Смирнова Елена Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №2070», Образовательная площадка «Улыбка», пос. Коммунарка, г. Москва, en-smirnova-77@yandex.ru
Материал, представленный в статье, посвящен проблеме снижения интереса у дошкольников к чтению литературных произведений. Автор предлагает использовать технологию буктрейлера как средства формирования интереса к художественной литературе и представляет методические рекомендации к организации занятий с детьми с использованием технологии буктрейлера.
Ключевые слова: буктрейлер, интерес к чтению художественной литературы, алгоритм использования буктрейлера, методические рекомендации.
Актуальность данной работы связана с тем, что в современном обществе, где первое место заняли гаджеты, все реже встретишь дошкольников, увлеченных прослушиванием или чтением детской литературы. Современные родители укладывают своих чад спать под звуки мультфильмов с экранов их айфонов. В образовании наступает момент, когда книги совсем перестанут привлекать дошкольников. Педагоги дошкольных организаций должны предпринять попытки и изменить данную ситуацию, поскольку именно книга является наиболее ценным инструментом приобщения дошкольников к миру природы, искусству, изобразительному и музыкальному творчеству.
Использование художественного слова и чтение детям произведений известных писателей и поэтов позволяет развивать такие умения, как: высокая эмоциональная отзывчивость, способность сопереживать, умение рассуждать и оценивать проступки героев, сравнивать героев с поступками и личным примером своих близких и друзей. Повысить познавательный интерес и желание дошкольника всё больше слушать и читать вместе с воспитателями и родителями книги художественной литературы можно посредством использования технологии буктрейлера.
Буктрейлер – это короткий (длительностью до 3 минут) видеоролик по мотивам книги; видеоаннотация книги; ролик-миниатюра, который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует её содержание. Основная цель данной технологии – пропаганда чтения детьми книг. Это новый жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство, электронные и интернет-технологии.
Цель буктрейлеров – привлечение внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Он может быть в трех основных вариантах: фильм или мультфильм, презентация или комбинация этих форм. Яркие зрительные и звуковые образы, быстрота смены картинки, краткость – всё это отличительные особенности буктрейлеров.
Методическое руководство по созданию буктрейлера для дошкольников. Буктрейлеры можно классифицировать по двум параметрам:
1) по способу визуального воплощения текста: игровые (минифильм по книге); неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т.п.); анимационные (мультфильм по книге).
2) по содержанию: повествовательные (презентующие основу сюжета произведения); атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции); концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
1) Выбор книги для рекламы. Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество. Это реклама новых книг и продвижение книг-юбиляров, создание буктрейлеров, приуроченных к датам и событиям, и др. В школьной библиотеке сегодня большое количество книг, которые нуждаются в рекламе, пропаганде. Сюжет должен показать основные яркие моменты книги. Это видеопрезентация вашей истории, где должны быть показаны герои, место, конфликт и интрига.
2) Создание сценария к буктрейлеру. Сюжет – это основа видеоролика, то, из чего он будет состоять. Важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать, что будет дальше можно, если прочтешь книгу. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить продуманно, взвешивать каждое предложение. Видеоролик не должен быть длинным, не более 3 минут, так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание зрителя – потенциального читателя.
3) Подбор материалов для видеоряда. Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео по тематике в интернете.
4) Скачанное с интернета видео необходимо конвертировать в формат avi.
5) Определение формата видео. Это может быть скринкаст, когда вы записываете и озвучиваете на видео презентацию из PowerPoint.
6) Выбрать программу для работы с видео. Их представлено множество: Windows MovieMaker; InShot (мобильное приложение), Camtasia studio и др.
7) Подобрать гиф-анимацию и футажи. Футажи – это заготовки видеофайлов.
8) Заключительный этап – видеомонтаж (вырезать / склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, наложить субтитры и пр. эффекты, переходы, разнообразную музыку, «свести» звук, потом записать на жесткий диск ПК, выложить ссылку на видеоматериал.
Далее вы можете ознакомиться с материалами мастер-класса, проведенным мной среди коллег нашей образовательной организации – «Школа № 2070», Образовательная площадка «Улыбка»
Данный мастер-класс адресован педагогам дошкольных организаций, для работы с детьми 5–7 лет (старший дошкольный возраст).
Цель: формирование основных знаний детей о космосе, Солнечной системе, формирование устойчивого интереса дошкольников к книгам о космосе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей посредством использования технологии «Буктрейлер».
Материалы для ролика:
1) фото- и видеоматериалы;
2) иллюстрации и музыка, озвучка;
3) разворот обложки с аннотацией;
4) план работы.
Основные приемы: в ходе создания буктрейлера были использованы следующие приемы:
1) Создание видеоролика – в программе InShot (мобильное приложение).
2) Запись голоса – в программе «Диктофон».
3) Звуковое сопровождение.
Технические средства:
1) микрофон и камера – для создания собственных видео- и аудиоматериалов (в нашем случае это мобильный телефон);
2) программы для работы – InShot (мобильное приложение);
3) диктофон – для записи голоса;
4) программа для склеивания видеофайлов – видеоконвертер.
Данный буктрейлер был создан в программе InShot (мобильное приложение), скачанной в личный мобильный телефон из приложения PlayMarket.
1. Первым этапом создания моего буктрейлера был выбор книги, основное направление которой – знакомство детей с космосом. Я выбрала книгу «Космос – энциклопедия для малышей» Елены Ульевой.
2. Далее я придумала сценарий своего буктрейлера.
3. Нашла картинки – иллюстрации к книге, которые будут использованы в буктрейлере, собрала картинки в отдельную папку.
4. Выбрала одну из историй из данной книги, записала голоса участников буктрейлера и свой голос.
5. После того, как весь необходимый материал был готов, запустила в телефоне программу InShot (мобильное приложение) и весь собранный материал загрузила в проект программы InShot.
А именно:
1) основные иллюстрации.
2) записи голоса моего и героев данного буктрейлера.
3) добавила музыкальное «космическое» сопровождение.
4) наложила на иллюстрации записи голоса с диктофона и музыкальное сопровождение.
В ходе записи голоса и музыки по необходимости уменьшала тональность и громкость звука для того, чтобы на фоне музыкального сопровождения был слышен мой голос и голос героев фильма.
6) Закачала буктрейлер из своей почты на Яндекс.Облако, создала ссылку и поделилась ею с коллегами.
Всё! Буктрейлер создан. Всем хорошего просмотра.
Использование данной технологии позволило повысить познавательный интерес к чтению книг дошкольниками нашей группы. Дошкольники не только вооружились стремлением прослушать и прочесть больше книг, но и с удовольствием стали активными участниками создания буктрейлеров к любимым сказкам и рассказам.
Ваша корзина пуста