоряда. Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео по тематике в интернете.

4) Скачанное с интернета видео необходимо конвертировать в формат avi.

5) Определение формата видео. Это может быть скринкаст, когда вы записываете и озвучиваете на видео презентацию из PowerPoint.

6) Выбрать программу для работы с видео. Их представлено множество: Windows MovieMaker; InShot (мобильное приложение), Camtasia studio и др.

7) Подобрать гиф-анимацию и футажи. Футажи – это заготовки видеофайлов.

8) Заключительный этап – видеомонтаж (вырезать / склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, наложить субтитры и пр. эффекты, переходы, разнообразную музыку, «свести» звук, потом записать на жесткий диск ПК, выложить ссылку на видеоматериал.

Далее вы можете ознакомиться с материалами мастер-класса, проведенным мной среди коллег нашей образовательной организации – «Школа № 2070», Образовательная площадка «Улыбка»

Данный мастер-класс адресован педагогам дошкольных организаций, для работы с детьми 5–7 лет (старший дошкольный возраст).

Тема: «Мастер класс по созданию буктрейлера книги для детей «Космос – энциклопедия для малышей Елены Ульевой»

Цель: формирование основных знаний детей о космосе, Солнечной системе, формирование устойчивого интереса дошкольников к книгам о космосе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей посредством использования технологии «Буктрейлер».

Материалы для ролика:

1)         фото- и видеоматериалы;

2)         иллюстрации и музыка, озвучка;

3)         разворот обложки с аннотацией;

4)         план работы.

Основные приемы: в ходе создания буктрейлера были использованы следующие приемы:

1)         Создание видеоролика – в программе InShot (мобильное приложение).

2)         Запись голоса – в программе «Диктофон».

3)         Звуковое сопровождение.

Технические средства:

1)     микрофон и камера – для создания собственных видео- и аудиоматериалов (в нашем случае это мобильный телефон);

2)     программы для работы – InShot (мобильное приложение);

3)     диктофон – для записи голоса;

4)     программа для склеивания видеофайлов – видеоконвертер.

Этапы разработки буктрейлера к книге Елены Ульевой «Космос – энциклопедия для малышей»

Данный буктрейлер был создан в программе InShot (мобильное приложение), скачанной в личный мобильный телефон из приложения PlayMarket.

1. Первым этапом создания моего буктрейлера был выбор книги, основное направление которой – знакомство детей с космосом. Я выбрала книгу «Космос – энциклопедия для малышей» Елены Ульевой.

2. Далее я придумала сценарий своего буктрейлера.

3. Нашла картинки – иллюстрации к книге, которые будут использованы в буктрейлере, собрала картинки в отдельную папку.

4. Выбрала одну из историй из данной книги, записала голоса участников буктрейлера и свой голос.

5. После того, как весь необходимый материал был готов, запустила в телефоне программу InShot (мобильное приложение) и весь собранный материал загрузила в проект программы InShot.

А именно:

1) основные иллюстрации.

2) записи голоса моего и героев данного буктрейлера.

3) добавила музыкальное «космическое» сопровождение.

4) наложила на иллюстрации записи голоса с диктофона и музыкальное сопровождение.

В ходе записи голоса и музыки по необходимости уменьшала тональность и громкость звука для того, чтобы на фоне музыкального сопровождения был слышен мой голос и голос героев фильма.

6) Закачала буктрейлер из своей почты на Яндекс.Облако, создала ссылку и поделилась ею с коллегами.

Всё! Буктрейлер создан. Всем хорошего просмотра.

Использование данной технологии позволило повысить познавательный интерес к чтению книг дошкольниками нашей группы. Дошкольники не только вооружились стремлением прослушать и прочесть больше книг, но и с удовольствием стали активными участниками создания буктрейлеров к любимым сказкам и рассказам.

Список литературы

  1. Буктрейлер как инструмент продвижения книги: методическое пособие / Сост. О. В. Рыкова. – Вологда: ВОУНБ, 2016. – 23 с.
  2. Буктрейлер как способ продвижения книги: Методическое пособие. – Улан-Удэ, 2019 –16 с.
  3. Гриценко З.А. Истоки и причины нечтения // Дошкольное воспитание. – 2020. – №4. – С. 33–41.
  4. Ефимова Л.А. Развитие интереса и любви к книге // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2018. – №3. – С. 82–88.
  5. Ульева Е.А. Космос – энциклопедия для малышей. – М.: Феникс-Премьер, 2017
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.